В соответствии со статьей 4 Закона «Об инвестиционной деятельности»1 инвесторы могут осуществлять инвестиции путем:
создания юридических лиц или долевого участия в их уставных фондах (капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций;
приобретения ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
приобретения права собственности в соответствии с законодательством, в том числе на объекты торговли и сферы обслуживания, жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами.
Инвесторы вправе осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству.
В соответствии со статьей 2 Закона «Об инвестиционной деятельности» реинвестицией является вложение прибыли (дохода), полученной в результате деятельности инвестора.
Согласно статьям 8, 23 указанного Закона инвестор имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться объектами и результатами инвестиций, а также их реинвестировать. Прибыль, полученная в результате инвестиционной деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей может быть реинвестирована или использована любым иным способом по его усмотрению.
Статьей 3 Закона «Об иностранных инвестициях»2 иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и другой деятельности, не запрещенной законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).
Доход, вкладываемый иностранными инвесторами в качестве реинвестиций в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, означает любые средства, полученные от инвестирования в Узбекистане, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений.
Согласно пункту 5 Положения о порядке применения налоговых льгот для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции3, налоговые льготы применяются при условии направления дохода, полученного в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия. Пункт 11 данного Положения предусматривает, что в случае принятия иностранным инвестором решения о репатриации прибыли и вывозе капитала в течение срока действия льгот они могут быть выполнены только после возмещения в бюджет суммы налогов, «сэкономленной» благодаря льготе за период ее действия.
Законодательство не содержит прямого запрета на вывод дохода, полученного от осуществления инвестиционной деятельности в Узбекистане, и его последующее вложение в объекты инвестиционной деятельности республики. Однако в случае применения налоговых льгот и преференций, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным инвесторам, вывод дохода за пределы Узбекистана может и, наиболее вероятно, будет расцениваться контролирующими органами как репатриация прибыли. Это приведет к отмене предоставленных льгот и преференций с даты их предоставления и возмещению в бюджет суммы налогов и других обязательных платежей, по которым ранее были предоставлены льготы. Бремя доказывания обратного будет возложено на субъект предпринимательства, который в отсутствие четкого порядка идентификации будет вынужден с помощью документов и комментариев к операциям по возврату прибыли из-за границы обосновывать реинвестирование.
В целях снижения рисков, с учетом правоприменительной практики и положений, регулирующих предоставление налоговых льгот и преференций предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным инвесторам, рекомендуется для признания вкладываемого дохода реинвестированием не выводить сумму полученного дохода за пределы Узбекистана.
P.S. Хотя в процессе исследования заданного вопроса было проведено тщательное изучение нормативно-правовых актов, публикуемый ответ не является профессиональной консультацией. Он выражает мнение лиц, его изучивших, исходя из их понимания ситуации.
Изложенное в этом материале мнение оставляет возможность для дополнительного изучения и последующего обсуждения вопроса. В любом случае перед конкретным применением нормативно-правовых актов целесообразно обращаться за профессиональной консультацией, чтобы учесть индивидуальные особенности отдельных случаев и принять оптимальное для конкретной ситуации решение.
Олег ДАМИНОВ, аудитор.
Андрей ЛУБЕНЕЦ, адвокат.
-----------------------------------
1От 24.12.1998 г. N 719-I.
2От 30.04.1998 г. N 609-I.
3Утверждено постановлением МФ, ГНК и МЭ, зарегистрированным МЮ 11.01.2012 г. N 2312.