Административные расходы включаются в прочие расходы в строке 030 приложения N 2 (2.1) к Расчету налога на прибыль.
Учитывайте их по дебету счета 9420 «Административные расходы».
Все расходы подтверждайте первичными документами (ст. 305 НК).
Состав административных расходов
В состав административных расходов включите (разд. 2.2. Положения, прил. к ПКМ N 54
от 05.02.1999 г.):
N |
Статья затрат |
1 |
Расходы на оплату труда управленческого персонала |
2 |
Содержание и аренда служебного автотранспорта |
3 |
Затраты по организации и управлению предприятием |
4 |
Содержание технических средств управления, |
5 |
Оплата услуг связи (телефонной, мобильной, Интернета) |
6 |
Аренда административных зданий |
7 |
Содержание, ремонт и амортизация ОС административного назначения |
8 |
Отчисления на содержание вышестоящей организации |
9 |
Страхование работников и имущества административного назначения |
10 |
Командировочные расходы управленческого персонала |
11 |
Представительские расходы |
12 |
Бесплатное предоставление помещений предприятиям общепита |
13 |
Содержание основных средств природоохранного назначения, не относящихся к производству |
14 |
Оплата стоимости услуг и премиальных доверительным управляющим инвестиционными активами, государственным поверенным и доверительным управляющим |
15 |
Материальные затраты административного назначения |
Как учитывать административные расходы
Расходы на оплату труда административного персонала
и социальный налог
Определите их аналогично расходам на оплату труда и социального налога по производственному персоналу.
В административные расходы включите только оплату труда административного персонала: руководителя, бухгалтерской, кадровой службы и т. п., а также сумму социального налога, начисленного на их ФОТ.
Если работник совмещает административную работу, к примеру, с производственной, определите размеры оплаты каждого вида работы в трудовом договоре с ним. Отнесите оплату каждого вида работы к соответствующим видам затрат.
Расходы на аренду, содержание и ремонт основных средств административного назначения
Определите их аналогично таким же расходам по производственным ОС.
К административным расходам отнесите только расходы, связанные с ОС административного назначения. Если объект ОС одновременно используется в административных и других целях, распределите затраты. Например, если часть здания отведена под производство, а часть – под офис, распределите общие затраты по зданию пропорционально площади, используемой в производственных и административных целях. То же касается и затрат на амортизацию.
Страхование работников
и имущества административного назначения
Страхование может быть обязательным и добровольным.
Вы должны страховать гражданскую ответственность:
• работодателя;
• владельцев транспортных средств (при их наличии).
Работодатель обязан страховать свою гражданскую ответственность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей (N ЗРУ-210 от 16.04.2009 г.).
Заключите договор страхования в течение 15 рабочих дней со дня госрегистрации предприятия. За неисполнение этой обязанности на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 до 15 БРВ (ст. 49-2 КоАО).
Если у вас есть служебный автотранспорт, нужно застраховать гражданскую ответственность владельца транспортного средства (N ЗРУ-155 от 21.04.2008 г.). Оформите страховку в течение 10 дней со дня возникновения права владения автотранспортом.
Вы также можете добровольно застраховать своих работников и имущество административного назначения. Для этого оформите договор со страховой компанией, выбрав возможные страховые риски.
По договору страхования вы оплачиваете страховую премию, получая страховой полис на определенный срок.
С 1 сентября 2024 года (п. 1 N ПП-108 от 01.03.2024 г.):
• все договоры страхования (перестрахования) и страховые полисы обязательно регистрируются (оформляются) в Единой автоматизированной информационной системе;
• отменяется практика оформления страховых полисов только в бумажной форме;
• неоформление страховых полисов в Единой системе является основанием для признания их недействительными.
Стоимость страховки списывайте на административные расходы равными долями в течение срока действия страхового полиса.
ПРИМЕР. Как учесть расходы на страхование
Предприятие застраховало гражданскую ответственность работодателя на 12 000 тыс. сум. сроком на 1 год. Оно ежемесячно включает в административные расходы 1/12 стоимости страховки – 1 000 тыс. сум.
Бухгалтерский учет:
Содержание |
Сумма, |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
Оплачена страховая премия |
12 000 |
6510 |
5110 |
Оформлена страховка (страховой полис) |
12 000 |
3190 |
6510 |
Списаны расходы |
1 000 |
9420 |
3190 |
Расходы на обязательное страхование являются вычитаемыми, так как обусловлены требованиями законодательства (ч. 4 ст. 305 НК).
Расходы на добровольное страхование в пользу других лиц – невычитаемые (п. 25 ст. 317 НК).
Добровольное страхование в пользу предприятия может быть вычитаемым расходом, если оно экономически обоснованно (ст. 305 НК).
Для обоснования необходимости в добровольных видах страхования отразите в налоговой учетной политике цель и перечень страховых случаев, а также объекты страхования.
Добровольное страхование работников является невычитаемым расходом (п. 25 ст. 317 НК, п. 3 ст. 317 НК).
Затраты на командировки управленческого персонала
Отнесите их к административным расходам. К ним относится оплата:
• проезда к месту командировки и обратно;
• жилья;
• суточных за время нахождения в командировке;
• других расходов.
Для расчета командировочных расходов воспользуйтесь:
• Положением о служебных командировках на территории Республики Узбекистан (прил. к ПКМ N 424 от 02.08.2022 г.);
• Положением о порядке выдачи средств на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан (рег. МЮ N 2730 от 19.11.2015 г.).
Работник должен представить вам авансовый отчет в течение 3 рабочих дней после возвращения из командировки.
Включайте командировочные расходы
в административные расходы на дату представления авансового отчета, а не выдачи аванса.
Представительские расходы
К представительским отнесите расходы по приему и обслуживанию:
• лиц, с которыми устанавливаете или поддерживаете взаимное сотрудничество;
• участников, прибывающих на заседания органов управления и контроля предприятия.
Это расходы на:
• проведение официального приема;
• транспортное обеспечение;
• питание и проживание указанных лиц;
• оплату услуг переводчика.
Представительские расходы вычитаются при расчете налога на прибыль, если являются экономически оправданными, т. е. связаны с получением дохода или направлены на сохранение или развитие бизнеса (ч. 4 ст. 305 НК).
В новой редакции Налогового кодекса отсутствует определение представительских расходов. Поэтому для обоснования их экономической оправданности определите в учетной политике цели и перечень таких расходов.
СИТУАЦИЯ. Лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, вручается ценный подарок
В случае вручения лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, ценного подарка, его стоимость может рассматриваться как доход физлица в виде материальной выгоды (ст. 376 НК) и невычитаемый расход для предприятия (п. 3 ст. 317 НК).
СИТУАЦИЯ. Лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, вручается образец продукции
Вручение лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, образца продукции, требующей продвижения, не относится к представительским расходам. Отнесите ее стоимость на расходы по рекламе, обоснуйте передачу образца приказом и актом списания (ст. 305 НК).
Расходы по бесплатному предоставлению помещений предприятиям общепита
Эти расходы возникают, когда таким образом вы решаете вопрос организации питания своих работников.
Они могут включать:
• содержание и ремонт данных помещений;
• оплату труда работников, ответственных за их уборку и охрану;
• социальный налог от ФОТ этих работников;
• оплату коммунальных услуг и электроэнергии;
• другие расходы.
Учитывайте их по дебету счета 9420 «Административные расходы».
Расходы по бесплатному предоставлению помещений предприятиям общественного питания, оплата стоимости коммунальных услуг за эти предприятия – это невычитаемый расход (п. 2 ст. 317 НК).
Материальные затраты административного назначения
Не путайте их с производственными материальными затратами, а также связанными с реализацией. Хотя порядок учета материальных затрат тот же, что и в производстве.
К материалам, используемым в административных целях, отнесите:
• горюче-смазочные материалы для служебного автотранспорта;
• любое имущество, не относящееся к ОС, используемое административным персоналом (канцтовары, бумага, расходные материалы для офисной техники и т. п.).
Дильшод СУЛТАНОВ,
эксперт по финансовому учету
и налогообложению,
Наталья МЕМЕТОВА,
эксперт «Нормы».