Проблема санитарного состояния дворов во многих жилых массивах столицы по-прежнему остается актуальной. В рамках государственной программы «Обод махалля» земельные участки вокруг многоэтажек заметно преобразились, стали ухоженными. От жителей требуется одно: поддерживать чистоту и порядок, сохранить то, что для них сделали за счет государственных средств. Досадно, что, получив благоустроенные дворы, детские площадки, а кое-где и парковки, многие не задумываются об этом.
На детских площадках сплошь и рядом под ногами мусор, пластиковые бутылки, обертки от мороженого, фантики, семечки и прочее. Настоящим мусоросборником становятся арыки. Дворники не успевают подметать территорию в жилых массивах. Только уберут – жители уже «насвинячили»: бросают все, что ни попадя. Из окон квартир ночью летят пакеты с бытовыми отходами. Средь бела дня из окна могут выбрасывать строительный мусор и даже ненужную мебель. Родители отправляют детей вынести мусор, а те оставляют его на полпути к стационарной мусорке. Через день-два пакеты чем только не прирастают. В результате – стихийная свалка, мухи, запах, грязь, антисанитария… Родители не приучают детей к чистоте и порядку вокруг своего дома, где они играют. Как тут не согласиться, что чисто не там, где метут, а там, где не сорят.
К решению природоохранных вопросов подключатся органы ОВД
и Нацгвардия
Выявить жильцов, из-за которых во дворах приходится спотыкаться о мусор, довольно сложно. Камеры наблюдения на многоэтажках не всегда помогают. Санкции к нерадивым соседям применяются крайне редко. Все чаще штрафуют руководителей УК или ТСЖ – там бумажка, здесь баклажка. Но они не могут уследить за каждым жильцом. Практика борьбы с теми, кто привык мусорить за дверью своего дома, показывает, что разговоры–уговоры–замечания не приносят желаемого результата. Больше всего нарушители боятся широкой огласки и штрафов. Значит, надо активнее использовать эти рычаги.
Об актуальности проблемы свидетельствует подписанный Президентом Закон N ЗРУ-854 от 11.07.2023 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства в сферах экологии и охраны общественного порядка». Закон вносит изменения в Кодекс об административной ответственности РУз (КоАО) и законы «Об органах внутренних дел» и «О Национальной гвардии Республики Узбекистан». Они предусматривают расширение полномочий органов внутренних дел и Национальной гвардии по привлечению к административной ответственности виновных лиц, совершивших правонарушения в сфере экологии и охраны окружающей среды. В том числе, за выбрасывание твердых бытовых и строительных отходов, а также слив жидких бытовых отходов в неустановленных местах; нарушение требований по размещению и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и т. д.
Нарушил – заплатишь штраф
Какая ответственность предусмотрена в отношении тех, из-за кого наши дворы обретают неприглядный вид?
Статья 161 КоАО устанавливает, что нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и санитарного порядка влечет наложение штрафа на граждан от одной до трех, а на должностных лиц – от трех до пяти базовых расчетных величин.
Статья 91 КоАО предусматривает, что нарушение природоохранных требований при сборе, транспортировке, размещении, обезвреживании, хранении, утилизации, переработке, реализации промышленных, бытовых и иных отходов влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц – от пяти до семи базовых расчетных величин.
То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания либо причинившее вред природной среде, влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц – от десяти до пятнадцати базовых расчетных величин.
Статья 91-1 КоАО предусматривает, что выбрасывание твердых бытовых и строительных отходов, а также слив жидких бытовых отходов в неустановленных местах влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц – от десяти до двадцати базовых расчетных величин.
То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц – от двадцати до тридцати базовых расчетных величин.
Выбрасывание отходов, подлежащих размещению на полигонах для бытовых и строительных отходов, в неустановленных местах влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц – от двадцати до тридцати базовых расчетных величин.
Совершение правонарушения, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, повторно в течение года после применения административного взыскания влечет наложение штрафа на граждан от десяти до пятнадцати, а на должностных лиц – от тридцати до пятидесяти базовых расчетных величин с конфискацией предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.