Norma.uz
Газета Норма / 2022 год / № 50 / Официальные документы

«Об утверждении Национальных стандартов внутреннего аудита»

 

Ведомственный нормативно-правовой акт

 

Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 24 октября 2022 года

Регистрационный N 3394

В соответствии с постановлением Президента Рес­публики Узбекистан от 14 февраля 2022 года N ПП-128
«О дальнейшем повышении эффективности расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан и совершенствовании деятельности органов государственного финансового контроля» приказываю:

1. Утвердить Национальные стандарты внутреннего аудита согласно приложению.

2. Настоящий приказ согласован со Счетной палатой Рес­публики Узбекистан.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Абзац четвертый пункта 1 и пункт 15 приложения к настоящему приказу вступают в силу с 1 сентября 2023 года.

 

 

 

Министр финансов

Т. ИШМЕТОВ.

г. Ташкент,

3 октября 2022 года

N 52.

*Настоящий приказ официально опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступил в силу 24.10.2022 г. Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами ИПС «Norma» и носит информационный характер. При возникновении неясностей следует обращаться к тексту нормативно-правового акта на государственном языке.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу министра финансов РУз

от 3 октября 2022 года N 52

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Настоящие Национальные стандарты внутреннего аудита (далее – Стандарт) определяют стандарты показателей качества деятельности службы внутреннего аудита министерств и ведомств (далее – служба внутреннего аудита), а также проведения мероприятий внутреннего аудита.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия:

министерства и ведомства – распределители бюджетных средств и бюджетные организации в их системе, а также государственные целевые фонды, в которых создана служба внутреннего аудита;

годовой план внутреннего аудита – документ, содержащий список объектов внутреннего аудита, подлежащих проведению мероприятий внутреннего аудита службой внутреннего аудита в течение одного календарного года, сведения о сроках проведения мероприятия внутреннего аудита и об ответственных лицах;

национальный квалификационный сертификат внутрен­него аудита – документ, подтверждающий квалификацию сотрудника службы внутреннего аудита и позволяющий ему осуществлять деятельность в службе внутреннего аудита;

объект внутреннего аудита – министерства и ведомства, в которых предусмотрено осуществление мероприятий внутреннего аудита;

деятельность внутреннего аудита – независимая деятельность, направленная на укрепление бюджетной дисциплины в министерствах и ведомствах, предупреждение случаев нарушения бюджетного законодательства, оценку эффективности использования бюджетов бюджетной системы, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства;

мероприятие внутреннего аудита – процесс, направленный на достижение целей службы внутреннего аудита на объектах внутреннего аудита, осуществляемый сотрудником службы внутреннего аудита;

программа мероприятий внутреннего аудита – документ, содержащий сведения о направлениях, сроках мероприятий внутреннего аудита, группе проведения мероприятий внутреннего аудита, периоде, охватываемом мероприятием внутреннего аудита;

отчет мероприятия внутреннего аудита – документ, оформляемый по итогам мероприятия внутреннего аудита и отображающий факты, выявленные в ходе мероприятия внутреннего аудита, в том числе факты нарушения законодательства, состояние бюджетной дисциплины, результаты наблюдений, предложения и рекомендации, план мероприятий по выполнению предложений и рекомендаций, приведенных в отчете мероприятия внутреннего аудита (далее– план мероприятий), а также мнения и примечания, представленные объектом внутреннего аудита (при наличии);

группа проведения мероприятия внутреннего аудита – группа, создаваемая руководителем службы внутреннего аудита в целях проведения мероприятия внутреннего аудита, состоящая из сотрудника(ов) внутреннего аудита и специалистов, привлекаемых из структуры министерства и ведомства. При этом руководство группой проведения мероприятия внутреннего аудита осуществляет руководитель или сотрудник службы внутреннего
аудита;

служба внутреннего аудита – структурное подразделение, осуществляющее деятельность внутреннего аудита в министерствах и ведомствах, независимое от других структурных подразделений;

финансовое управление – процесс управления по финансовому обеспечению министерства и ведомства;

риск – вероятность негативного воздействия определенного события или факта на финансовую деятельность министерств и ведомств;

план мероприятий – документ, подготавливаемый для выполнения представленных предложений и рекомендаций по фактам нарушения требований актов законодательства, выявленных в результате мероприятия внутреннего аудита, а также по снижению риска и их устранению.

2. Целью Стандарта являются определение принципов и показателей качества деятельности службы внутреннего аудита, а также внедрение стандартов проведения мероприятий внутреннего аудита.

 

ГЛАВА 2. СТАНДАРТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

§ 1. Принципы деятельности службы внутреннего аудита

3. Служба внутреннего аудита осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, объективности, законности, квалифицированности и обеспечения информационной безопасности.

4. Служба внутреннего аудита является независимой при осуществлении своей деятельности.

5. Служба внутреннего аудита и ее сотрудники при осуществлении своей деятельности, в том числе при проведении мероприятий внутреннего аудита и оформлении их результатов, обязаны быть беспристрастными и объективными, не допускать конфликта интересов.

6. Служба внутреннего аудита должна осуществлять свою деятельность в порядке, установленном актами законодательства, и не выходить за пределы своих полномочий.

7. Сотрудники службы внутреннего аудита при осуществлении своей деятельности должны быть квалифицированными и повышать свою квалификацию на постоянной основе.

8. Сотрудники службы внутреннего аудита обязаны в установленном порядке хранить сведения, полученные при осуществлении своей деятельности, не использовать их вне деятельности и не раскрывать государственную тайну, а также иную конфиденциальную информацию.

 

§ 2. Независимость службы внутреннего аудита

9. Служба внутреннего аудита в своей деятельности является независимой от других структурных подразделений министерства и ведомства, подчиняется непосредственно руководителю министерства и ведомства, а также является подотчетным ему.

10. Запрещается вмешательство в деятельность службы внутреннего аудита при выполнении службой внутреннего аудита возложенных на нее задач, в том числе при планировании, проведении и оформлении результатов мероприятий внутреннего аудита.

11. Руководитель министерства и ведомства для обеспечения независимости службы внутреннего аудита:

утверждает Положение о службе внутреннего аудита;

утверждает годовой план внутреннего аудита;

создает необходимые условия для осуществления деятельности службы внутреннего аудита;

рассматривает предложения, рекомендации, сведения и отчеты о выполнении годового плана внутреннего аудита, проблемах, возникающих при обеспечении независимости и осуществлении деятельности службы внутреннего аудита.

12. Руководитель службы внутреннего аудита осуществляет следующие действия по обеспечению независимости службы внутреннего аудита:

при руководстве службой внутреннего аудита подчиняется непосредственно руководителю министерства и ведомства;

незамедлительно оповещает руководителя министерства или ведомства о любых вмешательствах и попытках вмешательства в деятельность службы внутреннего аудита, а также в рамках своих полномочий принимает меры по их устранению;

представляет информацию по обеспечению независимости деятельности службы внутреннего аудита руководителю министерства и ведомства в отчете о деятельности службы внутреннего аудита.

13. Сотрудник(и) службы внутреннего аудита для обеспечения независимости службы внутреннего аудита:

соблюдает основные принципы деятельности службы внутреннего аудита;

оповещает руководителя службы внутреннего аудита (при проведении мероприятий внутреннего аудита руководителем службы внутреннего аудита – руководителя министерства и ведомства) при возникновении обстоятельств, не допускающих участие или проведение мероприятий внутреннего аудита;

оповещает руководителя службы внутреннего аудита (при проведении мероприятий внутреннего аудита руководителем службы внутреннего аудита – руководителя министерства и ведомства) о любых вмешательствах и попытках вмешательства в свою деятельность.

 

§ 3. Требования, предъявляемые к квалификации сотрудников службы внутреннего аудита

14. Сотрудники службы внутреннего аудита должны обладать знаниями, требуемыми для осуществления возложенных на них задач и функций, а также достаточным уровнем квалификации и следующих навыков:

оценки наличия и достоверности сведений, относящихся к финансовой деятельности объекта внутреннего аудита;

определения значимости, важности и сложности вопросов, охваченных мероприятиями внутреннего аудита;

изучения соблюдения бюджетной дисциплины и эффективности процессов финансового управления на объекте внутреннего аудита;

оценки возможности возникновения финансовых ошибок и недостатков, случаев правонарушений;

разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию финансовой деятельности объекта внутреннего аудита.

15. Квалификация сотрудников службы внутреннего аудита подтверждается национальным квалификационным сертификатом внутреннего аудита.

16. Руководитель службы внутреннего аудита на постоянной основе осуществляет необходимые мероприятия для оценки квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, а также повышения их квалификации.

 

§ 4. Обеспечение качества деятельности службы внутреннего аудита

17. Обеспечение качества деятельности службы внутреннего аудита осуществляется руководителем службы внутреннего аудита путем изучения соответствия деятельности настоящему Стандарту и актам законодательства о деятельности внутреннего аудита, а также оценки эффективности результатов деятельности.

18. Руководитель службы внутреннего аудита принимает меры по обеспечению и постоянному повышению качества и эффективности деятельности службы внутреннего аудита.

19. Руководитель службы внутреннего аудита в отчете о деятельности внутреннего аудита представляет руководителю министерства и ведомства сведения об обеспечении и постоянном повышении качества и эффективности деятельности службы внутреннего аудита.

20. Обеспечение и повышение качества деятельности внутреннего аудита осуществляются посредством внутренней и внешней оценки деятельности службы внутреннего аудита.

21. Внутренняя оценка деятельности службы внутреннего аудита осуществляется руководителем службы внутреннего аудита и состоит из постоянного мониторинга и периодической оценки.

22. Постоянный мониторинг осуществляется посредством регулярных мероприятий, связанных с планированием мероприятий внутреннего аудита и контролем за их исполнением, рассмотрением документов по мероприятиям внутреннего аудита, а также осуществлением мониторинга выполнения плана мероприятий.

23. Периодическая оценка осуществляется на основании оценки соответствия деятельности службы внутреннего аудита настоящему Стандарту и законодательству о деятельности внутреннего аудита, а также анализа выраженных мнений объектов внутреннего аудита по результатам мероприятий внутреннего аудита.

24. Внешняя оценка осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан путем изучения соблюдения в деятельности службы внутреннего аудита настоящего Стандарта и соответствующих актов законодательства о внутреннем аудите.

 

ГЛАВА 3. СТАНДАРТ ПРОВЕДЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

 

§ 1. Годовой план внутреннего аудита

25. Службой внутреннего аудита в целях определения мероприятий внутреннего аудита, подлежащих проведению в течение одного календарного года, разрабатывается годовой план внутреннего аудита.

26. Годовой план внутреннего аудита разрабатывается ежегодно до 15 декабря на следующий год на основании риск-анализа с учетом имеющихся в службе внутреннего аудита временных и человеческих ресурсов.

27. В годовом плане внутреннего аудита указываются перечень объектов внутреннего аудита, в которых преду­смотрено проведение мероприятий внутреннего аудита, срок проведения мероприятий внутреннего аудита, период, охватываемый мероприятием внутреннего аудита, и ответственный сотрудник.

28. Годовой план внутреннего аудита утверждается руководителем министерства и ведомства ежегодного до 25 декабря.

 

§ 2. Организация мероприятия внутреннего аудита

29. Мероприятия внутреннего аудита проводятся на объекте внутреннего аудита согласно годовому плану внутреннего аудита.

30. В случае поступления сведений о нарушении бюджетного законодательства, а также выявления объектов внутреннего аудита, на которых проводится внутренний аудит, через систему аудита с участием граждан мероприятия внутреннего аудита проводятся на основании решения руководителя министерства и ведомства.

31. Мероприятие внутреннего аудита исходя из количества сотрудников службы внутреннего аудита проводится группой проведения мероприятий внутреннего аудита или сотрудником службы внутреннего аудита.

32. Служба внутреннего аудита направляет руководителю объекта внутреннего аудита уведомление с приложением краткой информации о работе, подлежащей проведению в ходе мероприятия внутреннего аудита, перечня информации и документов, которые должны быть представлены при проведении мероприятия внутреннего аудита, а также сроков их представления, списка членов группы проведения мероприятия внутреннего аудита.

При этом уведомление направляется объекту внутреннего аудита за 5 рабочих дней до начала мероприятия внутреннего аудита.

33. Служба внутреннего аудита для проведения каждого мероприятия внутреннего аудита разрабатывает программу мероприятия внутреннего аудита.

34. Программа мероприятия внутреннего аудита содержит направления, срок мероприятия внутреннего аудита, сведения о группе проведения мероприятия внутреннего аудита, периода, охватываемого мероприятием внутреннего аудита, методов аудита, применяемых при мероприятии внутреннего аудита.

35. Мероприятие внутреннего аудита утверждается руководителем группы проведения мероприятия внутреннего аудита или сотрудников службы внутреннего аудита.

 

§ 3. Проведение мероприятия внутреннего аудита

36. Мероприятия внутреннего аудита проводятся в целях:

укрепления бюджетной дисциплины;

осуществления профилактики случаев нарушения бюджетного законодательства;

оценки эффективности использования бюджетных сред-
ств.

37. Группа проведения мероприятия внутреннего аудита (сотрудник службы внутреннего аудита) в соответствии с настоящим Стандартом и законодательством о внутреннем аудите должна обладать знаниями и навыками для проведения мероприятий внутреннего аудита на объекте внутреннего аудита.

38. В ходе мероприятия внутреннего аудита группа проведения мероприятия внутреннего аудита (сотрудник службы внутреннего аудита) изучает и анализирует документы и сведения о финансовой деятельности объекта внутреннего аудита.

39. На основании результатов изучения и анализа группой проведения мероприятия внутреннего аудита (сотрудником службы внутреннего аудита) разрабатываются предложения и рекомендации.

40. Руководитель службы внутреннего аудита осуществляет контроль за проведением мероприятия внутреннего аудита в соответствии с законодательством о внутреннем аудите.

41. В случае возникновения в процессе проведения мероприятий внутреннего аудита подозрений о наличии признаков преступления руководитель службы внутреннего аудита в письменном виде извещает руководителя министерства или ведомства для принятия соответствующих мер (документирования, принятия мер по предотвращению) и направления материалов в правоохранительные орга-
ны.

 

§ 4. Оформление результатов мероприятия внутреннего аудита

42. Результаты мероприятия внутреннего аудита оформляются в форме отчета мероприятия внутреннего аудита.

43. В отчете мероприятия внутреннего аудита отражаются результаты мероприятия внутреннего аудита, анализы, наблюдения, предложения и рекомендации, план мероприятий, а также мнения и примечания, представленные объектом внутреннего аудита (при наличии).

44. Отчет мероприятия внутреннего аудита подписывается группой проведения мероприятия внутреннего аудита (сотрудником службы внутреннего аудита), а также руководителем и лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность объекта внутреннего аудита.

45. В случае неподписания отчета мероприятия внутреннего аудита руководителем и лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность объекта внутреннего аудита, группа проведения мероприятия внутреннего аудита (сотрудник службы внутреннего аудита) оформляет акт об этом и прилагает к отчету мероприятия внутреннего аудита.

46. Отчет мероприятия внутреннего аудита оформляется в двух экземплярах, которые хранятся службой внутреннего аудита и на объекте внутреннего аудита. Отчет мероприятия внутреннего аудита может быть представлен руководителю министерства и ведомства по его запросу.

 

§ 5. Осуществление мониторинга выполнения плана мероприятий

47. План мероприятий разрабатывается объектом внутреннего аудита совместно с группой проведения мероприятия внутреннего аудита (сотрудником службы внутреннего аудита) и утверждается руководителем объекта внутреннего аудита.

48. План мероприятий содержит предложения и рекомендации, представленные группой проведения мероприятия внутреннего аудита (сотрудником службы внутреннего аудита), сроки их осуществления, сведения об ответственном лице и прилагается к отчету мероприятия внутреннего аудита.

49. Объект внутреннего аудита ежеквартально представляет службе внутреннего аудита сведения о выполнении плана мероприятий.

50. Служба внутреннего аудита осуществляет мониторинг выполнения плана мероприятия объектами внутреннего аудита.

51. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения плана мероприятий объектом внутреннего аудита служба внутреннего аудита вносит информацию об этом руководителю министерства или ведомства.

52. Руководитель службы внутреннего аудита указывает в отчете о деятельности службы внутреннего аудита сведения о результатах мониторинга выполнения плана мероприятий объектами внутреннего аудита.

 

§ 6. Оповещение о рисках, находящихся за пределами полномочий

53. Сотрудники службы внутреннего аудита при выявлении риска(ов), оказывающего негативное влияние на деятельность объекта внутреннего аудита, оценивают возможности его устранения.

54. Объект внутреннего аудита принимает меры по устранению рисков, выявленных службой внутреннего аудита.

55. В случае если устранение выявленных рисков находится за пределами возможностей объекта внутреннего аудита, служба внутреннего аудита представляет информацию об этом руководителю министерства и ведомства, а также принимает меры по их устранению.

56. Руководитель министерства и ведомства осуществляет соответствующие мероприятия по устранению рисков, а также представляет в Министерство финансов Республики Узбекистан сведения о рисках, находящихся за пределами его полномочий.

57. Министерство финансов Республики Узбекистан изу­чает сведения министерств и ведомств о рисках, выявленных на объектах внутреннего аудита, а также совместно с министерством и ведомством в рамках своих полномочий проводит работы по их устранению.

 

§ 7. Отчет о деятельности службы внутреннего аудита

58. Руководитель службы внутреннего аудита представляет руководителю министерства и ведомства отчет о выполнении годового плана внутреннего аудита и результатах деятельности до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также годовой отчет – до 25 января года, следующего за отчетным годом.

59. В отчете о деятельности службы внутреннего аудита указываются сведения о работе, осуществленной службой внутреннего аудита в отчетном периоде, в том числе:

состояние выполнения мероприятий внутреннего аудита, утвержденных годовым планом внутреннего аудита;

сведения о неосуществленных мероприятиях внутреннего аудита, проведение которых было запланировано в отчетном году;

сведения о выполнении плана мероприятий объектами внутреннего аудита;

предложения по развитию деятельности службы внутреннего аудита в следующем отчетном году;

сведения об обеспечении и повышении качества деятельности службы внутреннего аудита;

предложения и рекомендации о работе по выявленным системным рискам и их предупреждению, а также устранению на уровне министерства или ведомства;

предложения и рекомендации по вопросам, не входящим в полномочия министерства, при предупреждении и устранении выявленных системных рисков, а также их устранению;

предложения по укреплению бюджетной дисциплины, профилактике рисков в деятельности министерства и ведомства, а также повышению результативности и эффективности бюджетных расходов.

Прочитано: 434 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика