Norma.uz
Газета НТВ / 2022 год / № 46 / Комментарий юриста

Что нужно знать бухгалтеру о налоговом аудите

 

Налоговый аудит в Узбекистане – это один из видов контроля, инициируемый налоговыми органами, при котором проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.

 

В нашей стране налоговый аудит, по сути, аналог проверки финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ранее действовавшим Налоговым кодексом. Фактически это самая длительная проверка, которая может проходить у вас. Срок ее проведения – до 30 дней с возможностью продления (п. 133 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 7.01.2021 г.).

 

Случаи назначения
налогового аудита

Налоговому аудиту быть, если:

• налогоплательщик относится к категории предприятий, у которых высокий риск совершения налоговых правонарушений. Уровень риска устанавливает программный продукт «Определение, анализ и оценка налогового риска»;

• по результатам камеральной проверки налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) или обоснования выявленных расхождений либо его обоснования признаны недостаточными;

• происходит добровольная ликвидация предприятия (за исключением налогоплательщиков, имеющих заключения налоговых консультантов по налогам);

• проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках уголовного дела;

• ИП прекращает свою деятельность (кроме тех, кто платил НДФЛ в фиксированном размере либо на основании декларации);

• на предприятии выявлены новые обстоятельства, которые не были известны во время ранее проведенного налогового аудита (пп. 122, 132 Положения N 1).

 

Определение риска совершения налогового правонарушения
программой «Определение, анализ и оценка
налогового риска»

Внедрение программы «Определение, анализ и оценка налогового риска» направлено на то, чтобы исключить человеческий фактор, в результате которого кто-то из налогоплательщиков мог остаться незамеченным или, наоборот, быть подверженным пристальному вниманию налоговиков.

Общий механизм проверки следующий: все сведения (отчеты, статданные, информация от других госорганов, СМИ, материалы проверок и нарушений) вводятся в автоматизированную информационную систему (п. 7 Положения, прил. N1 к ПКМ N 1). Под анализ попадают:

• полная и своевременная подача налоговой отчетности;

• наличие налоговой задолженности и ее динамика;

• полная информация о налогооблагаемой базе и товарообороте;

• сдача наличной выручки для торговых предприятий;

• соответствие информации, взятой из внешних источников, информации, представленной в отчетах;

• соответствие используемых налоговых льгот налоговому законодательству;

• наличие контрагентов, в отношении которых возбуждены административные либо уголовные дела по налоговым правонарушениям.

ГНК не раскрывает всех параметров анализа программы. По каким критериям осуществляется присвоение низкого, среднего и высокого уровней риска совершения налогового правонарушения в нормативных актах, также четко не обозначено, так как основная часть из них является конфиденциальной информацией. Раскрываются только некоторые из них (п. 9 Положения N 1).

Это:

• налоговая нагрузка;

• многократное (3 и более раз за налоговый период) внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность;

• отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких (2 и более) налоговых периодов;

• неоднократная (2 и более раз) смена местонахождения и последующая перерегистрация налогоплательщика в течение налогового периода;

• сделки (операции) с лицами, у которых аннулировано свидетельство (исключенными из перечня) по НДС, в том числе ликвидированными, бездействующими, признанными банкротами;

• низкий уровень показателя рентабельности, определяемый как соотношение чистой прибыли к расходам;

• несоответствие сведений об операциях, содержащихся в налоговой отчетности по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям, представленным другим налогоплательщиком;

• представление налоговой отчетности, в соответствии с которой в течение нескольких лет обороты приближаются к размеру менее 1 млрд сум.;

• результаты проведенных налоговых проверок;

• наличие налоговой задолженности на лицевых карточках;

• использование не принадлежащих предприятию платежных терминалов;

• обращения физических и юридических лиц о недовольстве деятельностью конкретного субъекта предпринимательства.

На основе выявленных рисков каждому предприятию присваиваются баллы от 1 до 100. Чем выше в итоге у предприятия будет процент, тем вероятнее оно будет отнесено к категории с высоким риском совершения налоговых правонарушений (п. 13 Положения N 1).

 

По результатам оценки рисков всех налогоплательщиков ГНК публикует списки организаций с высокой степенью риска совершения налоговых правонарушений, у которых запланировано проведение налогового аудита. Как правило, это крупные импортеры, предприятия по производству и реализации строительной, алкогольной и табачной продукции, субъекты сферы услуг.

 

Назначение налогового аудита

Чтобы провести на предприятии аудит, в налоговой инспекции готовят его программу на основе изучения и анализа налоговой отчетности, представленной вами, и других имеющихся у них сведений (п. 124 Положения N 1).

Вместе с программой проведения руководитель налоговой инспекции или его заместитель издает приказ о проведении аудита, который должен содержать:

• основания для проведения налогового аудита;

• наименование и ИНН проверяемого;

• Ф. И. О. и должности проверяющих;

• срок проведения;

• цель налогового аудита (все налоги и сборы или отдельные виды налогов за проверяемый период);

• период, который попадает под проверку;

• номер регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок (п. 127 Положения N 1).

 

Приказ на аудит в рамках уголовного дела издается в течение 2 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган постановления должностного лица, осуществляющего доследственную проверку, дознавателя, следователя, прокурора или определения суда (п. 124 Положения N 1).

 

Если в ходе проверки у налогового органа возникает необходимость привлечь дополнительных проверяющих, заменить или исключить часть из них, то руководитель налогового органа или его заместитель должен издать дополнительный приказ (п. 128 Положения N 1).

Не менее чем за 30 календарных дней налоговая инспекция обязана направить вам извещение о запланированной проверке через персональный кабинет или заказным письмом. В нем должны быть указаны:

• основание для проведения проверки;

• конкретные виды налогов, которые будут проверяться, если под изучение не подпадают все налоги;

• период, который будет охватывать проверка;

• дата начала проверки;

• предварительный перечень документов, которые предприятие должно подготовить до начала проверки (п. 123, прил. N 16 к Положению N 1).

 

 Извещение об аудите не направляется, если:

•  у предприятия имеются признаки укло-
нения от уплаты налогов;

•  проводится ревизия в рамках уголовного дела;

•  предприятие находится на стадии добровольной ликвидации;

•  ИП прекратил деятельность по собственной инициативе (п. 129 Положения N 1).

 

Признаки уклонения от уплаты налогов (ст. 223 НК):

• неотражение в регистрах учета суммы доходов от реализации товаров (услуг);

• перевозка грузов без оформления товарно-сопроводительных документов либо по подложным документам;

• отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные;

• хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров;

• подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (услуг);

• использование фальшивых первичных бухгалтерских документов;

• незаконное внесение изменений в программу обслуживания фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

• включение в отчетность производства неиспользованных материальных затрат как использованных;

• перенос выручки от реализации товаров (услуг) на следующий за отчетным период (умышленное занижение объема реализации и дохода);

• искусственное завышение лимитов расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и нормы амортизации (износа) или неправильное применение нормативов;

• неотражение в налоговой отчетности фактической суммы зарплаты работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем;

• неотражение в налоговой отчетности работников, осуществляющих трудовую деятельность;

• отражение стоимости реализованных товаров в учетных документах по ценам ниже фактической стоимости их реализации;

• неполное отражение в налоговой отчетности объема добытых полезных ископаемых.

Если в вашей деятельности присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то вы узнаете о налоговом аудите в день его начала. В остальных случаях предупредят заранее, и у вас будет не меньше месяца, чтобы подготовить все документы и устранить недочеты, если таковые имеются.

У ликвидируемых предприятий и ИП, прекращающих свою деятельность, аудит должен начаться в течение 3 рабочих дней после оповещения налоговых органов центром госуслуг (п. 125 Положения N 1).

Знакомясь с извещением и приказом о проведении аудита, проверив все реквизиты, особое внимание обратите на его цель. Любые действия инспекторов ограничены конкретным видом налогов и периодом, указанном в приказе. Выходить за рамки приказа они не имеют права. Соответственно, все требования проверяющих, не охваченные приказом, незаконны. При этом период, попадающий под проверку, не может захватывать период предыдущего налогового аудита, а также не должен выходить за рамки исковой давности (п. 131 Положения N 1).

Повторный налоговый аудит по одним и тем же налогам и за один и тот же период может быть только в случае выявления новых обстоятельств, которые ранее не были известны налоговому органу (п. 132 Положения N 1).

 

В период проведения налогового аудита вы не можете вносить изменения и дополнения в налоговую отчетность проверяемого периода (п. 128 Положения N 1). Даже если вы отправите повторно отчеты с внесенными изменениями и дополнениями, они не будут приняты к рассмотрению.

 

Начало налогового аудита

Срок проверки начинается в день вручения вам приказа о назначении налогового аудита. Доказательством вручения копии приказа считается ваша подпись на его втором экземпляре (пп. 138, 139 Положения N 1). Но не стоит считать, что если вы откажетесь расписаться, аудит не начнется. Инспекторы просто заактируют ваш отказ от подписи, подтвердят его двумя понятыми, и проверка начнется в установленный срок.

Перед началом проверки инспекторы должны:

• ознакомить вас с целью налоговой проверки;

• предъявить вам свои служебные и специальные, дающие право на проверку удостоверения;

• разъяснить ваши права и обязанности;

• предоставить копии документов, являющихся основанием для проведения проверки (копию документа, подтверждающего согласование проведения проверки, или уведомление уполномоченного органа о проверке, приказ контролирующего органа о проведении проверки и программу проверки);

• разъяснить право на получение информации о проверке путем ввода в информационную систему уникального кода проверки (п. 18 Положения, утв. ПП-374 от 13.09.2022 г.; п. 20 Положения N 1).

Кроме того, до начала налогового аудита проверяющий в письменной форме разъясняет ваше право привлечь представителей юридической службы или адвоката к участию в проверке либо отказаться от их участия, о чем составляется протокол. При этом отказ от услуг адвоката не является препятствием для привлечения его в дальнейшем. Вступить в проверку адвокат может на любой ее стадии (п. 139 Положения N 1).

Вы вправе не допускать инспекторов на территорию и в помещения для проведения налогового аудита, если:

• приказ о проведении налогового аудита не оформлен по установленной форме или вам не вручена его копия (за исключением случаев вашего отказа от ее получения);

• проверяющий не указан в приказе или не предъявил свои служебное и специальное, дающее право на проверку удостоверения;

• сроки налогового аудита, указанные в приказе, не наступили или истекли;

• проверка не согласована в установленном порядке с Уполномоченным по защите прав предпринимателей или он не уведомлен об этом;

• проверяющие уклоняются от внесения информации в Книгу регистрации проверок (подп. «б» п. 3 ПП-374; п. 17 Положения N 1 ).

Налоговый аудит проводится на территории налогоплательщика. В ходе его проведения инспекторы могут:

• осматривать территории и помещения;

• истребовать документы;

• истребовать документы и сведения о вашем предприятии у третьих лиц;

• осуществлять выемку документов и электронных носителей;

• назначать и проводить инвентаризацию имущества;

• назначать и проводить экспертизу.

 

Если провести налоговый аудит на территории налогоплательщика невозможно (у ИП нет помещения, у компании аварийное здание, все сотрудники предприятия на «удаленке» и договор аренды прекращен), то он проводится по месту нахождения налогового органа. В этом случае документы, необходимые для проведения проверки, представляются налогоплательщиком в налоговый орган (п. 141 Положения N 1).

 

Случаи продления срока налогового аудита

Несмотря на то что срок налогового аудита ограничен 30 рабочими днями, имеется несколько оснований, допускающих продление срока проверки от 2 до 6 месяцев.

Срок будет продлен:

• при непредставлении истребованных документов (информации) в течение 5 рабочих дней (продление допускается не более 1 раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

• для получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;

• для проведения экспертизы;

• для перевода документов, представленных на иностранном языке;

• при недостаточности срока, указанного в приказе о проведении налогового аудита, по причине большого объема документов, подлежащих изучению;

• для восстановления пришедших в негодность документов и электронных носителей информации, связанных с исчислением налогов и сборов;

• для получения мнения специалиста;

• для привлечения эксперта;

• вследствие стихийного бедствия или иных чрезвычайных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы (п. 134 Положения N 1).

Каждое из этих оснований дает право проверяющему продлить срок налогового аудита, при этом его максимальный срок не может быть больше 6 месяцев (п. 135 Положения N 1).

Инспектор не вправе по своему усмотрению продлевать срок. Для этого ему необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган с мотивированным ходатайством. Ходатайство подается за 5 рабочих дней до истечения срока аудита (п. 136 Положения N 1).

Однако после принятия постановления Президента N ПП-374 максимальное продление срока проверки допускается только 1 раз и на срок, не превышающий первоначально установленный, то есть 30 дней плюс 30 дней, а значит, проверка может продолжаться только 2 месяца. Такое продление допустимо по обоснованному запросу контролирующего органа по согласованию с уполномоченным органом. При этом общая продолжительность первоначально проведенных и продлеваемых проверок не должна превышать установленный законодательством срок их проведения (п. 30 Положения, утв. ПП-374). На сегодняшний день ни в Налоговый кодекс, ни в ранее принятые нормативные акты по проверкам изменения не внесены.

 

Элеонора МАЗУРОВА,

адвокат, эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 103 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика