Norma.uz
Газета Норма / 2024 год / № 07 / Юридические консультации

Как обеспечить доступ инспекторов на территорию для проведения осмотра

 

Общие правила осмотра

Осмотр территории и помещений – мероприятие, которое налоговые инспекторы могут проводить при любом виде проверки, кроме камеральной (ч. 2 ст. 138 НК; выездная проверка – п. 19 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г., налоговый аудит – пп. 19, 145 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.). Правила и порядок осмотра общие для всех.

О том, что у вас будет осмотр, вы узнаете только перед его началом. Заранее об этом вас не предупредят, так как законодательно это не предусмотрено. Ваш отказ обеспечить допуск для осмотра территории, производственных мощностей, предметов и документов не остановит проверяющих. В этом случае они составят акт,  который будет иметь для вас негативные последствия:

•  приостановка операций по счетам (п. 3 ч. 3 ст. 111 НК);

 

Приостановление операций по счетам возможно на срок не более 10 рабочих дней.

Более длительный срок – только по решению суда (ч. 1 ст. 111 НК).

Если акт о воспрепятствовании доступа на территорию уже составлен, а вы разрешили зайти инспекторам, то решение о приостановлении операций по счетам отменяется (п. 155 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.).

 

•  проверяющий по имеющимся у него данным о вас или об аналогичных налогоплательщиках самостоятельно определит сумму налога, подлежащую уплате (п. 146 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.).

 

Как налоговый инспектор по своему усмотрению определит сумму для исчисления налогов

Для самостоятельного исчисления налогов проверяющий в первую очередь изучит информацию, полученную от самого налогоплательщика, если бухгалтерская документация утеряна или уничтожена (п. 147 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.).

Изучению подлежат:

•  налоговая и финансовая отчетность;

•  учетные данные предприятия;

•  сведения от органов и организаций, которые представляют информацию в налоговые орган.

Самостоятельный расчет налогов инспекторами производится за определенный период на основании показателей предыдущих расчетов с применением коэффициента-дефлятора (п. 148 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.). 

В узбекском законодательстве в настоящее время нет точной формулировки коэффициента-дефлятора. Поэтому понятие дано на основании иностранных нормативных актов.

При этом расчет сумм производится:

•  налога на имущество – на основании данных о стоимости имущества, норм амортизации и установленных ставок;

•  земельного налога – на основании данных о площади земельного участка и установленных ставок;

•  налога за пользование водными ресурсами – на основании данных об объеме использованной воды и установленных ставок.

Исчисление налогов по сведениям, полученным от других органов и организаций, осуществляется в следующем порядке (п. 150 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.):

•  определяются объект налогообложения и налогооблагаемая база, к которой применяются ставки налогов, установленные на отчетный период;

•  если невозможно определить объект налогообложения и налогооблагаемую базу, исчисление налогов производится на основании данных о других налогоплательщиках, осуществляющих аналогичную деятельность и регулярно представляющих налоговую отчетность.

При этом аналогичная деятельность определяется исходя из следующих показателей:

•  вид деятельности;

•  перечень и объемы добычи полезных ископаемых;

•  перечень и объемы производимых товаров (оказанных услуг, выполненных работ), объемы товарооборота;

•  количество обслуживаемых клиентов, обученных лиц (выпускников), лиц, задействованных в осуществляемых сделках;

•  численность лиц, работающих по трудовым договорам, по договорам гражданско-правового характера, а также среднемесячный фонд оплаты труда;

•  объем потребления ресурсов и сырья для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ;

•  показатель рентабельности, рассчитываемый как отношение чистой прибыли к чистой выручке (сумма, рассчитанная без учета акцизного налога и НДС при реализации товаров и услуг), и показатель рентабельности как отношение чистой прибыли к расходам;

•  месторасположение налогоплательщика.

Имеются и другие особенности:

•  если вы занимаетесь реализацией товаров (услуг) только в безналичном порядке, исчисление налогов расчетным путем осуществляется на основании информации обслуживающего банка о движении денежных средств по банковским счетам в части поступления средств за реализованные товары или услуги (п. 151 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.);

•  если вы занимаетесь только розничной торговлей, общественным питанием и оказанием услуг за наличный расчет, полученные доходы определяются на основании данных поступления наличной денежной выручки на счета в обслуживающие банки (п. 152 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.);

•  определение фонда оплаты труда расчетным путем производится на основании данных о численности работников и сложившейся среднемесячной заработной плате у аналогичных налогоплательщиков независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности (п. 153 Положения, прил. N 2 ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.).

 

Как заблаговременно подготовиться к осмотру

Как отмечено выше, о проведении осмотра вас никто не предупредит и времени подготовиться к приходу проверяющих у вас не будет. Поэтому заранее определите, кто со стороны предприятия будет участвовать в проведении всех мероприятий в рамках налогового контроля.

При осмотре главный бухгалтер или один из работников бухгалтерии должен сопровождать инспекторов по территории предприятия, чтобы контролировать:

•  соответствуют ли действия налоговиков закону, не нарушают ли они права вашего предприятия;

•  действия своих сотрудников. Если они не будут выполнять правомерные требования инспекторов, предприятие рискует заплатить штраф или столкнуться с иными негативными последствиями;

•  действия своих сотрудников с точки зрения защиты интересов предприятия. Если они будут выполнять неправомерные требования инспекторов, это может нанести ущерб вашему предприятию;

•  все документы, которые составляют проверяющие.

Вы, как налогоплательщик, вправе участвовать в осмотре лично (директор, главный бухгалтер, т. е. сотрудник предприятия) или через уполномоченного представителя (ч. 4 ст. 145 НК). При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Им может быть аудитор, если с ним заключен договор об аудиторском сопровождении, и адвокат, привлеченный для представления ваших интересов.

Заранее определите круг сотрудников, которые будут контактировать с инспекторами. Сделать это можно двумя способами:

1-й способ: выдайте уполномоченным сотрудникам доверенности. В доверенностях четко укажите те полномочия, которыми наделяется ваш сотрудник. Но при этом не прописывайте дополнительные функции, которые не соответствуют их должностным обязанностям и роду деятельности. Показывать эти доверенности проверяющим не стоит, это ваши внутренние вопросы. Всех остальных сотрудников предупредите: так как у них нет доверенностей, вмешиваться в осмотр они не должны;

2-й способ: издайте внутренний приказ с четким списком лиц, принимающих участие в мероприятии, и строгим запретом контакта с проверяющими для остальных сотрудников. Этот способ небезопасен, так как приказ могут увидеть проверяющие, и он у них вызовет нездоровый интерес: почему остальным сотрудникам запрещено с ними контактировать.

Приглашенный представитель (аудитор, адвокат) должен в обязательном порядке иметь доверенность. Такого рода доверенности пишутся на бланке организации в простой письменной форме, регистрируются, заверяются
подписью руководителя и печатью (при ее наличии).

С теми, кто уполномочен участвовать в проверке, проведите инструктаж и выдайте краткие, лучше письменные, памятки с указанием их полномочий.

 

Правила допуска инспекторов на территорию

Подготовьте сотрудников службы охраны или сотрудников, обеспечивающих пропускной режим на вашу территорию. Прежде чем пропустить инспекторов, охрана должна пригласить руководителя организации или юридической службы для проверки документов и полномочий прибывших.

Если у них отсутствуют необходимые документы, безотлагательно составьте акт об отказе в пропуске на территорию с указанием причины отказа. Такой акт должны подписать инспектор, ваш уполномоченный представитель и начальник службы охраны.

 

Нахождение на вашей территории или в помещении инспекторов без надлежаще оформленных документов считается превышением должностных полномочий с их стороны (гл. XVI-1 КоАО).

 

Акт, составленный вами, позволит избежать обвинения в нарушении обязанности не препятствовать деятельности налоговых органов. Он будет документально отражать незаконность требований инспекторов и нарушение процедуры проведения осмотра.

 

Действия бухгалтерской службы при осмотре

Со своей стороны сотрудники бухгалтерии, уполномоченные на участие в осмотре, должны сделать следующее:

•  во-первых, проверить содержание приказа (о проведении осмотра или о назначении проверки), указаны ли в нем следующие сведения:

– наименование, ИНН и адрес вашего предприятия;

– предмет осмотра (т. е. перечень налогов, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке);

– наличие подписи руководителя (заместителя) налогового органа, назначившего мероприятие;

•  во-вторых, определить, кто будет принимать и расписываться в официальных документах, представленных проверяющими. Как правило, такими полномочиями, при отсутствии директора, наделяются главный бухгалтер, начальник специализированного отдела налоговой отчетности или начальник налогового подразделения вашей юридической службы.

При необходимости, кроме осмотра территории и производственных мощностей предприятия, проверяющие имеют право осмотреть документы и предметы, непосредственно связанные с исчислением налогов (ч. 1 ст. 145 НК).

Проводя осмотр, проверяющие могут осуществлять фото- и видеосъемку, снимать копии с документов, а также привлекать специалистов (ч. 5 ст. 145 НК). О том, что в ходе осмотра были привлечены специалисты, велась фото- и видеосъемка, делается запись в протоколе осмотра. Если это не отражено в протоколе, не подписывайте его.

Выслушав требование о представлении документов, не торопитесь выполнять указания проверяющих, проанализируйте его на предмет законности и соответствия предмету осмотра. Если требования неправомерны или неконкретны, документы не показывайте. Причину отказа лучше изложить письменно. Поэтому напишите официальное письмо с мотивированным отказом или просьбой уточнить список необходимых для обозрения документов.

Все неправомерные действия и требования налогового органа фиксируйте. Когда начнете обжаловать выводы проверяющих, ваши записи вам пригодятся.

 

Завершение осмотра

После завершения осмотра результаты в тот же день оформляются протоколом, который вручается вашему представителю. Главному бухгалтеру или юристу необходимо проконтролировать его содержание, правильность указанных данных.

 

Ознакомление с протоколом осмотра, подготовка возражения на протокол

Получив протокол осмотра, внимательно прочтите его и совместно с юридической службой убедитесь, что:

•  протокол составлен по установленной форме;

•  проверяющие приложили к протоколу документы, подтверждающие факты налоговых правонарушений, если таковые имеются;

•  вы, как проверяемое лицо, ознакомлены со всеми материалами.

Если у вас имеются возражения, замечания либо пожелания к проведенному осмотру, изложите их в протоколе. Если инспекторы будут возражать против ваших дополнений, будьте настойчивы, не подписывайте протокол без своих дополнений.

 

Элеонора МАЗУРОВА,

адвокат, эксперт «Нормы»,

Альберт САФИН,

эксперт «Нормы».

Прочитано: 179 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика