Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 42 / Рекомендации бухгалтеру

Как учитывать ремонт основных средств

 

Виды ремонта

Для поддержания основных средств в рабочем состоянии, восстановления исправности и работоспособности проводят их ремонт.

В зависимости от конструктивных особенностей, характера повреждений, степени износа отдельных составных частей объекта ОС, трудоемкости ремонтных работ различают текущий, средний и капитальный ремонт (п. 47 НСБУ N 5, рег. МЮ N 1299 от 20.01.2004 г.).

Текущий ремонт осуществляется для поддержания объекта ОС в рабочем состоянии. Он включает в себя:

• замену или восстановление узлов и деталей;

• устранение мелких повреждений;

• регулировочные и другие работы.

Текущий ремонт производит персонал, обслуживающий объект ОС, или ремонтная бригада на месте эксплуатации, часто в ходе профилактического осмотра. Обычно текущий ремонт проводится с периодичностью менее 1 года.

Для объектов недвижимости (зданий, сооружений) текущим является:

• ремонт отдельных помещений, а не всего объекта в целом;

• проведение отдельных ремонтных работ, например, замена части проводки, покраска стен, вставка разбитых стекол и др.

При среднем ремонте:

• частично разбирается ремонтируемый объект;

• проверяется техническое состояние узлов;

• восстанавливаются или заменяются части деталей;

• ремонтируются отдельные части объекта ОС.

В основном данный вид ремонта осуществляется в промежутке между текущим и капитальным ремонтом с периодичностью более 1 года.

При капитальном ремонте производятся:

• полная разборка, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов;

• восстановление или замена всех изношенных деталей
и узлов на новые и более современные;

• сборка, регулировка и испытание объекта.

Для зданий и сооружений капремонтом является замена изношенных конструкций и деталей на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности объекта.

Капитальный ремонт – наиболее полный и трудоемкий вид ремонта, выполняемый как собственным рабочим персоналом, так и ремонтными, строительными организациями.

Документальное оформление проведения ремонта

Предприятие может проводить ремонт ОС подрядным или хозяйственным способом.

При подрядном способе предприятие заключает договор подряда с ремонтной или строительной организацией.

При хозяйственном способе ремонт выполняется собственными силами и средствами, то есть своими работниками по месту эксплуатации объекта ОС или специализированной ремонтной бригадой предприятия.

До начала ремонта для обоснования необходимости его проведения осмотрите объект ОС, после чего составьте дефектный акт.

В дефектный акт включите:

• описание технического состояния объекта (или его частей);

• рекомендуемые мероприятия по устранению неисправностей, дефектов;

• предложения по объему необходимых ремонтных работ.

Дефектный акт утверждает руководитель предприятия.

При подрядном способе проведения ремонта дефектный акт согласуйте с подрядной организацией.

На основании дефектного акта составьте смету затрат на ремонтные работы.

По окончании ремонта составьте акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС по форме N ОС-3 (прил. N 29 к Инструкции, рег. МЮ N 2169 от 22.12.2010 г.).

При подрядном способе организация-подрядчик оформляет акт выполненных работ и счет-фактуру или справку-счет-фактуру.

 

 

Расходы на ремонт

Расходы на ремонт ОС отнесите:

1) на производственную себестоимость продукции (работ, услуг) – по производственным ОС (п. 1.5.1.2 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999 г.);

2) на расходы по реализации:

• по зданиям, сооружениям и помещениям, используемым для торговых нужд (п. 2.1.2.3 Положения);

• по другим ОС, используемым в процессе реализации товаров, готовой продукции, работ или услуг (п. 2.1.4 Положения);

• на административные расходы – по ОС административного назначения (п. 2.2.9 Положения);

3) на прочие операционные расходы:

• по объектам здравоохранения, домам престарелых и инвалидов, детским дошкольным учреждениям, оздоровительным лагерям, объектам культуры и спорта, учреждениям народного образования, а также объектам жилищного фонда (п. 2.3.10 Положения);

• по ОС, переданным в оперативную аренду (п. 2.3.20 Положения);

• по производственным ОС в период простоя (приостановки производственного процесса) (п. 2.3.26 Положения).

 

 

Не путайте расходы на капремонт с расходами на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС. В отличие от расходов на капремонт такие расходы капитализируются, то есть увеличивают первоначальную стоимость ОС (п. 23 НСБУ N 5).

Учет расходов на ремонт

Текущий, средний и капитальный ремонт отражаются
в бухучете одинаково.

Затраты на ремонт отражайте на основании документов по расходу материальных ценностей, начислению оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и другим расходам.

Порядок учета фактических затрат по ремонту ОС зависит от:

• объема;

• равномерности проведения ремонтных работ в течение года;

• способа их выполнения.

В зависимости от приведенных факторов вы можете фактические затраты на ремонт списывать:

1) на расходы текущего периода;

2) за счет ранее созданного резерва на ремонт ОС.

 

Способ учета затрат на ремонт ОС обязательно отразите в учетной политике.

 

СПОСОБ 1. Затраты на ремонт ОС списываются на расходы текущего периода

Фактические затраты учитывайте по дебету счетов учета затрат в зависимости от назначения объекта (2010 «Основное производство», 2310 «Вспомогательное производство», 2510 «Общепроизводственные расходы», 9410 «Расходы по реализации», 9420 «Административные расходы», 9430 «Прочие операционные расходы»).

 

Сформируйте план ремонтных работ на отчетный год. В первую очередь это относится к производственным ОС, затраты на ремонт которых включаются в производственную себестоимость. Соблюдайте установленную периодичность проведения ремонта с тем, чтобы равномерно распределить расходы в течение года. Это позволит избежать резкого увеличения производственной себестоимости в периодах проведения ремонта.

 

ПРИМЕР. Учет расходов на ремонт хозяйственным способом при списании затрат в текущем периоде

Предприятие – неплательщик НДС отремонтировало производственное оборудование собственными силами. Затраты на ремонт включают:

• стоимость запчастей, установленных при ремонте, – 7 000 тыс. сум. с учетом НДС;

• зарплату рабочих-ремонтников – 10 000 тыс. сум.;

• социальный налог – 1 200 тыс. сум.;

• амортизацию контрольного стенда для проверки оборудования – 500 тыс. сум.

В бухгалтерском учете расходы на ремонт отражаются так:

 

Содержание
хозяйственной операции

Сумма,
тыс. сум.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Списаны запчасти, использованные при ремонте, на затраты

7 000

2510 «Общепроизводственные расходы»

1040 «Запасные части»

Начислена заработная плата рабочим-ремонтникам

10 000

2510 «Общепроизводственные расходы»

6710 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»

Начислен социальный налог

1 200

2510 «Общепроизводственные расходы»

6520 «Платежи
в государственные
целевые фонды»

Начислена амортизация контрольного стенда

500

2510 «Общепроизводственные расходы»

0230 «Износ машин
и оборудования»

 

 

ПРИМЕР. Учет расходов на ремонт подрядным способом при списании затрат в текущем периоде

Предприятие – плательщик НДС отремонтировало производственное оборудование с привлечением подрядной организации. Подрядная организация представила счет-фактуру и акт выполненных работ по ремонту ОС – 34 500 тыс. сум. с 15 % НДС.

В бухгалтерском учете расходы на ремонт отражаются так:

Содержание
хозяйственной операции

Сумма,
тыс. сум.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Выдан аванс подрядной организации

17 250

4330 «Прочие авансы выданные»

5110 «Расчетный счет»

Отражены расходы
на ремонт производственных ОС

30 000

2510 «Общепроизводственные расходы»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

Отражена сумма НДС
по ремонтным работам

4 500

4410 «Авансовые платежи
по налогам и другим
обязательным платежам в бюджет (по видам)»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

Зачтена сумма НДС
по ремонтным работам

4 500

6410 «Задолженность
по платежам в бюджет
(по видам)»

4410 «Авансовые платежи

по налогам и другим
обязательным платежам
в бюджет (по видам)»

Зачтена сумма аванса подрядной организации

17 250

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

4330 «Прочие авансы выданные»

Погашена задолженность подрядной организации

17 250

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

5110 «Расчетный счет»

 

СПОСОБ 2. Затраты на ремонт ОС списываются за счет ранее созданного резерва

Этот способ используется в основном в крупных промышленных отраслях экономики, где ремонт требует значительных финансовых затрат и длительного времени.

Ремонтный фонд (резерв) формируйте по нормативу, который определите исходя из предполагаемой сметной стоимости ремонтных работ и периодичности их проведения. Отчисления в резервный фонд отнесите к прочим затратам производственного характера.

В конце года обязательно проверьте правильность норматива и при необходимости откорректируйте на следующий год.

Если сумма резерва превысила фактические затраты на ремонт ОС, то отсторнируйте сумму превышения (уменьшите производственные затраты). Если фактические затраты превысили резерв, то отразите сумму превышения в составе прочих затрат производственного назначения.

Ежемесячно отражайте отчисления в резервный фонд по кредиту счета 8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Затраты на ремонт отражайте по дебету этого счета.

ПРИМЕР. Учет затрат на ремонт основных средств с созданием резервного фонда

Предприятие установило норматив отчислений в резервный фонд – 5 000 тыс. сум. в месяц (60 000 тыс. сум.
в год). Ремонт производился с привлечением специализированного предприятия.

1 вариант – годовые затраты на ремонт составили 63 000 тыс. сум.

2 вариант – годовые затраты на ремонт составили 57 000 тыс. сум.

В бухгалтерском учете расходы на ремонт отражаются так:

Содержание
хозяйственной операции

Сумма,
тыс. сум.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Отражено формирование резервного фонда (ежемесячно
по 5 000 тыс. сум.)

60 000

2510 «Общепроизводственные расходы»

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

1 вариант – фактические затраты превысили сумму резерва

Списаны фактические затраты
за счет резерва

60 000

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

Списана сумма превышения фактических затрат на прочие производственные затраты

3 000

2510 «Общепроизводственные расходы»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

2 вариант – фактические затраты меньше суммы резерва

Списаны фактические затраты
за счет резерва

57 000

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

Уменьшен резерв на сумму неиспользованных средств (сторно)

–3 000

2510 «Общепроизводственные расходы»

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

Прочитано: 126 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика