Налоговый аудит в Узбекистане – это один из видов контроля, инициируемый налоговыми органами, при котором проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.
В нашей стране налоговый аудит, по сути, аналог проверки финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ранее действовавшим Налоговым кодексом. Фактически это самая длительная проверка, которая может проходить у вас. Срок ее проведения – до 30 дней с возможностью продления (п. 133 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 7.01.2021 г.).
Случаи назначения
налогового аудита
Налоговому аудиту быть, если:
• налогоплательщик относится к категории предприятий, у которых высокий риск совершения налоговых правонарушений. Уровень риска устанавливает программный продукт «Определение, анализ и оценка налогового риска»;
• по результатам камеральной проверки налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) или обоснования выявленных расхождений либо его обоснования признаны недостаточными;
• происходит добровольная ликвидация предприятия (за исключением налогоплательщиков, имеющих заключения налоговых консультантов по налогам);
• проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках уголовного дела;
• ИП прекращает свою деятельность (кроме тех, кто платил НДФЛ в фиксированном размере либо на основании декларации);
• на предприятии выявлены новые обстоятельства, которые не были известны во время ранее проведенного налогового аудита (пп. 122, 132 Положения N 1).
Определение риска совершения налогового правонарушения
программой «Определение, анализ и оценка
налогового риска»
Внедрение программы «Определение, анализ и оценка налогового риска» направлено на то, чтобы исключить человеческий фактор, в результате которого кто-то из налогоплательщиков мог остаться незамеченным или, наоборот, быть подверженным пристальному вниманию налоговиков.
Общий механизм проверки следующий: все сведения (отчеты, статданные, информация от других госорганов, СМИ, материалы проверок и нарушений) вводятся в автоматизированную информационную систему (п. 7 Положения, прил. N1 к ПКМ N 1). Под анализ попадают:
• полная и своевременная подача налоговой отчетности;
• наличие налоговой задолженности и ее динамика;
• полная информация о налогооблагаемой базе и товарообороте;
• сдача наличной выручки для торговых предприятий;
• соответствие информации, взятой из внешних источников, информации, представленной в отчетах;
• соответствие используемых налоговых льгот налоговому законодательству;
• наличие контрагентов, в отношении которых возбуждены административные либо уголовные дела по налоговым правонарушениям.
ГНК не раскрывает всех параметров анализа программы. По каким критериям осуществляется присвоение низкого, среднего и высокого уровней риска совершения налогового правонарушения в нормативных актах, также четко не обозначено, так как основная часть из них является конфиденциальной информацией. Раскрываются только некоторые из них (п. 9 Положения N 1).
Это:
• налоговая нагрузка;
• многократное (3 и более раз за налоговый период) внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность;
• отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких (2 и более) налоговых периодов;
• неоднократная (2 и более раз) смена местонахождения и последующая перерегистрация налогоплательщика в течение налогового периода;
• сделки (операции) с лицами, у которых аннулировано свидетельство (исключенными из перечня) по НДС, в том числе ликвидированными, бездействующими, признанными банкротами;
• низкий уровень показателя рентабельности, определяемый как соотношение чистой прибыли к расходам;
• несоответствие сведений об операциях, содержащихся в налоговой отчетности по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям, представленным другим налогоплательщиком;
• представление налоговой отчетности, в соответствии с которой в течение нескольких лет обороты приближаются к размеру менее 1 млрд сум.;
• результаты проведенных налоговых проверок;
• наличие налоговой задолженности на лицевых карточках;
• использование не принадлежащих предприятию платежных терминалов;
• обращения физических и юридических лиц о недовольстве деятельностью конкретного субъекта предпринимательства.
На основе выявленных рисков каждому предприятию присваиваются баллы от 1 до 100. Чем выше в итоге у предприятия будет процент, тем вероятнее оно будет отнесено к категории с высоким риском совершения налоговых правонарушений (п. 13 Положения N 1).
По результатам оценки рисков всех налогоплательщиков ГНК публикует списки организаций с высокой степенью риска совершения налоговых правонарушений, у которых запланировано проведение налогового аудита. Как правило, это крупные импортеры, предприятия по производству и реализации строительной, алкогольной и табачной продукции, субъекты сферы услуг.
Назначение налогового аудита
Чтобы провести на предприятии аудит, в налоговой инспекции готовят его программу на основе изучения и анализа налоговой отчетности, представленной вами, и других имеющихся у них сведений (п. 124 Положения N 1).
Вместе с программой проведения руководитель налоговой инспекции или его заместитель издает приказ о проведении аудита, который должен содержать:
• основания для проведения налогового аудита;
• наименование и ИНН проверяемого;
• Ф. И. О. и должности проверяющих;
• срок проведения;
• цель налогового аудита (все налоги и сборы или отдельные виды налогов за проверяемый период);
• период, который попадает под проверку;
• номер регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок (п. 127 Положения N 1).
Приказ на аудит в рамках уголовного дела издается в течение 2 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган постановления должностного лица, осуществляющего доследственную проверку, дознавателя, следователя, прокурора или определения суда (п. 124 Положения N 1).
Если в ходе проверки у налогового органа возникает необходимость привлечь дополнительных проверяющих, заменить или исключить часть из них, то руководитель налогового органа или его заместитель должен издать дополнительный приказ (п. 128 Положения N 1).
Не менее чем за 30 календарных дней налоговая инспекция обязана направить вам извещение о запланированной проверке через персональный кабинет или заказным письмом. В нем должны быть указаны:
• основание для проведения проверки;
• конкретные виды налогов, которые будут проверяться, если под изучение не подпадают все налоги;
• период, который будет охватывать проверка;
• дата начала проверки;
• предварительный перечень документов, которые предприятие должно подготовить до начала проверки (п. 123, прил. N 16 к Положению N 1).
Извещение об аудите не направляется, если:
• у предприятия имеются признаки укло-
нения от уплаты налогов;
• проводится ревизия в рамках уголовного дела;
• предприятие находится на стадии добровольной ликвидации;
• ИП прекратил деятельность по собственной инициативе (п. 129 Положения N 1).
Признаки уклонения от уплаты налогов (ст. 223 НК):
• неотражение в регистрах учета суммы доходов от реализации товаров (услуг);
• перевозка грузов без оформления товарно-сопроводительных документов либо по подложным документам;
• отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные;
• хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров;
• подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (услуг);
• использование фальшивых первичных бухгалтерских документов;
• незаконное внесение изменений в программу обслуживания фискальной памяти контрольно-кассовой техники;
• включение в отчетность производства неиспользованных материальных затрат как использованных;
• перенос выручки от реализации товаров (услуг) на следующий за отчетным период (умышленное занижение объема реализации и дохода);
• искусственное завышение лимитов расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и нормы амортизации (износа) или неправильное применение нормативов;
• неотражение в налоговой отчетности фактической суммы зарплаты работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем;
• неотражение в налоговой отчетности работников, осуществляющих трудовую деятельность;
• отражение стоимости реализованных товаров в учетных документах по ценам ниже фактической стоимости их реализации;
• неполное отражение в налоговой отчетности объема добытых полезных ископаемых.
Если в вашей деятельности присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то вы узнаете о налоговом аудите в день его начала. В остальных случаях предупредят заранее, и у вас будет не меньше месяца, чтобы подготовить все документы и устранить недочеты, если таковые имеются.
У ликвидируемых предприятий и ИП, прекращающих свою деятельность, аудит должен начаться в течение 3 рабочих дней после оповещения налоговых органов центром госуслуг (п. 125 Положения N 1).
Знакомясь с извещением и приказом о проведении аудита, проверив все реквизиты, особое внимание обратите на его цель. Любые действия инспекторов ограничены конкретным видом налогов и периодом, указанном в приказе. Выходить за рамки приказа они не имеют права. Соответственно, все требования проверяющих, не охваченные приказом, незаконны. При этом период, попадающий под проверку, не может захватывать период предыдущего налогового аудита, а также не должен выходить за рамки исковой давности (п. 131 Положения N 1).
Повторный налоговый аудит по одним и тем же налогам и за один и тот же период может быть только в случае выявления новых обстоятельств, которые ранее не были известны налоговому органу (п. 132 Положения N 1).
В период проведения налогового аудита вы не можете вносить изменения и дополнения в налоговую отчетность проверяемого периода (п. 128 Положения N 1). Даже если вы отправите повторно отчеты с внесенными изменениями и дополнениями, они не будут приняты к рассмотрению.
Начало налогового аудита
Срок проверки начинается в день вручения вам приказа о назначении налогового аудита. Доказательством вручения копии приказа считается ваша подпись на его втором экземпляре (пп. 138, 139 Положения N 1). Но не стоит считать, что если вы откажетесь расписаться, аудит не начнется. Инспекторы просто заактируют ваш отказ от подписи, подтвердят его двумя понятыми, и проверка начнется в установленный срок.
Перед началом проверки инспекторы должны:
• ознакомить вас с целью налоговой проверки;
• предъявить вам свои служебные и специальные, дающие право на проверку удостоверения;
• разъяснить ваши права и обязанности;
• предоставить копии документов, являющихся основанием для проведения проверки (копию документа, подтверждающего согласование проведения проверки, или уведомление уполномоченного органа о проверке, приказ контролирующего органа о проведении проверки и программу проверки);
• разъяснить право на получение информации о проверке путем ввода в информационную систему уникального кода проверки (п. 18 Положения, утв. ПП-374 от 13.09.2022 г.; п. 20 Положения N 1).
Кроме того, до начала налогового аудита проверяющий в письменной форме разъясняет ваше право привлечь представителей юридической службы или адвоката к участию в проверке либо отказаться от их участия, о чем составляется протокол. При этом отказ от услуг адвоката не является препятствием для привлечения его в дальнейшем. Вступить в проверку адвокат может на любой ее стадии (п. 139 Положения N 1).
Вы вправе не допускать инспекторов на территорию и в помещения для проведения налогового аудита, если:
• приказ о проведении налогового аудита не оформлен по установленной форме или вам не вручена его копия (за исключением случаев вашего отказа от ее получения);
• проверяющий не указан в приказе или не предъявил свои служебное и специальное, дающее право на проверку удостоверения;
• сроки налогового аудита, указанные в приказе, не наступили или истекли;
• проверка не согласована в установленном порядке с Уполномоченным по защите прав предпринимателей или он не уведомлен об этом;
• проверяющие уклоняются от внесения информации в Книгу регистрации проверок (подп. «б» п. 3 ПП-374; п. 17 Положения N 1 ).
Налоговый аудит проводится на территории налогоплательщика. В ходе его проведения инспекторы могут:
• осматривать территории и помещения;
• истребовать документы;
• истребовать документы и сведения о вашем предприятии у третьих лиц;
• осуществлять выемку документов и электронных носителей;
• назначать и проводить инвентаризацию имущества;
• назначать и проводить экспертизу.
Если провести налоговый аудит на территории налогоплательщика невозможно (у ИП нет помещения, у компании аварийное здание, все сотрудники предприятия на «удаленке» и договор аренды прекращен), то он проводится по месту нахождения налогового органа. В этом случае документы, необходимые для проведения проверки, представляются налогоплательщиком в налоговый орган (п. 141 Положения N 1).
Случаи продления срока налогового аудита
Несмотря на то что срок налогового аудита ограничен 30 рабочими днями, имеется несколько оснований, допускающих продление срока проверки от 2 до 6 месяцев.
Срок будет продлен:
• при непредставлении истребованных документов (информации) в течение 5 рабочих дней (продление допускается не более 1 раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);
• для получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;
• для проведения экспертизы;
• для перевода документов, представленных на иностранном языке;
• при недостаточности срока, указанного в приказе о проведении налогового аудита, по причине большого объема документов, подлежащих изучению;
• для восстановления пришедших в негодность документов и электронных носителей информации, связанных с исчислением налогов и сборов;
• для получения мнения специалиста;
• для привлечения эксперта;
• вследствие стихийного бедствия или иных чрезвычайных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы (п. 134 Положения N 1).
Каждое из этих оснований дает право проверяющему продлить срок налогового аудита, при этом его максимальный срок не может быть больше 6 месяцев (п. 135 Положения N 1).
Инспектор не вправе по своему усмотрению продлевать срок. Для этого ему необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган с мотивированным ходатайством. Ходатайство подается за 5 рабочих дней до истечения срока аудита (п. 136 Положения N 1).
Однако после принятия постановления Президента N ПП-374 максимальное продление срока проверки допускается только 1 раз и на срок, не превышающий первоначально установленный, то есть 30 дней плюс 30 дней, а значит, проверка может продолжаться только 2 месяца. Такое продление допустимо по обоснованному запросу контролирующего органа по согласованию с уполномоченным органом. При этом общая продолжительность первоначально проведенных и продлеваемых проверок не должна превышать установленный законодательством срок их проведения (п. 30 Положения, утв. ПП-374). На сегодняшний день ни в Налоговый кодекс, ни в ранее принятые нормативные акты по проверкам изменения не внесены.
Элеонора МАЗУРОВА,
адвокат, эксперт ООО «Norma».