Norma.uz
Газета НТВ / 2025 год / № 38 / В помощь бухгалтеру

Авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами

 

В рекомендацию внесены изменения согласно:

• Закону N ЗРУ-1014 от 24.12.2024 г.;

• Закону N ЗРУ-1062 от 05.05.2025 г.;

• постановлению КМ N 547 от 28.08.2025 г.

 

Кто уплачивает
авансовые платежи
по налогуза пользование
водными ресурсами

В течение налогового периода – календарного года – уплачивайте авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами (ст. 448 НК).

При этом авансы по налогу не уплачивают:

•  сельскохозяйственные предприятия;

•  юрлица – нерезиденты Узбекистана, осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения;

•  дехканские хозяйства;

•  физлица.

Размер авансовых платежей рассчитывайте исходя из налоговой базы (предполагаемого объема использования воды) и установленных налоговых ставок.

Сумму авансовых платежей определяйте по формуле:

НА = НБП х Ст,

где:

НА – сумма авансовых платежей на год;

НБП – прогнозная величина налоговой базы;

Ст – ставка налога.

 

При расчете налога за пользование водными ресурсами учитывайте водные ресурсы, используемые из (ст. 442 НК):

•  поверхностных источников;

•  подземных источников.

Поверхностные источники

Подземные источники

•  реки;

•  озера;

•  водохранилища;

•  различные виды каналов
и прудов;

•  другие поверхностные водоемы и водные источники

•  артезианские колодцы
и скважины;

•  вертикальная
и горизонтальная дренажная сеть;

•  другие подобные сооружения

 

 

Как определять
налоговую базу
по налогу за пользование водными ресурсами

Налоговой базой является объем использованной воды (ст. 443 НК).

Для расчета авансовых платежей спрогнозируйте налоговую базу на текущий год исходя из предполагаемых:

•  объемов производства товаров (услуг);

•  численности работников;

•  площади орошаемых земель и т. п.

 

Если за календарный год сумма авансовых платежей окажется ниже суммы, подлежащей уплате по годовому расчету более чем на 10 %, налоговый орган пересчитает авансовые платежи исходя из фактической суммы налога и начислит пеню (ч. 6 ст. 448 НК).

 

Ведите постоянный учет потребления воды.

Спрогнозировать объемы потребления воды на год с точностью до 10 % не всегда возможно. Поэтому, чтобы вовремя скорректировать суммы авансовых платежей, нужно ежемесячно контролировать объемы фактического водопотребления. В случае увеличения налоговой базы по сравнению с прогнозом это позволит оперативно представить уточненную авансовую справку и уплачивать авансы без занижения.

 

Объемы воды, забранной из поверхностных и подземных источников, определяйте на основании показаний водоизмерительных приборов (счетчиков). Фиксируйте эти показания в акте, один экземпляр которого представляйте в водоснабжающую организацию (ст. 444 НК).

Если у вас не установлен счетчик потребления воды, определяйте налоговую базу на основе лимитов водозабора из водных объектов.

 

Лимиты водозабора устанавливаются (ст. 30 ЗРУ N 837-XII от 06.05.1993 г., разд. IV прил. N 1 к ПКМ N 82 от 19.03.2013 г.):

•  по водным источникам (рекам, коллекторно-дренажным водам, другим поверхностным водам);

•  по бассейновым ирригационным сис­темам, магистральным каналам (сис­темам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям –
органами водного хозяйства;

•  по подземным водам – органами водного хозяйства по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам;

•  для фермерских и дехканских хозяйств – обслуживающими их ассоциациями водопотребителей;

•  для коммунального и бытового хозяйств – соответствующими эксплуатирующими организациями.

 

Для определения налоговой базы также могут применяться технологические и санитарные нормы потребления воды, нормы полива посевов и зеленых насаждений или другие методы, обеспечивающие достоверность данных.

Учитывайте раздельно объемы использованной воды из поверхностных и подземных источников.

Если используете воду из водопроводной сети, куда она поступает из поверхностных и подземных источников, определяйте налоговую базу отдельно по каждому виду источника.

Для этого используйте соотношение объемов воды, поступающих в водопроводную сеть из поверхностных и подземных источников водных ресурсов. Его устанавливают в начале года водоснабжающие организации и сообщают в налоговые органы до 15 января. Налоговые органы в течение 3 дней должны довести эти данные до сведения налогоплательщиков (ч. 3 ст. 444 НК).

 

ПРИМЕР. Как определить налоговую базу исходя из соотношения воды, поступающей в водопроводную сеть

Согласно показаниям счетчика, предприятие использовало из водопроводной сети 10 000 куб. м воды. Соотношение водных ресурсов: из поверхностных источников – 90 %, из подземных –
10%. Налоговая база составит:

•  по объемам воды, использованной из поверхностных источников, – 9 000 куб. м (10 000 х 90%);

•  по воде из подземных источников – 1 000 куб. м (10 000 х 10 %).

Если при сверке объемов использованной воды с водоснабжающей организацией выявлены отклонения, отразите их в расчетах в том периоде, в котором произведена выверка (ч. 7 ст. 444 НК).

 

СИТУАЦИЯ. Предприятие потребило воды больше, чем указало в отчетности

Предприятие в 2024 году отразило в расчетах объем использованной воды за год в объеме 45 куб. м. В ходе выверки объемов в 2025 году выявили превышение объема использованной воды за 2024 год на 0,5 куб. м.

В каком налоговом периоде нужно это отразить?

Отклонение отразите в расчетах в том периоде, в котором произведена выверка, –
в 2025 году.

 

Уполномоченный орган в области водопользования и водопотребления ежегодно представляет ожидаемый объем используемых водных ресурсов для определения налоговой базы (ч. 9 ст. 444 НК).

•  не позднее 10 декабря текущего года – налоговым органам и юрлицам, использующим водные ресурсы в сельском хозяйстве, включая рыбоводческие хозяйства;

•  не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом, – налоговым органам по дехканским хозяйствам и физлицам.

Для дехканских хозяйств и физлиц налоговую базу определяют налоговые органы (ч. 10
ст. 444 НК).

Рыбоводческие хозяйства, занимающиеся разведением рыбы в искусственных водоемах, определяют налоговую базу исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных и искусственных водных объектов и сбрасываемой обратно в эти водные объекты (за исключением сбрасываемой в коллекторно-дренажную сеть)
(ч. 11 ст. 444 НК).

Если средств учета воды нет и невозможно определить фактический объем используемой воды в сельском хозяйстве (включая рыбоводческие хозяйства), налоговую базу определяйте по нормативам потребления водных ресурсов, утвержденным уполномоченным органом в области водопользования и водопотребления
(ч. 12 ст. 444 НК).

При использовании воды для охлаждения в процессе производства специальных агрегатов (турбин) определяйте налоговую базу исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных водных объектов для охлаждения турбин и сбрасываемой обратно в естественный водный объект. Этот метод применяйте при наличии достоверного учета воды или разрешения на специальное водопользование (ч. 13 ст. 444 НК).

 

Водопользователи обязаны установить водомеры на используемых скважинах
и родниковых водосборах. Запрещено эксплуатировать объекты забора подземных вод, не оборудованные приборами учета воды (за исключением индивидуального забора подземных вод физлицами для личных и хозяйственных нужд до 5 куб. м в сутки).

30 ноября 2025 года вступает в силу Административный регламент оказания государственной услуги по регистрации и пломбированию приборов учета воды, установленных на объектах забора подземных вод.

 

Как вести раздельный учет водопотребления

Если вы одновременно занимаетесь предпринимательством и деятельностью, в рамках которой налог не уплачивается, ведите раздельный учет используемой воды.

Если это невозможно, налоговую базу определяйте исходя из удельного веса чистой выручки от деятельности, по которой предусмотрена уплата налога, в общем объеме чистой выручки (ч. 14
ст. 444 НК).

 

СИТУАЦИЯ. Некоммерческая организация использует воду и в предпринимательской деятельности. Учет потребления воды – раздельный

Некоммерческая организация открыла платные учебные курсы и проводит их в специально построенном здании.

Как уплачивать налог за пользование водными ресурсами? 

Платные курсы организация проводит в отдельном здании, что позволяет вести раздельный учет используемой воды, приходящейся на некоммерческую и предпринимательскую деятельности (если установить отдельные счетчики).

Объем воды, потребленной в этом здании, облагается налогом. Объем воды, приходящийся на основную (некоммерческую) деятельность организации, не подлежит налогообложению.

 

СИТУАЦИЯ. Некоммерческая организация использует воду и в предпринимательской деятельности. Условий для раздельного учета воды нет

Некоммерческая организация открыла платные учебные курсы и проводит их в том же здании, где находится ее офис. Организация не может вести раздельный учет используемой воды.

Как уплачивать налог за пользование водными ресурсами?

В этом случае налоговая база определяется исходя из удельного веса чистой выручки от деятельности, по которой предусмотрена уплата налога, в общем объеме чистой выручки. Но поскольку в рамках некоммерческой деятельности нет выручки, за этот показатель можно взять объем целевых поступлений по некоммерческой деятельности, например, – поступлений от членских взносов (целевых поступлений).

Этот метод пропорционального учета потребленной воды отразите в учетной политике в целях налогообложения.

Налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) налоговые ставки, обязаны вести раздельный учет по таким видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим ставкам (ч. 16 ст. 444 НК).

К примеру, основной вид деятельности налогоплательщика – торговля. Также есть автомойка. В этом случае предприятие ведет раздельный учет по этим видам деятельности и рассчитывает налог в 2025 году (ст. 445 НК):

•  по объему воды, используемой для торговой деятельности, – по ставке 700 сум. за 1 куб. м (поверхностные источники водных ресурсов) и 850 сум. за 1 куб. м (подземные источники водных ресурсов);

•  по объему воды, используемой для мойки автотранспортных средств, – по ставке 15 000 сум. за 1 куб. м (с учетом 5-кратного размера при использовании поверхностных вод).

 

Какие налоговые ставки установлены
по налогу за пользование водными ресурсами

Налоговые ставки за водные ресурсы, забираемые из поверхностных и подземных источников в пределах установленного лимита, установлены в абсолютной величине за 1 куб. м в следующих размерах (ч. 1 ст. 445 НК):

N

Налогоплательщики
и объекты налогообложения

Налоговая ставка в расчете
за 1 куб. м (в сумах)

поверхностные источники
водных ресурсов

подземные источники
водных ресурсов

1

Предприятия всех отраслей экономики
(за исключением указанных в пункте 2).
Индивидуальные предприниматели.
Физлица, имеющие объекты недвижимого имущества нежилого назначения, предназначенные для предпринимательской деятельности и (или) извлечения дохода

700

850

2

Электростанции
и предприятия коммунального обслуживания

110

135

3

Объем воды, используемой для полива сельхозземель
и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства и физлиц,
имеющих земли сельхозназначения*

100

100

4

Объем воды, используемой для мойки автотранспортных средств

15 000

15 000

5

Объем воды, используемой для производства безалкогольных напитков и алкогольной продукции, кроме пива и вина

38 000

38 000

 

*К налоговой ставке применяются коэффициенты (ч. 2
ст. 445 НК):

•   0,5 – при внедрении водосберегающих технологий орошения и определении объема водозабора для полива по водоизмерительным приборам;

•   0,7 – при внедрении водосберегающих технологий орошения или определении объема водозабора для полива по водоизмерительным приборам;

•   0,7 – при определении объема водозабора для рыбоводства по водоизмерительным приборам;

•   1,1 – если водосберегающие технологии орошения не внедрены и объем водозабора для полива не устанавливается по водоизмерительным приборам.

Районным (городским) кенгашам народных депутатов предоставлено право устанавливать понижающий коэффициент до 0,7 и повышающий коэффициент до 1,5 к налоговой ставке. Исключение (ч. 3 ст. 445 НК):

•  электростанции и предприятия коммунального обслуживания;

•  вода, используемая для полива сельхоз­земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства и физлиц, имеющих земли сельхозназначения;

•  крупные налогоплательщики, перечень которых утверждается постановлением Президента.

 

Налог уплачивается в 5-кратном размере установленных налоговых ставок при (чч. 4–6 ст. 445 НК):

заборе воды сверх установленных лимитов водопользования – в части такого превышения;

использовании водных ресурсов без разрешительных документов;

использовании предприятиями, осуществляющими мойку автотранспортных средств, воды из поверхностных источников;

заборе подземных вод без водоизмерительных приборов (кроме случаев индивидуального забора физлицами для личных и хозяйственных нужд до 5 куб. м в сутки). Эта норма вступает в силу в августе 2025 года (ст. 3, 8 N ЗРУ-1062 от 05.05.2025 г.).

 

В какие сроки уплачивать авансовые платежи
по налогу за пользование водными ресурсами

Периодичность, сроки уплаты и размер авансовых платежей представлены в таблице (ч. 3 ст. 448 НК):

Налого-плательщики

Периодичность уплаты авансовых платежей

Сроки уплаты
авансовых платежей

Размер
текущего платежа

Юрлица – плательщики налога на прибыль
и НДС, у которых
сумма налога
за календарный год превышает 200 БРВ

Ежемесячно

Не позднее 20 числа каждого месяца

1/12 часть
годовой суммы налога

Другие юрлица
и индивидуальные предприниматели

Ежеквартально

Не позднее 20 числа третьего месяца квартала

1/4 часть
годовой суммы налога

 

 

С 1 июля 2023 года субъектам предпринимательства, включенным в Программу «20 тысяч предпринимателей – 500 тысяч квалифицированных специалистов» (за исключением г. Ташкента) на основании «договоров о сотрудничестве», предоставляется рассрочка по уплате налога (ч. 12 ст. 482 НК):

•  до 3 месяцев – при создании от 51 до 100 новых рабочих мест;

•  до 6 месяцев – при создании от 101 до 200 новых рабочих мест;

•  до 12 месяцев – при создании свыше 200 новых рабочих мест.

Рассрочка предоставляется (ч. 13 ст. 482 НК):

•  Налоговым комитетом на основании заявления субъекта предпринимательства;

•  без обеспечения залогом имущества, поручительства либо банковской гарантии, без начисления процентов, а также без проведения анализа финансового состояния и представления документов (за исключением случаев по части 1 статьи 98 НК).

 

Как скорректировать
авансовые платежи
при изменении
налоговой базы

Если в течение календарного года изменилась предполагаемая налоговая база, скорректируйте авансовые платежи за оставшуюся часть года.

 

ПРИМЕР. Как скорректировать авансовые платежи при изменении налоговой базы

Сумма налога, исходя из которой предприятие производило авансовые платежи, составляла 3 200 тыс. сум.

Авансовые платежи перечислялись в размере 800 тыс. сум. в квартал (3 200 / 4).

В августе предприятие продало одно из производственных зданий. Соответственно, уменьшился объем потребления воды.

До наступления срока очередного авансового платежа – не позднее 20 сентября – нужно пересчитать сумму авансовых платежей исходя из новой суммы налога и сдать уточненную авансовую справку.

После пересчета сумма налога составила
2 600 тыс. сум.

За III и IV кварталы предприятие должно перечислить в качестве авансовых платежей по 500 тыс. сум. ((2 600 – 800 х 2) / 2).

В какие сроки
представлять справку
по авансовым платежам

Справку по авансовым платежам по налогу за пользование водными ресурсами представляйте в следующие сроки (ч. 2 ст. 448 НК):

Налогоплательщики

Срок представления
справки

Вновь созданные

Не позднее 30 дней* с даты госрегистрации

У которых обязательства
по налогу возникли в течение налогового периода

Не позднее 30 дней* с даты возникновения налогового обязательства

Остальные налогоплательщики

Не позднее 20 января текущего года

 

*Срок, исчисляемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем (ч. 7 ст. 5 НК).

 

Если в течение налогового периода предполагаемая налоговая база изменяется, представьте уточненную справку о сумме налога (ч. 4 ст. 448 НК).

 

ПРИМЕР. Как представить уточненную справку по авансовым платежам при изменении налоговой базы

Предприятие не позднее 20 января текущего года представило справку по авансовым платежам, где отразило:

•  сумму налога за год исходя из предполагаемого объема использования воды – 24 млн сум.;

•  ежеквартальные авансовые платежи – 6 млн сум. (24 / 4).

15 августа текущего года предприятие продало один из объектов недвижимости, в связи с чем уменьшился объем потребляемой воды.

Предприятие до наступления очередного срока авансового платежа – 20 сентября – представило уточненную справку, в которой отразило:

•  пересчитанную сумму налога исходя из новой налоговой базы – 20 млн сум.;

•  авансовые платежи за I и II кварталы без изменения – по 6 млн сум.;

•  авансовые платежи за III и IV кварталы – по 4 млн сум. ((20 – 6 х 2) / 2).

 

Как рассчитать
авансовые платежи
для заполнения
авансовой справки

Рассмотрим на примере.

 

ПРИМЕР. Как рассчитать авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами

Производственное предприятие – плательщик НДС определило предполагаемый объем использования воды на 2025 год: 16 000 куб. м водопроводной воды и 20 000 куб. м подземной воды из скважины.

Соотношение водных ресурсов: из поверхностных источников – 90 %, из подземных – 10 %.

Исходя из соотношения поверхностных и подземных источников водных ресурсов предполагаемая налоговая база по водопроводной воде составляет:

•  поверхностные воды – 14 400 куб. м (16 000 х 90 %);

•  подземные воды – 1 600 куб. м (16 000 х 10 %).

Для предприятий промышленности установлены следующие ставки налога на 2025 год:

•  поверхностные воды – 700 сум. за 1 куб. м;

•  подземные воды – 850 сум. за 1 куб. м.

Предполагаемая годовая сумма налога составит 28 440 000 сум., в т. ч. за:

•  поверхностные воды – 10 080 000 сум. (14 400 х 700);

•  подземные воды – 18 360 000 сум. ((1 600 + 20 000) х 850).

Сумма налога меньше 200 БРВ, поэтому предприятие будет уплачивать авансовые платежи не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога:28 440 000 / 4 = 7 110 000 сум.

 

Зарема МЕНАЛИЕВА,

начальник отдела методологии
ресурсных налогов Минэкономфина,

Олег ЦОЙ,

эксперт «Нормы».

Прочитано: 26 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика