РЕШЕНИЕ
ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОТ 18 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА
1. Кабинет Министров отмечает, что, несмотря на сохраняющиеся серьезные проблемы в глобальной экономике, в результате реализации важнейших приоритетов экономической программы на 2012 год обеспечены устойчивые высокие темпы экономического развития, макроэкономическая сбалансированность, стабильный рост уровня жизни населения и упрочение позиций страны на мировом рынке.
ВВП возрос на 8,2 процента, объемы производства промышленной продукции – на 7,7 процента, сельского хозяйства – на 7,0 процента, подрядных строительных работ – на 11,5 процента, розничного товарооборота – на 13,9 процента. Темпы инфляции сохранились на запланированном уровне и не превысили 7 процентов.
Государственный бюджет исполнен с профицитом в размере 0,4 процента к ВВП. На развитие социальной сферы направлено 59,2 процента всех его расходов. Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии, пособия и стипендии выросли за год в среднем на 26,5 процента, а реальные доходы населения – на 17,5 процента.
Важнейшим источником устойчиво высоких темпов роста экономики и диверсификации ее структуры явился растущий объем инвестиций в основной капитал, составивший 22,9 процента к ВВП. Привлечено инвестиций в эквиваленте 11,7 миллиарда долларов, или на 14 процентов больше, чем в 2011 году. Более 22 процентов всех инвестиций, или свыше 2,5 миллиарда долларов, составили иностранные инвестиции, из которых более 79 процентов – прямые иностранные инвестиции. Около 74 процентов всех инвестиций были направлены на производственное строительство. Завершена реализация 205 инвестиционных проектов.
Объем экспорта возрос на 11,6 процента, обеспечено положительное сальдо внешнеторгового оборота в размере более 1,12 миллиарда долларов. В структуре экспорта доля несырьевых готовых товаров составила более 70 процентов.
Устойчиво функционировала финансово-банковская система, совокупный капитал которой увеличился за 2012 год на 24,2 процента, объем депозитов – на 31,5 процента, в том числе депозиты населения – на 34,6 процента. Объем долгосрочных кредитов банков, выделенных на инвестиционные цели, увеличился на 30,7 процента.
Последовательно проводилась работа по дальнейшему кардинальному совершенствованию деловой среды – отменены 80 разрешительных процедур, 15 лицензируемых видов деятельности, в 1,5–2 раза сокращены формы и периодичность представления статистической, налоговой и иной отчетности. Это способствовало созданию за 2012 год свыше 23 тысяч новых субъектов малого бизнеса, доля которого в ВВП возросла до 54,6 процента, а объем его экспорта превысил 2,2 миллиарда долларов.
Высокими темпами развивалась сфера услуг, особенно такие высокотехнологичные и рыночные виды услуг, как услуги связи и информатизации – на 24,5 процента, компьютерное программирование – на 18 процентов, ремонт и обслуживание технологического оборудования – на 17 процентов, финансово-банковские услуги – на 17,6 процента. Доля сферы услуг в ВВП страны составила более 52 процентов.
В рамках реализации программ занятости населения создано 973,5 тысячи новых рабочих мест, из них в сельской местности – более 602,4 тысячи. Обеспечено трудоустройство свыше 450 тысяч выпускников профессиональных колледжей, окончивших учебу в 2012 году.
Вместе с тем имеются значительные неиспользованные резервы и возможности по обеспечению комплексного развития территорий, прежде всего за счет развития промышленности, в первую очередь по углубленной переработке сельскохозяйственного и минерального сырья, созданию в сельской местности современной сферы услуг и сервиса, ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Слабо используется имеющийся потенциал в Самаркандской, Бухарской, Сырдарьинской, Джизакской, Сурхандарьинской и других областях.
В условиях продолжающегося экономического кризиса и замедления темпов роста мировой экономики особое значение приобретает ускорение реализации проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, расширению номенклатуры и увеличению производства качественной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции и современных видов услуг, сокращению энергоемкости производства.
2. Исходя из достигнутых рубежей в экономике, долгосрочных целей на перспективу, реальной и прогнозируемой ситуации, складывающейся на мировом рынке, определить важнейшими направлениями и приоритетами экономической программы на 2013 год:
сохранение устойчивых высоких темпов роста, макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности экономики страны;
ускорение и расширение масштабов модернизации, технического и технологического обновления экономики и ведущих ее отраслей, диверсификация производства;
опережающее развитие дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры;
проведение активной инвестиционной политики и привлечение иностранных инвестиций, создание необходимой деловой среды как важнейшие условия и источники реализации мер по модернизации и обновлению страны;
создание рабочих мест и обеспечение занятости населения страны;
обеспечение неуклонного повышения уровня и качества жизни населения.
3. Кабинету Министров установить системный контроль за реализацией важнейших приоритетов экономической программы на 2013 год с ежеквартальным заслушиванием отчетов руководителей министерств, ведомств, коммерческих банков, хозяйственных объединений и предприятий о состоянии дел в отдельных отраслях и сферах экономики.
4. Первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Азимову Р.С., Министерству экономики (Саидова) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей, заинтересованными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями в срок до 1 апреля текущего года критически пересмотреть принятые программы социально-экономического развития регионов на 2012–2016 годы.
Исходя из оценки неиспользуемых резервов и производственных мощностей внести коррективы в принятые программы, обратив особое внимание на комплексное развитие регионов, определение приоритетных направлений с учетом специфики региона, ускоренный рост перерабатывающих отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, информационно-коммуникационных технологий и сферы услуг и на этой основе обеспечение занятости молодежи, достижение финансовой самообеспеченности и снижение субвенций.
О результатах проведенной работы доложить Кабинету Министров по итогам I квартала текущего года.
Кабинету Министров ежеквартально рассматривать на своих заседаниях ход реализации программ экономического и социального развития регионов.
5. Министерству экономики (Саидова) принять конкретные меры по усилению работы с министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями и местными органами власти и управления, направленной на обеспечение тесной взаимоувязки отраслевого и территориального развития, рационального размещения производительных сил с учетом специфических условий регионов, комплексного развития территорий.
О принятых мерах доложить Кабинету Министров по итогам I квартала и полугодия.
6. Комплексам Кабинета Министров совместно с Министерством экономики (Саидова), Министерством финансов (Юсупов), Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Ганиев), Фондом реконструкции и развития (Гулямов), хозяйственными объединениями – ответственными исполнителями в двухнедельный срок критически проанализировать состояние разработки проектно-сметной документации и хода реализации инвестиционных проектов, имеющих ключевое значение в выполнении экономической программы на 2013 год, и выработать конкретные меры по ускорению их реализации с корректировкой графиков работ.
О проделанной работе доложить на Президиуме Кабинета Министров.
7. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Ибрагимову Г.И., ГАК «Узбекэнерго» (Басидов) в двухнедельный срок разработать и утвердить комплекс дополнительных мер по ускорению реализации проектов строительства парогазовых электростанций, использованию альтернативных источников энергии, внедрению автоматизированной системы учета и контроля потребления электрической энергии, сокращению технологических потерь при выработке и транспортировке электроэнергии.
8. Кабинету Министров с привлечением Министерства экономики (Саидова), Министерства финансов (Гуськова), Министерства внешних экономических связей инвестиций и торговли (Ганиев) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями в месячный срок подготовить и внести проект Указа Президента Республики Узбекистан о поддержке и субсидировании экспорта, предусмотрев в нем создание Фонда поддержки и поощрения экспорта.
9. Кабинету Министров, Государственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Абдухакимов) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и институтами ежеквартально подводить итоги оценки состояния делового климата в стране в соответствии с принятыми в мировой практике критериями и принимать необходимые меры по дальнейшему улучшению деловой среды, устранению излишних ограничений, бюрократических барьеров и препон.
Результаты изменения состояния делового климата в стране ежеквартально рассматривать на заседаниях Кабинета Министров.
10. Кабинету Министров (Азимов) совместно с Министерством экономики (Саидова), ГАК «Узбекэнерго» (Басидов), НХК «Узбекнефтегаз» (Файзуллаев), ГАК «Узавтойул» (Абдуллаев), ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» (Раматов), Агентством «Узкоммунхизмат» (Холмухамедов), хокимиятом Ташкентской области (Холматов) в двухнедельный срок утвердить графики по ускорению строительства и реконструкции объектов транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры к вводимым в 2013 году производственным объектам на территории СИЗ «Ангрен».
11. Первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Азимову Р.С. совместно с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Ганиев), Министерством экономики (Саидова) и Министерством финансов (Гуськова), хокимиятом Джизакской области и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в I квартале 2013 года завершить все подготовительные мероприятия и согласование с уполномоченными органами КНР учредительных документов по созданию свободной индустриальной зоны с целью привлечения инвестиций и передовых инновационных технологий для эффективного использования ресурсной базы, развития промышленного и экспортного потенциала Джизакской области и граничащих с ней регионов.
12. Кабинету Министров обеспечить на ежеквартальной основе рассмотрение с участием руководителей соответствующих министерств, ведомств, хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента хода реализации проектов, предусмотренных Программой «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011–2015 годах», с принятием действенных мер по решению вопросов, препятствующих ускорению их реализации.
13. ГАК «Узавтойул» (Абдуллаев), Республиканскому дорожному фонду (Шукуров), Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента принять действенные меры по безусловному выполнению намеченных на 2013 год параметров строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и развития придорожной инфраструктуры.
О проводимой работе ежеквартально докладывать Кабинету Министров.
14. ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» (Раматов) в двухнедельный срок критически оценить ход реализации инвестиционных проектов по развитию железнодорожных коммуникаций и транспорта и внести уточнения в сетевые графики с определением необходимых мер по обеспечению безусловного их выполнения, обратив особое внимание на своевременное проведение в 2013 году работ по электрификации участков железной дороги Мараканд–Карши и Карши–Термез, реабилитации 240 км железнодорожных путей, а также завершение модернизации литейно-механического завода ГАЖК «Узбекистон темир йуллари».
15. Государственному комитету связи, информатизации и телекоммуникационных технологий (Мирзахидов) принять необходимые меры по:
внедрению в практику международных и отраслевых стандартов, системы критериев и индикаторов оценки уровня информатизации отраслей и сфер экономики страны и осуществлению по ним системного мониторинга;
ускорению разработки Концепции и комплексной программы формирования системы «Электронное правительство», внедрению электронных форм оказания интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению;
дальнейшему развитию коммуникационных технологий, повышению скорости передачи информации, завершению строительства более 2 тысяч км волоконно-оптических сетей и обеспечению широкополосного доступа к информационным ресурсам и информационным системам, созданию современных отечественных веб-ресурсов различной направленности в сети Интернет;
внесению до 1 апреля 2013 года на утверждение в Кабинет Министров проекта Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы на период 2013–2017 годы.
Кабинету Министров ежеквартально рассматривать ход выполнения Указа и Постановления Президента Республики Узбекистан о создании и организации деятельности Комитета и реализации принятых программ дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий.
16. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей, ИК «Кишлок курилиш инвест» (Хошимбеков), Госархитектстрою (Закиров), Министерству экономики (Саидова), Министерству финансов (Юсупов), «Кишлок курилиш банку» (Муллаханов) совместно с другими заинтересованными структурами до конца февраля текущего года обеспечить открытие финансирования и начало строительства жилых домов по типовым проектам, внешних инженерных и транспортных коммуникаций, объектов социальной и рыночной инфраструктуры на массивах индивидуального жилья в сельской местности.
Предупредить Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, руководителей ИК «Кишлок курилиш инвест», ОАКБ «Кишлок курилиш банк», Госархитектстроя (Тохтаев), ГАК «Узбекэнерго» (Басидов) и АК «Узтрансгаз» (Джураев) об их персональной ответственности за качественное и своевременное выполнение параметров утвержденной Программы строительства индивидуальных домов в сельской местности по типовым проектам.
Результаты принимаемых мер ежеквартально рассматривать на заседаниях Кабинета Министров.
17. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Закирову Б.И., Госархитектстрою (Тохтаев), ассоциации «Узмонтажспецстрой» (Шодиев) совместно с Министерством экономики (Ходжаев), Министерством финансов (Юсупов), АК «Узкурилишматериаллари» (Акрамов), другими заинтересованными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями в срок до 1 мая текущего года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров проект комплексной программы развития строительной индустрии на 2013–2015 годы, предусматривающей расширение производства современных видов строительных и отделочных материалов, повышение технической оснащенности подрядных организаций.
18. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов, руководителям хозяйственных объединений и предприятий в месячный срок разработать комплекс дополнительных мер по реализации основных направлений и параметров одобренной Олий Мажлисом Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год в разрезе отраслей и территорий.
Министерству труда и социальной защиты населения (Хаитов) установить системный мониторинг за реализацией мероприятий, предусмотренных в Программе создания рабочих мест и повышения занятости населения на 2013 год, с проведением совместно с Госкомстатом (Тураев) выборочных обследований на предмет достоверности показателей создаваемых рабочих мест и своевременно принимать меры, направленные на обеспечение безусловного ее выполнения.
Кабинету Министров ежеквартально рассматривать на заседаниях ход реализации утвержденной Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год в разрезе отраслей и территорий страны.
19. Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г.Ташкента персональную ответственность за обеспечение трудоустройства выпускников профессиональных колледжей 2012/2013 учебного года, создание всех необходимых условий для вовлечения их в предпринимательскую деятельность, расширение практики заключения трехсторонних договоров по приему на работу выпускников, а также проведение в областных центрах ярмарок вакантных рабочих мест с участием потенциальных работодателей для обеспечения занятости населения.
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (Кадыров) усилить надзор за достоверностью представляемых сведений о трудоустройстве выпускников профессиональных колледжей с привлечением виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.
20. Кабинету Министров в двухнедельный срок завершить разработку и внести проект Государственной программы «Год благополучия и процветания», предусмотрев в нем конкретные меры по дальнейшему совершенствованию норм законодательства, направленных на защиту прав, свобод и интересов человека, повышению эффективности системы государственной адресной социальной поддержки уязвимых слоев населения и малообеспеченных семей, улучшению условий и качества жизни, прежде всего сельского населения, укреплению материально-технической базы учреждений системы образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, повышению качества предоставляемых населению государственных услуг.
21. Контроль за исполнением настоящего протокольного решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М.
Президент
Республики Узбекистан
И.КАРИМОВ.