Norma.uz
Газета Норма / 2025 год / № 21 / Дом, в котором мы живем

Жители недовольны работой УК: проблемы, причины, пути решения

 

Общенациональное движение «Юксалиш» провело масштабное изучение состояния системы управления многоквартирными домами (МКД) и отношения к ней населения. Объектами исследования стали 109 управляющих компаний (УК) и 371 многоквартирный дом по всей республике. Кроме того, был проведен соцопрос 2 340 респондентов (собственников помещений МКД), в рамках которого выявлялось мнение, соответствуют ли услуги управляющих компаний требованиям жильцов. Основанием для исследования стало Постановление Президента «О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами» (N ПП-5152 от 19.06.2025 г.)  Несмотря на реформу этой сферы, в различные инстанции поступают многочисленные жалобы граждан на работу органов управления МКД.

 

 

Гражданам ограничили свободу выбора УК

Результаты исследования показали, что недовольство граждан деятельностью УК вполне обоснованно. 35,8 % респондентов оценили их работу как неудовлетворительную. Основной причиной стало ограничение права свободного выбора способа управления домами собственниками помещений. То есть жители не участвовали в выборе управляющих компаний. А между тем статья 4 Закона «О защите прав потребителей» гарантирует потребителям право свободного выбора товаров (работ, услуг) и требование их надлежащего качества. Право свободного выбора способа управления предусмотрено также жилищным законодательством.

Нарушение установленных норм приводит к конфликтам и противоречиям между УК и собственниками. Жители указывали на факты некачественного предоставления услуг, взимание платы за неоказанные услуги. В результате отказывались от заключения договоров с управляющими компаниями, а также от внесения обязательных платежей на содержание общедомового имущества. 

 

Могут ли УК-гиганты эффективно обслуживать многоэтажки?  

Одна из причин недовольства собственников помещений МКД работой управляющих компаний – огромное количество домов, сконцентрированных в одной УК. По мнению граждан, в большинстве случаев это не соответствует возможностям органа управления. Как в плане технической оснащенности, так и отсутствия у персонала профессиональных навыков управления такими гигантами. В результате качество услуг оставляет желать лучшего, отсутствует прозрачность расходования средств собственников помещений, растет их неудовлетворенность работой УК.

В обзоре приводятся примеры таких гигантов. В частности, ООО «Хорезм Шинам Уйгур» в Ургенче объединяет  307 (!!!) домов, ООО «Био Тех Сервис» в Асакинском районе – 172 дома , ООО «Самарканд Алтын Аср» в Самарканде – 167 домов, ООО «Бахшулло Камолиддин» в Кагане – 131 дом, ООО «Сарвар Термиз Сервис» в Термезе – 124 дома. 

 

Оказание давления на жителей 

В ходе изучения проблем в сфере управления МКД были привлечены ряд экспертов. Они сообщили о неправомерных действиях, нарушениях прав и интересов граждан хокимиятами. Приводились факты оказания давления на жильцов при переводе домов в УК без их согласия и проведения открытых конкурсов по выбору управляющих компаний.  В нарушение действующих законов хокимияты стали инициаторами продвижения принципа управления «Одна махалля – одно УК», что является административным вмешательством в деятельность органа управления  и лоббированием интересов УК.

 

УК не отчитываются перед жильцами. Тарифы не соответствуют качеству
и объему услуг

 Согласно законодательству управляющие компании должны дважды в год отчитываться перед собственниками помещений о поступлении и расходовании обязательных платежей на содержание общедомового имущества. Однако жители указали, что в большинстве УК этого не происходит и об открытости работы управляющих компаний, информированности жильцов говорить не приходится.

В ходе опроса выявлялась оперативность реагирования УК на жалобы граждан. 26,6 % владельцев квартир сообщили, что реакция на их обращения последовала в течение недели. 17,4 % респондентов отметили, что решение проблем занимало месяц и более, а 17,4 % указали, что вообще не получили ответа на жалобы и обращения. 30,8 % респондентов заявили, что после передачи многоквартирных домов в управление УК никаких изменений в доме не произошло. 

Принявшие участие в опросе жильцы высказали ряд предложений по предоставлению дополнительных услуг и улучшению качества оказываемых. 46,1 % респондентов считают важным улучшение окружающей среды и увеличение площади зеленых насаждений. 45,7 % призывают к установке камер видеонаблюдения на открытых пространствах для повышения без-
опасности.

Но 44 % респондентов отметили, что мнение собственников при определении размера обязательных платежей не учитывается, а 14,7 % указали, что вопреки их возражениям были установлены высокие тарифы. 27,1 % опрошенных выразили недовольство тем, что управляющие компании собирают деньги, не оказывая никаких услуг. При этом 24,1 % отметили достаточно высокие тарифы на услуги, которые по объему и качеству не соответствуют размеру платежа. 

В обзоре говорится о неочищенных от мусора подвалах в 52 домах. В 34 многоэтажках ремонта требуют фасады. Жители 112 домов указали, что УК не проводят работу по благоустройству территорий. 

 

Систему управления МКД
необходимо пересмотреть

Несмотря на проводимые реформы, в сфере управления МКД по-прежнему сохраняется ряд проблем. Они касаются повышения эффективности деятельности органов управления, отчетности, качества услуг. Собственники ограничены в возможности свободного выбора способа управления. В деятельности УК отсутствует прозрачность, допускается необоснованное вмешательство в их работу хокимиятов. 

По результатам исследования были подготовлены предложения, нацеленные на решение выявленных проблем. Отмечалось, что систему управления многоквартирными домами необходимо пересмотреть, приняв во внимание следующие аспекты:

•  обеспечение непосредственного участия собственников в выборе управляющих компаний;  

•  определение предельного количества МКД, которые может обслуживать одна УК;

•   внедрение эффективного механизма контроля за формированием УК материально-технической базы
и квалифицированными специалистами;

•   создание единой онлайн-площадки взаимодействия УК и собственников, возможностей для активного диалога с общественностью и оценки деятельности УК;

•   отмена практики установления минимального размера обязательных ежемесячных взносов в УК и формирование их на основе принципов свободной рыночной экономики.

Прочитано: 102 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика