Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 7 / Предпринимательство

От базаров до гипермаркетов

Каждое решение главы государства или правительства, вносящее существенные изменения в деятельность рынков, знаменует собой не только очередной шаг к качественному улучшению в их деятельности, но и позволяет отследить динамику перемен в этом самом массовом сегменте розницы. За время реформ облик отечественных рынков претерпел кардинальные перемены.


Достаточно вспомнить, что еще сравнительно недавно нашей реальностью были неказистые, обветшалые базары, где грязь и антисанитария были неотъемлемой их частью, где торговали все, кто хотел, и всем, чем угодно. Не зря за ними закрепились презрительные названия – блошиные рынки и барахолки.

Начатые по инициативе главы государства преобразования не просто упорядочили торговлю на рынках и навели на них элементарный порядок. Благодаря им получился совершенно новый «продукт». Рынки разделили по профилю деятельности, прописали для них правила торговли, на реконструкцию, капитальный ремонт и строительство новых торговых площадок пошли сотни миллионов сумов из местных бюджетов и частных инвестиций. Модернизация позволила обновить рынки и сохранить колоритный образ восточного базара. В немалой степени этому способствовало то, что во главу угла были поставлены интересы потребителя.

Но процесс вывода отечественного ритейла на  современный уровень продолжается. Вектор ему на ближайшую перспективу задало Постановление правительства «О дополнительных мерах по упорядочению деятельности рынков и торговых комплексов» (от 28.08.2012 г. N 253).

На первый взгляд речь идет об очередном совершенствовании работы рынков, главной новацией которого стало исключение из их перечня вещевых рынков. Но, по большому счету, ничего неожиданного и нестандартного в этом решении нет. Новость была ожидаемая. То, что вещевые рынки доживают свой век, стало ясно в апреле 2010 года, когда вышло Постановление главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» N ПП-1326. Именно в нем было определено, что реализация непродовольственных товаров на рынках с 1 января 2011 года долж­на осуществляться только через стационарные торговые точки, оборудованные контрольно-кассовыми машинами и платежными терминалами.

Главная идея 253-го Постановления заключается в том, что «сиамских близнецов» решили разделить, и теперь каждый из них пойдет своим путем. Ведь прежде во всех нормативных нововведениях ведущие рынки – продовольственный и вещевой – шли в паре. Иной расклад уже виден и в отдельно взятом областном центре.

Рядом с продовольственным рынком в 9 микрорайоне Навои открылся торговый комплекс площадью более 2 тыс. кв.м, сделавший ставку на реализацию продуктов питания. Это уже вторая подобная торговая площадка в областном центре, и, возможно, не последняя. Торговые комплексы и многочисленные продовольственные магазины уже составляют реальную конкуренцию дехканским рынкам. Когда только начиналось масштабное обновление базаров, в Навои попытались осуществить, на первый взгляд, не­­­­­п­лохую идею: для удобства потребителей построить в микрорайонах современные продовольственные мини-рынки. Эксперимент оказался неудачным. На построенном в первом микрорайоне базарчике продавцов можно по пальцам пересчитать. Но закатилась звезда и над рынками, на которых в былые годы в воскресные дни из-за людского потока яблоку негде было упасть. На базаре в Кармане после реконструкции более двух третей торговой площади пустует. Даже на центральном продовольственном рынке в Навои можно обнаружить целые шеренги «вакантных» прилавков.

Трансформация вещевых рынков в торговые комплексы вроде бы показывает, что им есть куда расти. В том же Навои не мудрствуя лукаво сменили вывеску с «Навоийский вещевой рынок» на «Торговый комплекс» и продолжают работать как ни в чем не бывало. Формально такую «косметическую операцию» можно позволить. Бывшему рынку всего 3 года, и когда он строился, упор делался на сооружение стационарных торговых точек.

Однако в общепринятом понимании торговый комплекс – это совершенно иной формат, которому в наибольшей степени соответствуют супер- и гипермаркеты. В Навоийской области из девяти комплексов под «классику» попадают два. Остальные больше напоминают пчелиный улей, в котором каждая сотка живет своей отдельной жизнью и никак не связана с соседней. В них нет духа единого торгового пространства, зато в полной мере сохраняется аура вещевого рынка, с той лишь разницей, что вместо прежней кучи-малы, где продавцы и покупатели представляли собой одну большую толпу, торговая площадка усеяна десятками магазинчиков.

Два года назад, когда комплексы были для навоийцев еще в диковинку, в областном центре под вывеской торгового комплекса открылась первая торговая точка «Дархан», занявшая 2 385 кв.м. На ее территории работает 133 магазина, торгующих автозапчастями, стройматериалами, сантехникой, электробытовыми приборами. По словам директора «Дархана» Фархада Сиродджоева, все магазины принадлежат собственникам, и 80% торговых точек сданы в аренду, а сам комплекс зарабатывает на коммунальных услугах.

В конце минувшего года рядом с «Дарханом» открылся еще один четырехэтажный «вещевой рынок» – торговый комплекс «Техно Плаза». На первом этаже – магазины по реализации электробытовых приборов. На втором – стационарные точки по продаже одежды, кожгалантерейных и ювелирных изделий, парфюмерии, бытовой химии. Третий этаж пока пустует. Четвертый тоже ждет своих собственников или арендаторов, но, судя по вывескам, здесь планируется разместить точки общепита.

Возможно, «Дархан» и «Техно Плаза» – «новое слово» торговли в формате торговых комплексов. Хотя, если присмотреться, в их бизнес-модели можно заметить элементы биржевой торговли, где доходы собственников торговой площадки обеспечиваются за счет роста числа продавцов. С учетом того, что в действующих торговых комплексах на продовольственных рынках имеются пустующие торговые точки, а бывший вещевой рынок завершает строительство своего четырехэтажного здания, конкуренция за «брокеров» по законам жанра должна усилиться. Только выиграют ли от этого потребители – пока однозначно ответить сложно.

 

Амир МАХМУДОВ,

корр. «НТВ».

г.Навои.

Прочитано: 5043 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2013-02-20 00:01:16, Гость_:
А нельзя какнибудь и гипермаркеты построить, и базары сохранить - ведь без них Восток не Восток. Вот столица Франции не избавляется же от своего Чрева Парижа. Нет, наоборот стараются сохранить в нем колорит, описанный Гюго.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика