Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 46 / Юридические консультации

Что важно знать о регулировании деятельности самозанятых лиц

 

Возможность зарегистрироваться в качестве самозанятого лица в Узбекистане появилась сравнительно недавно – с 1 июля 2020 года  (п. 3 ПП-4742 от 8.06.2020 г.). И с этого же времени расширен Перечень видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица (утв. ПП-4742). Порядок деятельности самозанятых лиц разъяснила эксперт по юридическим вопросам компании «Norma», адвокат Элеонора Мазурова:

 

– Самозанятые – это физические лица, которые сами находят работу и сами ее выполняют, получая доход. Самозанятыми могут стать репетиторы, няни, сантехники, электрики, парикмахеры, курьеры, мойщики автомобилей, ремесленники, уборщики, портные, программисты, медсестры и др. Такая практика позволяет «легализовать» предпринимательскую деятельность множества специальностей, представители которых ранее работали без надлежащего оформления, нарушая требования налогового законодательства.

Оформление в качестве самозанятого лица отличается от аналогичных процедур для индивидуального предпринимателя и имеет следующие преимущества:

•  не нужно проходить госрегистрацию в качестве ИП, достаточно уведомить налоговый орган о начале деятельности в качестве самозанятого лица;

•  доходы, полученные от трудовой деятельности в порядке самозанятости, не облагаются НДФЛ;

•  достаточно уплатить соцналог в размере не менее 50 % БРВ – независимо от фактически отработанного времени в качестве самозанятого. Эта сумма полностью направляется во внебюджетный Пенсионный фонд. Исходя из нее определяется размер заработка для исчисления пенсии;

•  разрешено принимать от физических и юридических лиц – нерезидентов из-за рубежа плату в иностранной валюте за оказанные услуги на счета в банках Узбекистана без внесения информации в ЕЭИСВО;

•  можно оказывать услуги иностранным физическим и юридическим лицам без заключения контракта путем принятия публичного предложения о соглашении (оферты) или обмена электронными сообщениями либо выставлением счетов-фактур (инвойсов), в том числе в электронном виде.

Но не стоит обольщаться, что самозанятым можно все. С одной стороны, все, что зарабатывает самозанятый, он может положить в свой «карман». С другой стороны, он может принимать оплату своей работы:

•  наличными деньгами с использованием контрольно-кассовой техники;

•  через любые мобильные платежные системы (Сlick, Payme, Apelsin и т. п.);

•  через платежный терминал на основе договора с банком;

•  через депозитный счет, открытый в обслуживающем банке (п. 20 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 806 от 23.12.2020 г.).

Законодательство не требует от самозанятых лиц вести учет заработанных средств, но и нет четкого указания, как им принимать наличные деньги за свою работу.

В Положении говорится, что самозанятые лица в порядке, установленном законодательством, пользуются контрольно-кассовой техникой. А где расписан этот порядок для самозанятых, пока непонятно. Также из Положения неясно, обязан самозанятый пользоваться контрольно-кассовой техникой или имеет на это право. Как следствие, остается открытым вопрос– накажут ли его за то, что взял оплату наличными деньгами и при этом не использовал ККМ?

Нужно обратить также внимание на то, что руководители юрлиц увидели свою выгоду в работе с самозанятыми. Что может происходить на практике? Не очень добросовестное руководство предприятия инициирует увольнение части своих работников. Далее они регистрируются самозанятыми и возвращаются к своим прежним должностным обязанностям на прежнем месте и в прежнем качестве, но со статусом самозанятых… В результате у работодателя снижается налоговая нагрузка, нет необходимости платить премии, оплачивать листки нетрудоспособности, а также предоставлять оплачиваемые отпуска.

А вот чем грозит такая «рокировка», вы сможете узнать из ответа на вопрос: как избежать предприятию переквалификации налоговой службой самозанятого в штатного сотрудника?

У нас еще нет большой практики по самозанятым, так как такой вид деятельности появился недавно.
В Российской Федерации эта практика хорошо отслеживается. Некоторые предприниматели, сделав расчеты, приходят к выводу, что оформление своих штатных сотрудников в качестве самозанятых – это неплохой способ оптимизации и снижения налоговой нагрузки предприятия в части зарплатных налогов.

Недалеко то время, когда наша налоговая служба, как и в Российской Федерации, создаст специальную скоринговую систему, анализирующую перечисления денежных средств самозанятым лицам с целью выявления признаков подмены трудовых отношений. Это означает, что и в нашей стране со стороны предпринимателей будут попытки снизить свою налоговую нагрузку, а со стороны налоговых органов– приниматься меры по пресечению таких фактов. Причем у налоговиков есть законодательный рычаг. Налоговое законодательство считает, что если налогоплательщик совершает операции или последовательность операций, единственной или преимущественной целью которых является получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты либо уменьшения суммы уплачиваемых налогов, такие его действия признаются злоупотреблением правом (ч. 5 ст. 14 НК).

 

Признаки, по которым можно оказаться в зоне риска при работе с самозанятыми

Основному анализу будут подвергаться следующие показатели:

•  периодичность выплат;

•  плательщики;

•  ранняя взаимосвязь самозанятого и работодателя.

Цель этого анализа одна – доказать подмену трудовых взаимоотношений отношениями по договору ГПХ с последующей переквалификацией и доначислением налогов.

 

Сторон данного анализа всего 3:

•  работник (исполнитель);

•  работодатель (заказчик);

•  налоговые органы.

И задачи у них далеко несовпадающие:

•  работнику важно сохранить рабочее место и повышенную зарплату (относительно той, что была);

•  работодателю важно сохранить «новые трудовые отношения» с целью меньшей налоговой нагрузки;

•  налоговая инспекция хочет вернуть все назад и продолжить взимать зарплатные налоги в бюджет.

Характерные признаки, по которым налоговая инспекция заподозрит вас в подмене трудовых отношений:

1) сотрудник ранее работал на предприятии, уволился и продолжил оказывать услуги в качестве самозанятого. Следует отметить – это практически прямой вызов налоговикам, что вы занимаетесь получением необоснованной налоговой выгоды, и самый короткий путь к проведению у вас налоговой проверки;

2) самозанятый работает только с одним контрагентом. Хотя прямо законом это и не запрещено, но может быть «стартовым» квалифицирующим признаком подмены трудовых отношений иными. В этом признаке есть моменты, которые могут защитить вас от претензий налоговиков:

•  на вашем предприятии – контракты и задачи, не подразумевающие «многоклиентности» для самозанятого. Например, водитель с собственной машиной на доставке. Он может и хотел бы работать с другими контрагентами, но если его основной контрагент формирует ему пакет заказов на полный рабочий день, то для других просто не остается времени;

•  коммерческая тайна или прямой обман. Предприниматель нашел самозанятого, который будет заниматься его продвижением в Интернете. Как ему узнать, будет ли он его единственным контрагентом-юрлицом? Самозанятый не обязан давать ответ на этот вопрос и может ограничиться отговоркой: «Вас это не касается – коммерческая тайна» либо обмануть: «У меня сотня таких клиентов, как вы, по всей стране». А проверить предприниматель этого не сможет. В итоге он находится в зоне риска, но не по своей воле. Для налоговой это имеет значение. То есть если самозанятый обманул и на самом деле у него в обслуживании одно предприятие, то для инспекторов это будет признаком риска предприятия. Незнание не освободит от переквалификации;

3) предприятие изначально ищет самозанятого на должность работника. В объявлении о вакансии зачастую прямо пишут «… полный рабочий день, статус самозанятого обязателен …». При наличии извлеченного из архива объявления о вакансии, а также соответствующих показаний самого работника отношения будут переквалифицированы в трудовые со всеми негативными налоговыми последствиями.

Как избежать переквалификации
в штатного сотрудника при работе с самозанятыми

Если вы решили привлечь к работе на своем предприятии самозанятых лиц, то учтите, что:

•  у вашего самозанятого вы не должны быть единственным контрагентом;

•  постоянное рабочее место должно отсутствовать в принципе, его нет у самозанятого. Если есть, значит, это не самозанятый, а работник;

•  договор нужно оформлять в соответствии с гражданско-правовым законодательством, отражать в нем максимум сведений и не скачивать типовой договор из Интернета. Ни в коем случае в договоре нельзя использовать понятия из трудового законодательства – рабочее время, функциональные обязанности, должность, отпуск и т. д.;

•  если в переписке очевидно, что это не заказчик обращается к исполнителю в рамках договора, а работодатель дает распоряжение работнику, то переквалификация гарантирована. Не следует быть уверенным, что такая переписка никогда не попадет в руки к налоговикам;

•  рабочий день у самозанятого быть не может. А вот внутренним распорядком вашего предприятия, его системой пропуска и контроля он руководствоваться может;

•  даже если есть какая-то система взаимоотношений, то документарных следов она оставлять не должна. Платить надо дробно, нерегулярно и разными суммами. Если есть учет входящих в здание и выходящих – тоже пусть всегда разное время;

•  что в договоре, что в самом процессе взаимоотношений с самозанятым должен быть очевиден результат этих взаимоотношений. Для сборщика мебели – готовая мебель, для дизайнера – утвержденный конкретный дизайн-макет, для копирайтера – сданные готовые материалы. Сам по себе рабочий процесс результатом быть не может;

•  налоговые инспекторы, доказывая, что единственной целью вашего сотрудничества с самозанятым есть получение необоснованной налоговой выгоды (ч. 5 ст. 14 НК), будут отталкиваться от выстроенных взаимоотношений между заказчиком и исполнителем. Ваша задача – показать, какие реально между вами существуют взаимоотношения. То есть для доказывания их реальности придется обосновать инспекторам, что ваши действия не преследуют цели получения налоговой выгоды.

 

ПРИМЕР. Переквалификация самозанятого в штатного сотрудника
на основе оценки взаимоотношений

На большом предприятии оборудован медицинский кабинет, в котором сотрудникам, проходящим амбулаторное лечение, делаются инъекции, массаж и другие медицинские манипуляции, не требующие лицензии. Все это сделано с целью не отрывать работников на длительное время от работы для получения медицинских услуг. Для этого в кабинет в определенное время приходит медицинская сестра и проводит манипуляции. Находится она там с 10.00 до 17.00, оказывая медицинские услуги всем нуждающимся сотрудникам. С ней как с самозанятой заключается ежемесячный договор на оказание медицинских услуг. Оплата производится в зависимости от количества проведенных медицинских манипуляций.

Налоговая инспекция, оценив реальность взаимоотношений, переквалифицирует такого самозанятого специалиста в штатного сотрудника и доначислит все установленные налоги. Основываться она будет на то, что у самозанятого есть рабочее место, установлено рабочее время и оплату он получает регулярно.

 

Приходим к выводу, что с самозанятыми можно работать, только если они реально выполняют работу, существует четкая деловая цель и договор ГПХ с самозанятым составлен с соблюдением всех необходимых требований.

Прочитано: 159 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика