«Возврату не подлежит» – именно такого рода предупреждения можно встретить в различных супермаркетах или магазинах одежды и обуви. Законно ли это? Куда обращаться потребителю
в таких ситуациях? В какой срок продавец должен вернуть деньги?
Постараемся разъяснить некоторые нюансы законодательства о защите прав потребителей по этим вопросам. Отвечает Павел Магай, начальник управления торговли, общественного питания и туризма Агентства по защите прав потребителей при АМК.
Анализ поступающих в Агентство по защите прав потребителей при АМК обращений потребителей, относящихся к сфере торговли, показывает, что 33 % из них касаются возврата и обмена товаров ненадлежащего качества. В частности, за период с начала нынешнего года 255 обращений решено Агентством
в пользу потребителей: 131 из них – по возврату бытовой техники, 25 – по возврату и обмену строительных товаров и мебели, 13 – по возврату или обмену автотранспортных средств ненадлежащего качества, также есть ряд обращений по замене комплектующих деталей
и запчастей и т. д. На сегодня Агентством обеспечен возврат или обмен потребителям различных товаров, эквивалентных 1,5 млрд сум.
– Какие товары подлежат возврату, а какие нет?
– Потребителям следует знать, что возврату (обмену) подлежат не только товары ненадлежащего качества. В определенных ситуациях и при соблюдении некоторых обязательных условий покупатель может возвратить или обменять и качественный товар. Естественно, что большинство продавцов всячески противятся этому.
В случае если товар не имеет каких-либо недостатков, но не подошел по размеру, цвету, техническим характеристикам и другим причинам, то потребитель вправе в течение 10 дней со дня покупки (для продуктов питания – 24 часа) возвратить, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, а в случае отсутствия такого товара в продаже– получить денежную компенсацию.
Но важно помнить, что качественный товар можно возвратить, только если соблюдены следующие условия: товар не был в употреблении, целостность упаковки не нарушена, если имеются какие-либо пломбы и наклейки, они также не должны быть повреждены.
Нельзя вернуть (обменять):
•
лекарства и медизделия;
•
предметы личной гигиены;
•
парфюмерно-косметические товары;
•
текстильные товары, отпускаемые метражом;
•
швейные и трикотажные изделия (белье, чулочно-носочные, перчатки);
•
изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами;
•
бытовую химию;
•
пестициды и агрохимикаты;
•
мебель;
•
ювелирные изделия;
•
автомототранспортные средства;
•
бытовые электроприборы;
•
животных и растения.
Важно помнить, что при предъявлении требования о возврате денежных средств или обмене потребитель обязан предъявить кассовый или товарный чек. Поэтому крайне не рекомендуется выбрасывать документы, свидетельствующие о совершении покупки непосредственно у конкретного продавца.
– Что делать, если товар оказался ненадлежащего качества?
– Закон «О защите прав потребителей» предусматривает, что у человека, купившего товар с недостатками, есть 5 вариантов, позволяющих ему защитить свои права. Это:
•
замена на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула);
•
замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
•
безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
•
соразмерное уменьшение покупной цены;
•
расторжение договора с возмещением понесенных убытков.
Воспользоваться этими правами потребитель может, если недостатки обнаружены в течение:
•
гарантийного срока либо срока годности товара;
•
6 месяцев по товарам, на которые гарантийный и срок годности не установлены;
•
срока, установленного правительством республики для сезонных товаров.
Основные проблемы, с которыми сталкивается Агентство при рассмотрении просьб потребителей о замене или возврате товара, – отсутствие чека или гарантийного талона, практическое отсутствие независимых технических центров по экспертизе недостатков бытовой техники и электроники, а также автомототранспортных средств.
В настоящее время продавец (изготовитель, исполнитель) использует множество способов, чтобы продать товар потенциальному покупателю. Одним из таких способов является продажа товара по акции или скидке. Однако достаточно часто продавцы вводят в заблуждение покупателя своими объявлениями: «Обмен и возврат товара, купленного по акции, не производятся». Согласно законодательству, если продавец не предупредил покупателя о наличии каких-либо недостатков у реализуемого по акции товара, то потребитель наделяется правами потребителя, которому реализован товар ненадлежащего качества.
Лола Абдуазимова.