Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 42 / Таможня

Новации таможенного законодательства

 

Ассоциация таможенных брокеров при поддержке Государственного таможенного комитета провела в столичном бизнес-центре «Avalon» очередной семинар в формате круглого стола. Он был посвящен обзору нововведений законодательства в таможенной сфере и ВЭД. Тема – злободневная, поэтому обсуждение было активным. Вопросов по отдельным положениям и новациям таможенной практики было задано немало.

 

В семинаре приняли участие члены АТБ – руководители фирм – таможенных брокеров, компаний, оказывающих услуги в сфере ВЭД, специалисты по таможенному оформлению, а также представители ГТК, МИВТ, Агентства по техрегулированию при МИВТ, Таможенного института и Торгово-промышленной палаты Ташкента.

В онлайн-режиме участвовали члены АТБ из Андижанской, Бухарской, Самаркандской и Ферганской областей, Республики Каракалпакстан, а также руководители ассоциаций таможенных брокеров (представителей) Центрально-Азиатского региона и других стран СНГ. Директор Ассоциации «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» (Санкт-Петербург) Константин Лаар поблагодарил председателя АТБ Арсена Айрапетьянца за приглашение к участию в мероприятии. Отметил, что оно прошло живо, интересно и познавательно. Пожелал успехов в работе и выразил надежду на плодотворное сотрудничество. Президент АТБ Кыргызстана Иван Гелетюк был солидарен с коллегой в том, что семинар прошел содержательно, отметив презентацию заместителя председателя АТБ РУз Энвера Халилова, который, по его мнению, был, как всегда, на высоте.

 

Таможенное оформление
через посты удаленного электронного декларирования

Свое выступление докладчик начал с Указа Президента «Об упрощении таможенных процедур и дальнейшем совершенствовании организационной структуры органов государственной таможенной службы» (N УП-6310 от 10.09.2021 г.), кардинально меняющего стратегию декларирования товаров и сопутствующих ей процедур. Он заострил внимание на моментах, которые важны для участников ВЭД.

Согласно документу создаются таможенные посты удаленного электронного декларирования, определен порядок, в соответствии с которым:

а) начиная с 1 октября 2021 года:

• таможенные посты удаленного электронного декларирования проводят таможенное оформление электронных ГТД, представленных участниками ВЭД;

• деятельность постов ВЭД, на которых созданы такие таможенные посты, специализируется на осуществлении форм таможенного контроля;

б) начиная с 1 декабря 2021 года в пунктах пропуска автомобилей через Госграницу РУз:

• задачи проверки и оформления соответствующей документации на товары ветеринарных и фитосанитарных органов будут выполняться посредством таможенной информационной системы «Единое окно» или интегрированных с ней информационных систем;

• отменяется практика проставления печати и регистрации товарно-транспортных документов ветеринарными и фитосанитарными органами;

• внедряется практика предоплаты всех подлежащих уплате сборов на основе единого счета-фактуры до въезда транспортных средств в пограничный пункт;

в) начиная с 1 января 2022 года:

• после принятия таможенными органами решения о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей эти средства будут возвращаться участникам ВЭД в течение 3 рабочих дней;

• минимальным сроком отсрочки либо рассрочки уплаты таможенных платежей устанавливается срок в 14 дней, в течение этого срока проценты не взимаются, при превышении минимального срока проценты будут начисляться полностью на весь период;

• размер доначисленных таможенных платежей, не подлежащих взысканию и возврату, устанавливается до 20 % БРВ;

• внедряется практика условного выпуска товаров до завершения экспертизы на определение кода товаров в соответствии с ТН ВЭД, назначенной таможенным органом, с обеспечением уплаты таможенных платежей;

• создается возможность представления единого обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей участника ВЭД в рамках нескольких таможенных операций, такое обеспечение должно быть достаточным для исполнения всех обязательств по таможенным платежам;

• по заявлению участника ВЭД таможенными органами принимается предварительное решение для определения суммы таможенных платежей, подлежащих к уплате по товарам.

 

Новое в грузовых операциях

В целях реализации Указа Президента «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-6005 от 5.06.2020 г.) принято постановление КМ «О дополнительных мерах по осуществлению грузовых операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем» (N 531 от 20.08.2021 г., вст. в силу 22.11.2021 г.). Им утверждено Положение о порядке осуществления грузовых операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, устанавливающее:

• порядок осуществления грузовых операций по товарам, доставленным под таможенным контролем;

• контроль грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем;

• систему движения товаров на таможенных складах;

• права и обязанности владельца таможенного склада и уполномоченного им лица при осуществлении грузовых операций на таможенном складе.

Положением определено, в отношении каких товаров инспектор таможенной службы должен участвовать в проведении грузовых операций на территории таможенного склада.

Постановлением КМ N 531 внесены изменения в Положение о порядке декларирования товаров (прил. N 2 к ПКМ N 605 от 31.07.2018 г.).

Заместитель председателя АТБ просил также обратить внимание на внесенные изменения в постановления КМ «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по лицензированию деятельности таможенного склада, свободного склада и магазина беспошлинной торговли» (N 210 от 9.04.2020 г.) и «Об утверждении Ставок таможенных сборов» (N 700 от 9.11.2020 г.).

 

Контроль доставки с использованием электронных пломб

В целях пресечения незаконного проникновения грузов на таможенную территорию Узбекистана и обеспечения качественного таможенного контроля за перемещаемыми товарами и транспортными средствами Кабинет Министров принял постановление «О внедрении системы слежения за автотранспортными средствами с использованием электронных пломб в международных перевозках» (N 428 от 8.07.2021 г.). Им утверждено Временное положение о порядке внедрения системы слежения за автотранспортными средствами с использованием электронных пломб при международных перевозках.

Заместитель председателя АТБ обратил внимание участников семинара на то, что электронные пломбы на транспортных средствах устанавливаются таможенным органом отправления в следующих случаях:

• при указании системы управления рисками ГТК;

• на основании оперативной информации, ранее полученной от правоохранительных органов и органов таможенной службы или правоохранительных органов зарубежных стран;

• при несоответствии данных, полученных при применении технических средств таможенного контроля, сведениям, указанным в прилагаемых к товарам документах;

• по требованию отправителя, получателя или перевозчика.

При этом сбор за использование электронных пломб рассчитывается исходя из БРВ и расстояния, пройденного транспортным средством с этим типом пломбы. Его размер определяется Кабинетом Министров и взимается он с перевозчика таможенными органами на таможенном посту отправителя.

Эксперимент начат 1 сентября и продлится до конца 2021 года.

 

Развитие и упрощение инструментов внешней торговли

Постановлением КМ «О дополнительных мерах по дальнейшему упрощению таможенного администрирования и процедур» (N 429 от 8.07.2021г.) в целях упрощения требований по таможенному оформлению импортного сырья и материалов установлено, что с 1 августа 2021 года:

• разрешено применять таможенный режим по переработке даже в случае отсутствия иностранного заказчика;

• введены новые виды внешнеторговых контрактов на ввоз, вывоз, закуп и реализацию сырья, что позволит хозсубъекту закупать сырье из-за границы и продавать его любому иностранному партнеру после переработки без уплаты таможенных платежей;

• отечественным организациям-экспортерам разрешено закупать продукцию в иностранном государстве и продавать ее напрямую в третью страну без импорта;

• введен порядок мониторинга привязки контрактов на ввоз и вывоз, а также на закуп и реализацию товаров;

• срок ввоза товаров по договору ввоза и оформления в таможенные режимы «Таможенный склад», «Свободный склад», «Свободная таможенная зона», «Переработка на таможенной территории», а также возврата уплаченных за них денежных средств не должен превышать 180 дней со дня оплаты по контрактам;

• срок поступления денежных средств или обратного ввоза товаров по контракту на вывоз не должен превышать 180 дней с момента оформления товаров под таможенный режим «Реэкспорт»;

• срок возврата денежных средств, уплаченных по договору закупа, или поступления денежных средств по договору реализации не должен превышать 180 дней с даты оплаты по договору закупа. При этом сумма денежных средств, полученных по договору реализации, не должна быть меньше суммы денежных средств, уплаченных по договору закупа.

Заместитель председателя АТБ напомнил участникам семинара, что документом дополнена классификация контрактов, состоящая из 2 цифр, которые представляют внешнеторговые операции:

• 16 – контракт на импорт;

• 17 – контракт на экспорт;

• 18 – контракт закупа;

• 19 – контракт реализации (п. 3 Порядка, прил. N1 к Положению, утв. ПКМ N 283 от 14.05.2020г.).

 

Снятие с учета безнадежной задолженности

Постановлением КМ N 216 от 14.04.2021 г. утверждено Положение о порядке снятия с учета безнадежных задолженностей в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций. 

В Положении определены:

• порядок выявления задолженности и подтверждающие задолженность документы;

• роль и полномочия Правительственной комиссии и региональных комиссий по развитию экспорта и инвестициям при списании задолженности;

• порядок организации списания просроченной безнадежной и кредиторской задолженности по экспортным и импортным контрактам;

• механизм отчетности по списанию безнадежной задолженности из единой электронной информационной системы внешнеторговых операций.

В ЕЭИСВО задолженность формируется на основании сведений хозсубъектов, органов таможенной службы, товарно-сырьевых бирж, выставок-ярмарок и коммерческих банков.

При этом задолженность признается безнадежной в случаях:

• прекращения обязательств хозсубъектов в соответствии с решением суда;

• смерти индивидуального предпринимателя, выхода из гражданства РУз и выезда на ПМЖ в другое государство;

• истечения общего срока исковой давности;

• снятия с учета задолженности хозсубъектов на основании решения Правительства;

• неверного формирования задолженности по техническим и другим причинам;

• возникновения задолженности в связи с предоставлением скидки на основании кредит-ноты и др.

Подтверждением безнадежной задолженности являются:

• решение суда о прекращении обязательств хозсубъекта, завершении процедуры банкротства и отсутствии возможности удовлетворения обязательств;

• свидетельство о смерти индивидуального предпринимателя;

• справка отделов миграции и оформления гражданства УВД (ОВД) о выезде на ПМЖ в другое государство индивидуального предпринимателя и выходе из гражданства РУз;

• кредит-нота о предоставлении скидки на уменьшение суммы договора до 5 % и др.

 

Изменения и дополнения в заполнении ГТД

Халилов подробно разъяснил нюансы внесенных изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (рег. МЮ N 2773-6 от 19.07.2021 г.), отметив, что заполнение ГТД усложняется.

Он напомнил, что теперь физлица вместо ИНН указывают персональный идентификационный номер физлица (ПИНФЛ).

1. В графе 48 «Отсрочка платежей» ГТД указывается окончательный срок уплаты таможенных платежей по их видам при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате по следующей схеме ХХ.ДД.ММ.ГГГ, где:

• ХХ – код вида таможенного платежа согласно Классификатору таможенных платежей (прил. N 13 к Инструкции);

• ДД – день;

• ММ – месяц;

• ГГГГ – год.

Если по нескольким видам таможенных платежей предоставлена возможность отсрочки или рассрочки уплаты, то сведение по каждому из них указывается отдельно в новой строке.

2. В графе 31 «Грузовые места и описание товара»–«Маркировка и количество – Номера контейнеров – Описание товара» ГТД под номером 6 (в электронной ГТД в отдельной детализированной таблице) указывается агрегированный таможенный код алкогольной и табачной продукции, выданный в соответствии с постановлением КМ «О мерах по обеспечению поэтапного внедрения системы обязательной цифровой маркировки некоторых видов продукции» (N 833 от 31.12.2020 г.).

3. В графе 42 «Фактурная стоимость товара» ГТД при обратном ввозе товаров после переработки вне таможенной территории в валюте внешнеторгового контракта (договора, соглашения) указывается стоимость услуг по переработке декларируемого товара.

При переработке на безвозмездной основе в графе указывается «0». Стоимость услуг по переработке товара округляется по математическим правилам
с точностью до 2 знаков после запятой.

4. В графе 40 «Общая декларация/предшествующий документ» ГТД указываются в порядке, установленном пунктом 25 Инструкции, сведения о ГТД, в соответствии с которой товары вывозились с таможенной территории РУз. В ней дополнительно отражаются следующие сведения о документах контроля доставки (книжке контроля доставки груза, книжке МДП), на основании которых товары доставлялись во внутренний таможенный орган для проведения таможенного оформления:

• код документа контроля доставки: для книжки контроля доставки груза – ККДГ, для книжки
МДП – МДП;

• номер документа контроля доставки (99999/
99.99.9999/ИМ999999 – код поста/дата/номер
книжки контроля доставки груза, 99999/99.99.9999/ZX99999999 – код поста/дата/номер книжки МДП). При этом буквы в номере книжки контроля доставки груза указываются строго кириллицей, а в номере книжки МДП – строго латиницей;

• вес брутто в килограммах оформляемого товара, указанного в документе контроля доставки.

Например:

• ККДГ 06006/31.03.2012/ИМ003761 – 15 000 кг;

• МДП 27002/01.01.2014/XY00156239 – 19 456 кг.

Если товар оформляется по нескольким документам контроля доставки, то каждые сведения указываются отдельно с новой строки в вышеуказанном порядке. При отсутствии документов контроля доставки, на основании которых товары доставляются во внутренний таможенный орган, в графе не требуется дополнительное указание сведений об этих документах.

Заместитель председателя АТБ отметил необходимость тщательного изучения внесенных изменений в Классификатор видов документов и сведений, используемых при заполнении грузовой таможенной декларации (прил. N 12 к Инструкции). В частности, на примечания под таблицей:

**** при указании количества товара, количество товара в заключении, оформляемого ГТД, должно указывать указанную в заключении единицу измерения. Единица измерения указывается также, как в заключении.

К примеру, «кг»; «шт»; «кв. м» и другое.

***** порядковый номер (ID номер), выданный на лекарственное средство, указывается в реестре предельных цен, внедренном на основании Положения о порядке регистрации цен на лекарственные средства в системе формирования справочных цен (рег. МЮ N 3242 от 10.06.2020 г.).

Также он сакцентировал внимание на пункте 4 Классификатора таможенных платежей (прил. N 13 к Инструкции).

Предоставлено право добровольно исправить
ошибки в ГТД и КТД

В Положение о порядке изменения, дополнения, переоформления, отзыва и аннулирования грузовой таможенной декларации внесены изменения и дополнения (рег. МЮ N 3220-1 от 6.05.2021 г.).

Так, теперь декларант или декларирующее лицо вправе в процессе таможенного оформления и после его завершения добровольно исправить с разрешения таможенного органа любые нарушения, не влияющие на исчисление таможенных платежей или применение ограничений, если таможенные органы в процессе таможенного оформления или после его завершения самостоятельно не выявили эти ошибки в ГТД и КТД, за исключением случаев, когда Положением запрещено изменять, дополнять, переоформлять, отзывать или аннулировать ГТД по запросу декларанта или декларирующего лица.

В графе «B» «Подробности подсчета» ГТД необходимо указывать сбор за изменение и (или) внесение дополнений в оформленную ГТД исходя из формата КТД и изменений под кодом «43» согласно Классификатору таможенных платежей.

 

Новое в сертификации

Сертификация упрощается, что способствует снижению временных и финансовых затрат. Указом Президента ««О кардинальном совершенствовании государственного управления в области технического регулирования» (N УП-6240 от 2.06.2021г.) установлен порядок, в соответствии с которым:

• сертификат соответствия на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию, требующую в обязательном порядке получения санитарно-эпидемиологического заключения, получается на добровольной основе. При этом изготовители (производители), поставщики и продавцы такой продукции являются ответственными за обеспечение ее соответствия обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и стандартами;

• начиная с 1 сентября 2021 года оценка соответствия отдельных видов продукции с низким уровнем риска проводится путем декларирования соответствия. При этом декларирование соответствия проводится без выдачи сертификата соответствия на основании протоколов испытаний, составляемых по результатам положительных испытаний после проведения полноценных испытаний продукции на основе требований техрегламента;

• резидентам Республики Узбекистан – органам по оценке соответствия, аккредитованным органом по аккредитации, являющимся членом международных организаций ILAC/IAF, разрешается выполнять работы по оценке соответствия без прохождения национальной аккредитации с уведомлением ГП «Узбекский центр аккредитации» об области своей аккредитации. При этом органы по оценке соответствия в оформленных документах по оценке соответствия обязаны обеспечить указание отличительных знаков организаций ILAC/IAF и их размещение на официальных веб-сайтах данных организаций.

Также документом в целях создания удобств для импортеров и обеспечения ввоза на внутренний рынок качественной и безопасной продукции с 1ноября 2021 года:

а) внедряется порядок выпуска в свободное обращение на территории республики отдельных видов продукции с высоким уровнем риска (за исключением продукции, ввозимой физлицами для собственных нужд в пределах норм, установленных актами законодательства) после проведения госрегистрации. При этом:

• документы, подтверждающие соответствие этих видов продукции, ввозимой на территорию республики, требованиям нормативных актов в области технического регулирования, подлежат обязательному размещению в таможенной электронной программе минимум за 15 дней до ее прибытия на таможенную территорию;

• продукция переводится в таможенный режим «Выпуск для свободного обращения» таможенными органами на основании соответствующих документов, подтверждающих соответствие, оформленных аккредитованными органами по оценке соответствия, являющимися резидентами РУз;

б) разрешается импорт отдельных видов продукции с низким уровнем риска в течение 24 месяцев с оформлением 1 раз сертификата соответствия (независимо от срока действия) в аккредитованных органах по оценке соответствия, являющихся резидентами РУз. При этом:

• данный порядок распространяется на виды продукции одного и того же производителя, указанные в сертификате соответствия;

• декларация о соответствии продукции импортера является основанием для перевода продукции в таможенный режим «Выпуск для свободного обращения» таможенными органами;

• субъекты предпринимательства, ввозящие товары по данному упрощенному порядку, являются ответственными за обеспечение соответствия указанных товаров требованиям нормативных актов в области техрегулирования;

в) контроль за соответствием продукции, ввозимой в республику, требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и актами законодательства, осуществляется Агентством по техрегулированию или уполномоченной организацией, входящей в его структуру, на основе риск-анализа;

г) перечень продукции, признанной не соответствующей обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и актами законодательства, ведет Агентство по техрегулированию или уполномоченная организация, входящая в его структуру. При этом запрещаются исключение из перечня продукции, включенной в него, в течение 6 месяцев начиная с даты ее регистрации, а также ввоз и выпуск в свободное обращение на территории республики производителем (его официальным представителем) продукции, признанной несоответствующей.

 

В дополнение

Протоколом Правительственной комиссии по вопросам внешней торговли, инвестиций, развития местной промышленности и технического регулирования N 53 от 21.09.2021 г. утвержден список стран с высокоразвитой системой контроля и качества, при импорте из которых сертифицированного и заявленного оборудования, компонентов, сырья, измерительных инструментов, химических реактивов, подъемных устройств и транспортных средств не требуется национальный сертификат, согласно приложению N 4 к постановлению КМ «Об утверждении перечней объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Узбекистан» (N43 от 30.01.2021 г.).

Список стран с высокоразвитой системой контроля и качества, при импорте из которых не требуется получение национального сертификата для сертифицированного и декларированного оборудования, компонентов, сырья, измерительных инструментов, химических реактивов, подъемных устройств и транспортных средств

1. Австрия.

2. США.

3. Бельгия.

4. Великобритания.

5. Германия.

6. Дания.

7. Испания.

8. Италия.

9. Канада.

10. Южная Корея.

11. Нидерланды.

12. Финляндия.

13. Франция.

14. Швейцария.

15. Швеция.

16. Япония.

Прочитано: 167 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика