Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях внедрения эффективных механизмов установления инвалидности, совершенствования системы службы медико-социальной экспертизы, а также создания необходимых условий для участия лиц с инвалидностью в жизни общества:
1. Определить основными направлениями совершенствования системы установления инвалидности:
повышение ответственности специалистов первичной медико-санитарной помощи за раннее выявление и профилактику инвалидности;
искоренение бюрократических барьеров и коррупциогенных факторов в сфере путем повышения прозрачности процессов установления инвалидности;
внедрение системы установления инвалидности с учетом результатов оценки активности и участия (далее – функциональности) лиц в повседневной жизни;
правильное и своевременное выявление потребностей лиц с инвалидностью для улучшения качества их жизни
и социализации.
2. Внедрить порядок установления инвалидности, в соответствии с которым:
а) поэтапно в порядке эксперимента начиная с 1 сентября 2024 года – в городе Ташкенте и в районах (городах) Навоийской области, в срок до 1 сентября 2025 года – в остальных регионах республики:
для граждан создается возможность обращения к семейным врачам по установлению инвалидности посредством Единого портала интерактивных государственных услуг, центров социальных услуг «Инсон» или социальных работни-
ков;
отправка медицинских документов граждан для освидетельствования в медико-социальных экспертных комиссиях (далее – МСЭК) осуществляется семейными врачами в электронной форме. При этом врачебно-консультативные комиссии (далее – ВКК) оказывают методическое содействие в своевременной отправке семейными врачами медицинских документов в правильно оформленном виде;
внедряется порядок оценки функциональности лиц в возрасте 18 лет и старше работниками центров социальных услуг «Инсон» (далее – центры «Инсон») на основе критериев шкалы оценки инвалидности Всемирной организации здравоохранения, адаптированных к местным особенностям и условиям. При этом до 1 сентября 2025 года результаты оценки не признаются основанием для установления инвалидности;
при невозможности личной явки лиц в центры «Инсон» по состоянию здоровья оценка состояния их здоровья
и функциональности проводится на дому или в стационаре по месту их лечения;
б) начиная с 1 октября 2024 года отменяется порядок установления инвалидности специализированными (психиатрическими, фтизиатрическими и пульмонологическими, педиатрическими) МСЭК, установление инвалидности осуществляется межрайонными и районными (городскими) МСЭК;
в) начиная с 1 апреля 2025 года:
требование по действующим срокам лечения, необходимого для направления граждан на освидетельствование
в МСЭК, отменяется и устанавливается отдельно исходя
из протекания и вида каждого заболевания;
порядок выдачи МСЭК рекомендаций по профессии, спорту и обучению отменяется и функции МСЭК по продлению срока листка временной нетрудоспособности и определению пригодности к управлению специально оборудованным транспортным средством упраздняются путем их передачи государственным медицинским учреждениям;
при установлении инвалидности лицам старше 18 лет сведения о сроке и причинах инвалидности, медико-реабилитационных мероприятиях, нуждаемости в протезно-ортопедических изделиях и технических средствах реабилитации формируются в информационной системе «Единая национальная социальная защита» исходя из характера клинико-функциональных нарушений лица;
г) начиная с 1 сентября 2025 года порядок установления инвалидности межрайонными и районными (городскими) МСЭК исключительно на основании медицинских документов отменяется, внедряется порядок установления инвалидности исходя из состояния здоровья и результатов оценки функциональности лиц в электронной форме. При этом:
при выявлении расхождений между состоянием здоровья и результатами оценки функциональности лица установление инвалидности либо отказ в установлении инвалидности осуществляются МСЭК Республики Каракалпакстан, областей
и города Ташкента;
центрами «Инсон» после первичного установления инвалидности граждан разрабатываются индивидуальные планы оказания социальных услуг и помощи в их образовательной и профессиональной ориентации, обеспечении занятости, привлечении к спорту, психологической поддержке и ведется мониторинг исполнения этих планов.
3. В центральном аппарате Министерства здравоохранения за счет штатных единиц организаций в системе Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Агентство):
а) ввести должность советника министра по координации процесса оказания медицинских услуг лицам с инвалидностью. При этом назначение на должность и освобождение от должности советника министра осуществляются по согласованию с директором Агентства;
б) создать сектор из 3 штатных единиц, определить его основными задачами:
координацию реализации мер по профилактике инвалидности;
координацию процесса направления лиц для прохождения медико-социальной экспертизы в целях установления инвалидности;
организацию повышения квалификации и координацию деятельности врачей ВКК и семейных врачей;
координацию процесса цифровизации отправки семейными врачами медицинских документов для освидетельствования в МСЭК и процесса ее интеграции с соответствующими информационными системами;
координацию системы оказания медицинских услуг лицам с инвалидностью, в том числе медицинских реабилитационных услуг.
4. Министерству здравоохранения:
а) в срок до 15 августа 2024 года:
в городе Ташкенте и Навоийской области обеспечить семейных врачей информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для своевременной отправки медицинских документов граждан в МСЭК в электронной форме, принять меры по краткосрочному обучению семейных врачей без отрыва от работы в целях повышения их квалификации;
совместно с Министерством цифровых технологий внедрить обмен данными между необходимыми информационными системами и информационной системой «Единая национальная социальная защита» посредством Межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство» в целях отправки медицинских документов граждан на освидетельствование в МСЭК, а также сведений о листах нетрудоспособности в электронной форме;
б) в срок до 1 марта 2025 года совместно с Агентством:
обеспечить определение необходимых сроков лечения отдельно по каждому заболеванию исходя из течения и вида болезней до направления граждан на освидетельствование в МСЭК;
пересмотреть медицинские критерии, учитываемые при установлении инвалидности лицам старше 18 лет,
и обеспечить формирование сведений о сроках и причинах инвалидности, медико-реабилитационных мероприятиях, нуждаемости в протезно-ортопедических изделиях и технических средствах реабилитации в информационной системе «Единая национальная социальная защита»;
разработать порядок продления срока листка временной нетрудоспособности, определения пригодности к управлению специально оборудованным транспортным средством лиц с инвалидностью;
в) начиная с 1 апреля 2025 года:
принять меры по повышению квалификации специалистов МСЭК по новому порядку установления инвалидности;
внедрить систему поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности семейных врачей исходя
из результатов своевременной и качественной отправки медицинских документов граждан в МСЭК.
5. Согласиться с предложениями Агентства, Министерства здравоохранения, а также Министерства экономики и финансов о дальнейшем повышении эффективности деятельности медико-социальной экспертизы, предусматривающими:
а) начиная с 1 октября 2024 года:
внедрение системы поощрения работников МСЭК исходя из выполнения ими ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) за счет средств Государственного фонда социальной защиты при Агентстве;
упразднение специализированных (психиатрических, фтизиатрических и пульмонологических, педиатрических) МСЭК с передачей их задач и штатных единиц МСЭК Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, межрайонным и районным (городским) МСЭК;
выделение штатных единиц «педиатр», «психиатр» и «фтизиатр» МСЭК Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, межрайонным и районным (городским) МСЭК за счет штатных единиц упраздняемых специализированных МСЭК;
б) начиная с 1 апреля 2025 года:
формирование состава районных (городских) и межрайонных МСЭК из врача-эксперта для взрослых, врача-эксперта педиатра и реабилитолога;
создание отдельного структурного подразделения по координации деятельности МСЭК в центральном аппарате Агентства без образования юридического лица в рамках штатных единиц организаций в системе Агентства.
6. В срок до 1 апреля 2025 года возложить ответственность за разработку порядка профессиональной, образовательной и спортивной ориентации лиц с инвалидностью исходя из их категории инвалидности и возраста на следующие министерства и ведомства:
Министерство дошкольного и школьного образования – за воспитание и образовательную ориентацию;
Министерство высшего образования, науки и инноваций – за подготовку к профессиям и профориентацию;
Министерство занятости и сокращения бедности – за обеспечение занятости;
Министерство спорта, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана и Министерство здравоохранения – за ориентацию на массовый спорт и параспорт.
7. Межведомственному совету по делам лиц с инвалидностью (Оллоёров М.) регулярно заслушивать отчеты министерств и ведомств, ответственных за исполнение задач, установленных настоящим постановлением, вносить предложения о проводимой работе в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
8. Утвердить План мер по совершенствованию системы установления инвалидности согласно приложению N 1**.
9. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 2**.
Установить, что пункт 1 и подпункт «б» пункта 3 приложения N 2** к настоящему постановлению вступают в силу
с 1 октября 2024 года.
10. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:
в месячный срок проект постановления Правительства по установлению порядка определения функциональности лица;
в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления;
в срок до 1 сентября 2025 года предложения о внедрении порядка установления инвалидности исходя из состояния здоровья и результатов определения функциональности ребенка.
11. Возложить на советника Президента Республики Узбекистан – директора Агентства Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан
Ш. МИРЗИЁЕВ.
г. Ташкент,
16 июля 2024 года
N ПП-257.
*Настоящее постановление официально опубликовано в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступило в силу 17.07.2024 г.
**Приложения NN 1, 2 к настоящему постановлению в «Норме» не публикуются. С полным текстом документа можно ознакомиться
в ИПС «Norma» и на сайте nrm.uz.