Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 26 / Рекомендации бухгалтеру

Как сформировать производственные материальные затраты

 

Производственные материальные затраты – одна из составных частей себестоимости реализованной продукции (товаров, услуг), отражаемой в строке 020 приложения N 2 «Расходы» к Расчету налога на прибыль (прил. N 3, рег. МЮ N 3221 от 24.02.2020 г.). Чем правильнее вы определите производственные материальные затраты и себестоимость вашей продукции (работ, услуг), тем точнее получится у вас расчет прибыли и налога на прибыль. Рассмотрим их подробнее.

 

СОСТАВ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

В их состав включите:

сырье и материалы, входящие в состав продукции (работ, услуг);

материалы, запчасти, инвентарь и хозяйственные принадлежности, используемые для обеспечения нормального технологического процесса;

комплектующие изделия и полуфабрикаты, требующие монтажа или дополнительной обработки;

работу и услуги производственного характера, выполняемые сторонними юридическими и физическими лицами, а также внутренними структурными подразделениями предприятия, не относящиеся к основному виду деятельности;

природное сырье (расходы на рекультивацию земель, плата за древесину, воду и т. п.);

топливо, расходуемое на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства;

энергию всех видов, расходуемую на технологические, транспортные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия;

производственные потери, порчу и недостачу материальных ценностей;

стоимость тары и упаковки (п. 1.1 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999 г.).

Формирование материальных затрат на произведенную продукцию (работы, услуги) можно условно разделить на
2 этапа:

1) приобретение сырья, материалов, запчастей, комплектующих, инвентаря, топлива, энергии и т. д.;

2) списание их в производство.

Не все приобретенные материалы могут быть списаны на себестоимость произведенной продукции в текущем отчетном периоде. Часть их может остаться на складе и использоваться при производстве продукции в последующих периодах. Материалы также могут быть использованы для непроизводственных целей. То есть стоимость приобретенных и списанных в производство материалов – это разные показатели, которые по значению могут не совпадать.

 

Приобретение материалов

Приобретая материалы, учитывайте не только их контрактную стоимость, но и другие расходы по приобретению:

импортные таможенные пошлины и сборы;

суммы невозмещаемых налогов и сборов, связанных с приобретением;

комиссионные вознаграждения снабженческим и посредническим организациям, через которые приобретены материалы;

расходы по сертификации материалов и их испытанию;

транспортно-заготовительные расходы;

другие (пп. 14, 15 НСБУ N 4, рег. МЮ N 3259 от 30.06.2020 г.).

 

НДС при приобретении материалов

При приобретении материалов с НДС сумма налога:

не включается в себестоимость материалов, а относится в зачет при их использовании для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС в общеустановленном порядке. В этом случае НДС – возмещаемый налог;

включается в себестоимость материалов, если ваше предприятие освобождено от уплаты НДС. Тогда НДС – невозмещаемый налог (ст. 267 НК).

Скорректируйте сумму зачета НДС и включите ее в стоимость материалов, если используете их:

для производства товаров, обороты по реализации которых не облагаются НДС;

в представительских расходах;

в невычитаемых расходах.

И, наоборот, исключите из себестоимости материалов НДС и отнесите его в зачет, если используете материалы для производства товаров, обороты по реализации которых облагаются НДС. Например, по завершении действия льготы.

ПРИМЕР. Учет НДС при приобретении материалов

Производственное предприятие приобрело материалы на 115 млн сум., в том числе НДС – 15 млн сум. Из них материалы:

на 80,5 млн сум. (в том числе НДС – 10,5 млн сум.) предназначены для производства продукции, реализуемой
с НДС;

на 34,5 млн сум. (в том числе НДС – 4,5 млн сум.) предназначены для необлагаемых оборотов.

По материалам, предназначенным для производства продукции, реализуемой с НДС, сумма налога (10,5 млн сум.) не включается в стоимость материалов. В этом случае НДС – возмещаемый налог.

По материалам, предназначенным для необлагаемых оборотов, сумма НДС (4,5 млн сум.) не возмещается и включается в стоимость материалов.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Приобретены материалы для оборотов, облагаемых НДС в общеустановленном порядке


70 000


1010 «Сырье и материалы»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Зачтен НДС


10 500


4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам
в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Приобретены материалы для оборотов, не облагаемых НДС


34 500


1010 «Сырье и материалы»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Транспортно-заготовительные расходы

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) состоят из затрат на:

заготовку;

погрузочно-разгрузочные работы;

транспортировку до места использования материалов (в том числе страхование рисков).

Вы можете учесть такие расходы:

прямым включением в себестоимость материалов – для однотипных материалов;

с использованием счета 1510 «Заготовление и приобретение материалов» – в остальных случаях.

Включая ТЗР в себестоимость материалов, распределите их пропорционально стоимости приобретения каждого вида материала, к которому они относятся.

 

ПРИМЕР. Включение ТЗР в себестоимость материалов

Предприятие завезло на склад 2 вида материалов:

N 1 – на 57,5 млн сум., в том числе НДС – 7,5 млн сум.;

N 2 – на 34,5 млн сум., в том числе НДС – 4,5 млн сум.

Транспортно-заготовительные расходы составили 5,75 млн сум., в том числе НДС – 0,75 млн сум.

Распределим ТЗР на 2 вида материалов, используя стоимость материалов и ТЗР без НДС, так как НДС принимается к зачету:

материал N 1 – 3,125 млн сум. (5 / (50 + 30) х 50);

материал N 2 – 1,875 млн сум. (5 / (50 + 30) х 30).

Учтем эти суммы в стоимости материалов как расходы по их приобретению.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Оприходован материал N 1


50 000


1010 «Сырье и материалы»

(материал N 1)

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

(поставщик материала)

Зачтен НДС со стоимости материала N 1


7 500


4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам
в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

(поставщик материала)

Оприходован материал N 2


30 000


1010 «Сырье и материалы»

(материал N 2)

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

(поставщик материала)

Зачтен НДС со стоимости материала N 2


4 500


4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам
в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

(поставщик материала)

Отражены ТЗР, включенные
в стоимость материала
N 1


3 125


1010 «Сырье и материалы»

(материал N 1)

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

(исполнитель транспортно-заготовительных услуг)

Отражены ТЗР, включенные в стоимость материала N 2


1 875


1010 «Сырье и материалы»

(материал N 2)

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

(исполнитель транспортно-заготовительных услуг)

Зачтен НДС со стоимости ТЗР


750


4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам
в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

(исполнитель транспортно-заготовительных услуг)

При использовании счета 1510 «Заготовление и приобретение материалов» списывайте ТЗР на затраты пропорционально стоимости списания материалов (п. 22 НСБУ N 4).

Определите сумму ТЗР, списываемых на затраты в отчетном месяце, по формуле:

ТЗРсп = (ТЗРнм + ТЗРм) / (Мнм + Мм) х Мсп,

где:

ТЗРнм – сумма ТЗР на начало месяца (сальдо счета 1510);

ТЗРм – сумма ТЗР за отчетный месяц (дебет счета 1510);

Мнм – стоимость материалов на начало месяца;

Мм – стоимость материалов, поступивших за месяц;

Мсп – стоимость списания материалов за месяц.

 

Приобретение материалов со скидкой

Если по условиям договора поставщик предоставляет вам денежную скидку и она отражена в документах на поставку, то приходуйте материалы по стоимости за минусом скидки. Скидка уменьшает стоимость материалов (п. 16 НСБУ N 4).

ПРИМЕР. Учет материалов, приобретенных со скидкой

Предприятие приобрело материалы стоимостью 115 млн сум., в том числе НДС – 15 млн сум. За приобретение большой партии товара поставщик предоставил скидку в 10 % на всю его стоимость.

С учетом скидки:

стоимость материала без НДС – 90 млн сум. (100 х 90 %);

НДС – 13,5 млн сум. (15 х 90 %).

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Поступили материалы со скидкой


90 000


1010 «Сырье и материалы»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Зачтен НДС от стоимости материалов со скидкой


13 500


4410 «Авансовые платежи
по налогам и другим обязательным платежам
в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Если скидка предоставляется после приема материалов, то отразите ее по кредиту счета 9390 «Прочие операционные доходы». При этом скидка не уменьшает стоимости приобретенных материалов.

 

ПРИМЕР. Учет скидки, полученной после приобретения материалов

Предприятие приобрело материалы стоимостью 115 млн сум., в том числе НДС – 15 млн сум.

Поставщик предоставляет скидку в 10 % на всю их стоимость, если покупатель произведет 100-процентную оплату в течение 5 дней после покупки.

На дату приобретения:

стоимость материала без НДС – 100 млн. сум.;

НДС – 15 млн сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Поступили материалы


100 000


1010 «Сырье и материалы»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Зачтен НДС от стоимости материалов


15 000


4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам
 в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


На дату оплаты:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Оплачены материалы с учетом скидки


103 500


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


5110 «Расчетный счет»


Отнесена скидка на прочий операционный доход


11 500


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


9390 «Прочие операционные доходы»


Безвозмездное получение материалов

Отразите безвозмездно полученные материалы на счете 8530 «Безвозмездно полученное имущество» и включите их стоимость в совокупный доход при расчете налога на прибыль. При этом сумму дохода определите исходя из рыночной стоимости этих материалов. НДС от стоимости безвозмездно полученных материалов также включите в их стоимость, так как в этом случае налог к зачету не принимается (п. 6 ч. 1 ст. 267, ст. 299 НК). Исключение составляет НДС, уплаченный при импорте безвозмездно полученных материалов.

ПРИМЕР. Учет безвозмездно полученных материалов

Предприятие безвозмездно получило материалы стоимостью 11,5 млн сум., в том числе НДС – 1,5 млн сум.

Всю сумму (с учетом НДС) отражаем на счете 8530 «Безвозмездно полученное имущество».

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Поступили материалы


11 500


1010 «Сырье и материалы»


8530 «Безвозмездно полученное имущество»


Отразите стоимость безвозмездно полученного имущества в строке 070 приложения N 1 «Совокупный доход» к Расчету.

Тара

Приобретаемые материалы могут поставляться в таре однократного применения. Это упаковочная бумага, легкие коробки, мешки и т. п. Стоимость такой тары обычно не выделяют в документах на поставку. Она учитывается в стоимости материалов.

Если материалы поступили в таре многократного использования (многооборотной), то уточните условия договора по ее использованию и возврату. Возможны 2 варианта:

договор может предусматривать возврат тары поставщику. Тогда учитывайте ее за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» до момента возврата поставщику;

договор не предусматривает возврата. Тогда приходуйте тару на счете 1060 «Тара и тарные материалы» или, если занимаетесь торговлей, – на счете 2950 «Тара под товаром и порожняя».

Если тара должна быть возвращена поставщику, то в договоре обычно предусматриваются:

сроки возврата;

залоговая сумма за тару, которую уплачивает покупатель.

После того как вы вернете тару, поставщик вернет вам залоговую сумму.

Если в установленные сроки тара не возвращается поставщику, то она становится собственностью вашего предприятия. В этом случае спишите ее со счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и отразите на счете 1060 «Тара и тарные материалы» или 2950 «Тара под товаром и порожняя».

Пришедшую в негодность тару спишите на производственные материальные затраты.

 

ПРИМЕР. Учет тары многократного использования

Предприятие приобрело материалы на 57,5 млн сум., в том числе НДС – 7,5 млн сум. Материалы поступили в таре многократного использования стоимостью 2,875 млн сум., в том числе НДС – 0,375 млн сум.

По договору:

предприятие уплатило залог в размере стоимости тары;

тара должна быть возвращена в течение месяца после поставки материалов.

Предприятие не вернуло тару и оприходовало ее на баланс.

После многократного использования пришедшую в негодность тару списали на производственные затраты.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Поступили материалы


50 000


1010 «Сырье и материалы»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Зачтен НДС от стоимости материалов


7 500


4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Отражен учет залоговой тары


2 875


002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»



Оприходована тара по истечении срока возврата


2 500


1060 «Тара и тарные материалы»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Зачтен НДС от стоимости тары


375


4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам
в бюджет (по видам)»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Списана тара с забалансового счета


2 875



002 «Товарно-материальные ценности, принятые
на ответственное хранение»


Списана тара, пришедшая
в негодность


2 500


2010 «Основное производство»


1060 «Тара и тарные материалы»


Списание материалов в производство

Списание переданных в производство материалов отразите по кредиту счетов 1000 «Счета учет материалов» в корреспонденции со счетами учета затрат:

Содержание

хозяйственной операции

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Списаны материалы, переданные:




в основное производство;


2010 «Основное производство»


1000 «Счета учета материалов»;

1510 «Заготовление
и приобретение материалов»;

1610 «Отклонения в стоимости материалов»

во вспомогательное производство;


2310 «Вспомогательное производство»


на общепроизводственные расходы


2510 «Общепроизводственные расходы»


Методы и системы учета списания материалов

При списании материалов вы можете использовать следующие методы:

по себестоимости единицы материала. Применяйте этот метод в случае использования специфических «штучных» материалов, которые нельзя заменить другими;

по средневзвешенной стоимости (AVECO). Метод можете использовать при списании однотипных материалов. Стоимость списания определяйте по средневзвешенной стоимости оставшихся на начало периода и поступивших за период материалов;

по себестоимости первых по времени приобретения материалов (FIFO).

Используемый метод отразите в учетной политике.

Система учета расходуемых материалов может быть:

непрерывной, когда в учете отражается каждая операция отпуска материалов в производство;

периодической, когда в течение отчетного периода в учете отражается только поступление материалов, а по окончании периода проверяются их остатки и исходя из полученной информации формируется расход за период.

Систему учета материалов также отразите в учетной политике.

ПРИМЕР. Применение метода AVECO при разных системах учета

Предприятие использует непрерывную систему учета материалов и имеет следующие данные за отчетный месяц:

Операция


Приход


Расход


Остаток


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


Остаток на начало месяца






10


100 000


Поступили материалы по цене 8 000 сум.


20


160 000




30


260 000


Поступили материалы по цене 9 000 сум.


30


270 000




60


530 000


Списаны материалы
в производство




40


353 333,3


20


176 666,7


Поступили материалы по цене 11 000 сум.


20


220 000




40


396 666,7


Списаны материалы
в производство




10


93 750


30


302 916,7


Итого за месяц:


70


650 000


50


447 083,3


30


302 916,7


Определим стоимость при списании 40 шт. материала. Для этого разделим суммарную стоимость материалов, оставшихся на начало месяца и поступивших на момент передачи в производство, на их количество. Результат умножим на количество списываемых материалов:

(100 000 + 160 000 + 270 000) / (10 + 20 + 30) х 40 = 353 333,3 сум.

Стоимость при списании 10 шт. материала:

(100 000 + 160 000 + 270 000 + 220 000) / (10 + 20 + 30 + 20) х 10 = 93 750 сум.

Итого при использовании непрерывной системы учета стоимость списания материалов составила 447 083,3 сум.

Предприятие использует периодическую систему учета материалов и имеет следующие данные за отчетный месяц:

Операция


Приход


Расход


Остаток


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


Остаток
на начало месяца






10


100 000


Поступили материалы
по цене 8 000 сум.


20


160 000




30


260 000


Поступили материалы
по цене 9 000 сум.


30


270 000




60


530 000


Списаны материалы
в производство




40



20



Поступили материалы
по цене 11 000 сум.


20


220 000




40



Списаны материалы
в производство




10



30



Итого за месяц:


70


650 000


50


468 750


30


281 250


Определим стоимость при списании 50 шт. материала. Для этого разделим суммарную стоимость материалов, оставшихся на начало месяца и поступивших за месяц, на их количество. Результат умножим на количество списываемых материалов:

(100 000 + 650 000) / (10 + 70) х 50 = 468 750 сум.

Остаток на конец месяца составит:

(100 000 + 650 000) / (10 + 70) х 30 = 100 000 + 650 000 – 468 750 = 281 250 сум.

Итого при использовании периодической системы учета стоимость списания материалов составила 468 750 сум.

Как видим, разные системы учета дают разную стоимость списания материалов, поэтому обязательно отразите в учетной политике ту систему, которую используете.

 

ПРИМЕР. Применение метода FIFO при разных системах учета

Предприятие использует непрерывную систему учета материалов и имеет следующие данные за отчетный месяц:

Операция


Приход


Расход


Остаток


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


Остаток
на начало месяца






10


100 000


Поступили материалы
по цене 8 000 сум.


20


160 000




30


260 000


Поступили материалы
по цене 9 000 сум.


30


270 000




60


530 000


Списаны материалы
в производство




10

20

10

100 000 

160 000 

90 000

20


180 000


Поступили материалы
по цене 11 000 сум.


20


220 000




40


400 000


Списаны материалы
в производство




10


90 000


30


310 000


Итого за месяц:


70


650 000


50


440 000


30


310 000


По методу FIFO 40 шт. материала списываем в следующем порядке:

1) 10 штук – остаток на начало месяца по цене 10 000 сум.;

2) 20 штук – поступивших по цене 8 000 сум.;

3) 10 штук – поступивших по цене 9 000 сум.

Итого сумма списания 40 шт. материала – 350 000 сум. (10 х 10 000 + 20 х 8 000 + 10 х 9 000).

10 шт. материала списываем по цене 9 000 сум. на 90 000 сум.

Итого при использовании непрерывной системы учета стоимость списания материалов составила 440 000 сум.

Предприятие использует периодическую систему учета материалов и имеет следующие данные за отчетный месяц:

Операция


Приход


Расход


Остаток


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


кол-во, шт.


стоимость, сум.


Остаток
на начало месяца






10


100 000


Поступили материалы
по цене 8 000 сум.


20


160 000




30


260 000


Поступили материалы
по цене 9 000 сум.


30


270 000




60


530 000


Списаны материалы
в производство




40



20



Поступили материалы
по цене 11 000 сум.


20


220 000




40



Списаны материалы
в производство




10



30



Итого за месяц:


70


650 000


10

20

20

100 000 

160 000 

180 000

30


310 000


По методу FIFO 50 шт. материала списываем в следующем порядке:

1) 10 штук – остаток на начало месяца по цене 10 000 сум.;

2) 20 штук – поступивших по цене 8 000 сум.;

3) 20 штук – поступивших по цене 9 000 сум.

Итого сумма списания 50 шт. материала – 440 000 сум. (10 х 10 000 + 20 х 8 000 + 20 х 9 000).

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

Это малоценные и быстроизнашивающиеся средства труда, которые относятся к оборотным средствам.

У этой категории материалов есть 2 характерных признака:

срок службы не более 1 года;

стоимость до 50 МРЗП на момент приобретения
за единицу независимо от срока службы. С 1 сентября
2019 года – до 50 БРВ (УП-5723 от 21.05.2019 г.; п. 99 Инструкции, прил. N 2 к НСБУ N 21, рег. МЮ N 1181 от 23.10.2002 г.).

Вы можете установить в учетной политике и меньший предел стоимости предметов для их учета в составе инвентаря и хозпринадлежностей.

Независимо от срока службы и стоимости учитывайте в составе инвентаря и хозпринадлежностей на счете 1080 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»:

специальные инструменты и приспособления;

специальную одежду и обувь;

постельные принадлежности;

канцелярские принадлежности;

кухонный и столовый инвентарь, столовое белье;

временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ;

сменное оборудование со сроком эксплуатации менее 1 года;

орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и т.п.).

Передавая такое имущество в эксплуатацию, полностью спишите его стоимость в производство. Для контроля за его использованием одновременно отразите стоимость за балансом на счете 014 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».

Если инвентарь и хозпринадлежности вышли из строя, то спишите их с забалансового счета на основании акта на списание.

ПРИМЕР. Учет и списание столового инвентаря

Предприятие общественного питания приобрело и передало в эксплуатацию столовый инвентарь на 10 млн сум.

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Оприходован столовый инвентарь


10 000


1080 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»


6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»


Передан столовый инвентарь
в эксплуатацию


10 000


2010 «Основное производство»


1080 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»


Отражен инвентарь за балансом


10 000


014 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации»



Списан непригодный инвентарь


10 000



014 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности
в эксплуатации»


Если стоимость каждой единицы инвентаря превышает 10 БРВ на момент приобретения, то вы можете отнести его стоимость к отсроченным расходам и списывать в производство постепенно одним из 2 методов:

равномерно;

пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).

Выбранный метод отразите в учетной политике.

ПРИМЕР. Учет и списание строительного навеса на отсроченные расходы

Строительная организация на период строительства объекта соорудила навес для хранения стройматериалов. Стоимость навеса – 12 000 тыс. сум. Срок строительства капитального объекта и, соответственно, эксплуатации наве-
са – 2 года. Стоимость строительства капитального объекта – 1 200 000 тыс. сум.

В течение 1 года ежемесячно оформляется акт выполненных работ на 60 000 тыс. сум., в течение 2 года – на 40 000 тыс. сум.

Организация учла навес на счете 1080 как временное сооружение и отнесла его стоимость к отсроченным расходам.

1 вариант – стоимость навеса списывается в производство равномерно. Ежемесячно организация будет списывать 500 тыс. сум. (12 000 / 24 мес.).

2 вариант – стоимость навеса списывается в производство пропорционально выполненному объему работ. В течение 1 года строительства организация ежемесячно будет списывать по 600 тыс. сум. (12 000 / 1 200 000 х 60 000). В течение 2 года организация ежемесячно будет списывать по 400 тыс. сум. (12 000 / 1 200 000 х 40 000).

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Списана стоимость навеса
на отсроченные расходы


12 000


3290 «Прочие отсроченные расходы»


1080 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»


1 вариант – равномерное списание в производство


Отражено ежемесячное списание
в производство в течение 2 лет


500


2010 «Основное производство»


3290 «Прочие отсроченные расходы»


2 вариант – списание в производство пропорционально выполненному объему работ


Отражено ежемесячное списание в производство в течение 1 года строительства


600


2010 «Основное производство»


3290 «Прочие отсроченные расходы»


Отражено ежемесячное списание в производство в течение 2 года строительства


400


2010 «Основное производство»


3290 «Прочие отсроченные расходы»


Как видим, сумма списания затрат при использовании разных методов отличается.

При методе равномерного списания за каждый год строительства будет списано в производство 6 000 тыс. сум.
(500 х 12).

При методе списания пропорционально объему выполненных работ будет списано в производство:

за 1 год – 7 200 тыс. сум. (600 х 12);

за 2 год – 4 800 тыс. сум. (400 х 12).

Так как выбранный метод влияет на сумму расходов, а значит, и на налоговую базу по налогу на прибыль, обязательно отразите его в учетной политике.

Возвратные отходы

В процессе производства образуются отходы, то есть остатки материалов, которые уже не имеют первичных потребительских качеств.

Если их еще можно использовать в производстве или реализовать, то они являются возвратными отходами.

Возвратные отходы отразите в качестве прочих материалов на счете 1090 «Прочие материалы», уменьшив на эту сумму производственные материальные затраты.

Оценить их можно по цене:

возможного использования, если отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами или пониженным выходом готовой продукции;

реализации, если они реализуются на сторону.

ПРИМЕР. Учет возвратных отходов

Швейное предприятие передало в производство ткань на 15 000 тыс. сум. После кроя осталось 10 кг обрезков, которые оценены по 10 000 сум. за кг. Они могут быть использованы в производстве или реализованы.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Передана ткань в производство


15 000


2010 «Основное производство»


1010 «Сырье и материалы»


Уменьшены производственные материальные затраты
на стоимость обрезков


100


1090 «Прочие материалы»


2010 «Основное производство»


А теперь остановимся подробнее на том,

 

КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СЕБЕСТОИМОСТЬ

В строке 020 приложения N 2 «Расходы» к Расчету налога на прибыль (прил. N 3, рег. МЮ N 3221 от 24.02.2020 г.) отразите себестоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг), учтенную в группе счетов 9100 «Счета учета себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг)».

Для ее определения:

1) сформируйте затраты на произведенную продукцию;

2) определите себестоимость единицы продукции.

Себестоимость реализованной продукции рассчитайте умножением себестоимости единицы продукции на количество реализованной.

ПРИМЕР. Определение себестоимости реализованной продукции

Предприятие за отчетный период произвело 1 000 единиц продукции. В ее себестоимость включены:

стоимость материалов – 40 000 тыс. сум.;

заработная плата производственных рабочих – 30 000 тыс. сум.;

социальный налог от ФОТ производственных рабочих – 3 600 тыс. сум.;

амортизация производственного оборудования – 6 400 тыс. сум.

Всего реализовано 700 единиц продукции.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Списаны на себестоимость продукции:





стоимость материалов


40 000


2010 «Основное производство»


1010 «Сырье
и материалы»


заработная плата производственных рабочих


30 000


2010 «Основное производство»


6710 «Расчеты
с персоналом по оплате труда»


социальный налог от ФОТ производственных рабочих


3 600


2010 «Основное производство»


6520 «Платежи
в государственные целевые фонды»


амортизация производственного оборудования


6 400


2010 «Основное производство»


0230 «Износ машин
 и оборудования»


Поступила готовая продукция на склад


1 000 шт.

80 000

2810 «Готовая продукция
на складе»


2010 «Основное производство»


Списана себестоимость реализованной продукции

(80 000 / 1 000 х 700)

700 шт.

56 000

9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


2810 «Готовая продукция на складе»


Себестоимость всей партии готовой продукции – 80 000 тыс. сум. Но на счет 9110 относится себестоимость только реализованной продукции – 56 000 тыс. сум. Эту сумму предприятие отразит в строке 020 приложения N 2 к Расчету налога на прибыль.

К затратам, включаемым в производственную себестоимость произведенной продукции, отнесите:

производственные материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда производственного характера;

отчисления на социальное страхование, относящиеся к производству;

амортизацию основных средств и нематериальных активов производственного назначения;

прочие затраты производственного назначения.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ

Определить производственную себестоимость можно несколькими методами:

простым;

нормативным;

позаказным;

попередельным.

Выбор метода зависит от:

вида и номенклатуры продукции;

типа производства;

наличия незавершенного производства;

длительности производственного цикла.

Выбранный метод отразите в учетной политике.

Рассмотрим их подробнее.

 

Определение производственной себестоимости простым методом

Используйте простой метод, если:

производите однотипную продукцию;

нет незавершенного производства.

Все производственные затраты отчетного периода, в том числе общехозяйственные, отнесите на себестоимость продукции, произведенной за этот период.

Себестоимость единицы продукции определите делением суммы всех производственных затрат на общее количество произведенной продукции (п. 38 НСБУ N 4, рег. МЮ N 3259 от 30.06.2020 г.).



ПРИМЕР. Определение себестоимости продукции простым методом

За отчетный период произведено 1 000 единиц продукции. Производственные затраты предприятия составили:

на материалы – 40 000 тыс. сум.;

на заработную плату производственного персонала – 30 000 тыс. сум.;

на социальный налог – 3 600 тыс. сум.;

на амортизацию производственного оборудования – 10 000 тыс. сум.;

на прочие производственные затраты – 16 400 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Списаны материалы в производство


40 000


2010 «Основное производство»


1010 «Сырье и материалы»


Начислена заработная плата


30 000


2010 «Основное производство»


6710 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»


Начислен социальный налог


3 600


2010 «Основное производство»


6520 «Платежи
в государственные целевые фонды»


Начислена амортизация оборудования


10 000


2010 «Основное производство»


0230 «Износ машин
 и оборудования»


Списаны прочие производственные затраты


16 400


2010 «Основное производство»


2510 «Общепроизводственные расходы»


Передана готовая продукция
на склад


100 000


2810 «Готовая продукция
на складе»


2010 «Основное производство»


Производственная себестоимость всей партии произведенной продукции – 100 000 тыс. сум.

Себестоимость единицы продукции – 100 тыс. сум. (100 000 / 1 000).

 

Определение производственной себестоимости нормативным методом

Применяйте нормативный метод, если производство массовое, серийное, но при этом вы хотите контролировать экономию или перерасход затрат (п. 39 НСБУ N 4). Такой контроль особенно важен при низкой рентабельности производства.

Кроме того, списание материальных затрат по нормативам при массовом производстве облегчает текущую работу бухгалтера.

Для применения этого метода:

разработайте и утвердите нормативы по основным статьям затрат (материалы, зарплата, накладные расходы);

рассчитайте нормативную себестоимость для каждого вида продукции. Другими словами, составьте нормативную калькуляцию затрат.

Некоторые отрасли обязаны соблюдать существующие утвержденные нормативы:

строительные нормы и правила (СНиП) – в строительстве;

рецептурные нормы – в фармацевтической, пищевой промышленности.

В других случаях для разработки нормативов можете воспользоваться:

ведомственными рекомендациями по вашей отрасли;

фактическими затратами, которые сложились на вашем производстве за предыдущие периоды.

 

ПРИМЕР. Определение нормативной себестоимости

Предприятие утвердило нормативы на единицу продукции «А»:

расход материала N 1 – 1 кг по 20 000 сум.;

расход материала N 2 – 3 кг по 10 000 сум.;

норма времени рабочего 5 разряда – 2,5 нормо-часа по 10 000 сум.;

накладные расходы – 15 % от прямых затрат.

Нормативная калькуляция для продукции «А»:

Показатель


Норма


Стоимость 

за единицу, 

сум.

Стоимость всего, 

сум.

Материал N 1


1 кг 


20 000


20 000


Материал N 2


3 кг 


10 000


30 000


Заработная плата


2,5 нормо-часа


10 000


25 000


Социальный налог


12 % от ФОТ



3 000


Итого прямых затрат:


78 000


Накладные расходы


15 % 

от прямых затрат


11 700


Всего производственных затрат на единицу продукции:


89 700


Нормативная себестоимость единицы продукции

«А» – 89 700 сум.

 

В течение месяца списывайте затраты по утвержденным нормативам.

В конце месяца:

1) сравните нормативные затраты с фактическими;

2) проанализируйте возникшие отклонения;

3) если отклонения возникли по объективным причинам, которые будут повторяться, то пересмотрите нормативы с их учетом;

4) отразите отклонения в учете отчетного месяца.

Отклонения от нормативных затрат могут возникнуть по разным причинам. Например, по материальным затратам их могут вызвать:

повышение цены на материалы;

увеличение расхода в результате неправильно отрегулированного оборудования;

хищения.

По трудозатратам они могут быть вызваны:

привлечением работников другой квалификации;

изменением производительности работника;

необходимостью доработки брака.

Анализ отклонений позволит вам не только иметь наиболее точные нормативы, но и принимать своевременные меры по устранению перерасхода.

Определение производственной себестоимости позаказным методом

Этот метод хорош при выполнении отдельных заказов. Применяя его, списывайте затраты по заказу на его себестоимость по мере завершения заказа. При этом на конец отчетного периода могут быть незавершенные заказы, а значит, будет незавершенное производство.

Если в рамках заказа вы производите однородную продукцию, то себестоимость ее единицы определите как соотношение себестоимости заказа и количества единиц продукции (п. 40 НСБУ N 4).

Этот метод удобно использовать при оказании услуг, по которым также нужно определять производственную себестоимость.

Счета учета затрат ведите в разрезе заказов и видов продукции (работ, услуг).

ПРИМЕР. Определение себестоимости продукции позаказным методом

Предприятие в июне произвело 1 000 единиц продукции по заказу N 1 и продолжает работать над заказом
N 2.

На конец июня заказ N 2 еще не завершен.

В июне списаны затраты предприятия:

1) по заказу N 1 на:

расход материалов – 50 000 тыс. сум.;

заработную плату – 20 000 тыс. сум.;

социальный налог – 2 400 тыс. сум.;

прочие производственные затраты – 15 000 тыс. сум.;

2) по заказу N 2 на:

расход материалов – 20 000 тыс. сум.

 

Бухгалтерский учет:

Содержание 

хозяйственной операции

Сумма, 

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Затраты по заказу N 1


Списаны материалы


50 000


2010 «Основное производство»


1010 «Сырье и материалы»


Начислена зарплата


20 000


2010 «Основное производство»


6710 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»


Начислен социальный налог


2 400


2010 «Основное производство»


6520 «Платежи в государственные целевые фонды»


Списаны прочие затраты


15 000


2010 «Основное производство»


2510 «Общепроизводственные расходы»


Передана готовая продукция на склад


87 400


2810 «Готовая продукция
на складе»


2010 «Основное производство»


Затраты по заказу N 2


Списаны материалы


20 000


2010 «Основное производство»


1010 «Сырье и материалы»


В июне определена себестоимость заказа N 1 – 87 400 тыс. сум. Себестоимость единицы продукции этого заказа составила 87,4 тыс. сум. (87 400 / 1 000).

Так как заказ N 2 еще не выполнен, на конец июня по счету 2010 остается дебетовое сальдо – 20 000 тыс. сум. Это сумма незавершенного производства по заказу N 2.

Определение производственной себестоимости
 попередельным методом

Передел – это стадия производственного процесса, на которой выполняется конкретная его операция.

Есть 2 разновидности метода: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.

При полуфабрикатном методе определяйте себестоимость на каждом переделе. При этом себестоимость каждого последующего передела включает в себя расходы предыдущих и текущего передела. Себестоимость продукции последнего передела является себестоимостью всей готовой продукции.

Результатом на переделах являются полуфабрикаты. Учитывайте их на счете 2110 «Полуфабрикаты собственного производства».

ПРИМЕР. Использование полуфабрикатного передельного метода определения производственной себестоимости 

Предприятие производит бытовую технику. На первом переделе изготовлено 1 000 штук комплектующих. На второй передел как полуфабрикаты для сборки бытовой техники переданы 800 штук, в реализацию сервисным центрам и ремонтным мастерским – 200 штук.

Затраты первого передела за отчетный период составили на:

сырье и материалы – 50 000 тыс. сум.;

заработную плату – 20 000 тыс. сум.;

социальный налог – 2 400 тыс. сум.;

прочие расходы – 10 000 тыс. сум.

Затраты второго передела на:

материалы – 10 000 тыс. сум.;

заработную плату – 10 000 тыс. сум.;

социальный налог – 1 200 тыс. сум.;

прочие расходы – 5 000 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Первый передел


Списаны сырье и материалы


50 000


2010 «Основное производство»


1010 «Сырье и материалы»


Начислена зарплата


20 000


2010 «Основное производство»


6710 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»


Начислен социальный налог


2 400


2010 «Основное производство»


6520 «Платежи в государственные целевые фонды»


Списаны прочие затраты


10 000


2010 «Основное производство»


2510 «Общепроизводственные расходы»


Переданы готовые комплектующие на склад


800 шт.

65 920

2110 «Полуфабрикаты собственного производства»


2010 «Основное производство»


200 шт.

16 480

2810 «Готовая продукция
на складе»


2010 «Основное производство»


Второй передел


Списаны полуфабрикаты


65 920


2010 «Основное производство»


2110 «Полуфабрикаты собственного производства»


Списаны сырье и материалы


10 000


2010 «Основное производство»


1010 «Сырье и материалы»


Начислена зарплата


10 000


2010 «Основное производство»


6710 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»


Начислен социальный налог


1 200


2010 «Основное производство»


6520 «Платежи
в государственные целевые фонды»


Списаны прочие затраты


5 000


2010 «Основное производство»


2510 «Общепроизводственные расходы»


Передана готовая бытовая техника на склад


800 шт.

92 120

2810 «Готовая продукция
на складе»


2010 «Основное производство»


На первом переделе себестоимость комплектующих составила 82 400 тыс. сум., себестоимость единицы –
82,4 тыс. сум. (82 400 / 1 000).

800 штук комплектующих на 65 920 тыс. сум. (82,4 х 800) в качестве полуфабрикатов переданы в сборку. Их себестоимость вошла в себестоимость готовой бытовой техники, которая с учетом остальных затрат равна
92 120 тыс. сум.

Себестоимость единицы бытовой техники составила 115,15 тыс. сум. (92 120 / 800).

При бесполуфабрикатном методе учитывайте затраты по каждому переделу отдельно. В себестоимость готовой продукции (работ, услуг) включите затраты по задействованным переделам (п. 41 НСБУ N 4).

Этот метод удобен, когда производится продукция с разными конфигурациями. Например, при производстве машин одной и той же марки одна модель может быть с кондиционером, другая – нет, хотя технологический процесс производства практически одинаковый. Но в первой модели добавляется этап установки и тестирования кондиционера.

Таким образом, себестоимость продукции собирается из затрат тех отдельных переделов, через которые она прошла в процессе производства.

Метод хорошо использовать и при оказании комплексных услуг. Например, при формировании тура один клиент заказал 5 экскурсий, другой – 3. Хотя оба заказчика находятся в одной туристической группе. Понятно, что себестоимость услуг для них будет разная.

Если использовать бесполуфабрикатный передельный метод, то каждую экскурсию можно рассматривать как отдельный передел и в зависимости от заказа клиента собирать себестоимость тура как сумму затрат каждого передела, включенного в тур.

Определение себестоимости совместно производимой продукции

Из одного сырья в едином производственном процессе вы можете производить разные виды продукции. Они называются совместно производимыми.

Например, предприятие производит 2 вида сдобных булочек. Один – с изюмом, другой – с джемом. Для этого готовится сдобное тесто, а затем одна часть насыщается изюмом, а к другой при формовке добавляется джем. В результате получаются 2 вида продукции, которые будут отличаться по себестоимости и по цене реализации. Это и есть совместно производимая продукция.

Как определить себестоимость каждого вида совместно производимой продукции? К примеру, как разделить затраты на подготовку теста в примере с булочками?

Это можно сделать 2 методами:

методом использования натуральных показателей;

на основе стоимости реализации в точке разделения.


Определение себестоимости методом натуральных показателей

При методе использования натуральных показателей распределите совместные затраты на каждый вид продукции пропорционально его доле в общем объеме производства, выраженном в натуральных показателях (п. 43 НСБУ N 4).

 

ПРИМЕР. Определение себестоимости совместно производимой продукции

методом использования натуральных показателей 

Ежедневно предприятие производит 2 вида булочек из одного сдобного теста – по 1 000 штук каждого вида. Затраты на изготовление теста – 6 000 тыс. сум.

Дополнительные затраты на изготовление:

булочек N 1 – 500 тыс. сум.;

булочек N 2 – 1 000 тыс. сум.

Так как тесто готовилось на 2 000 булочек, разделим общие затраты на изготовление теста между 2 видами продукции:

6 000 / 2 000 х 1 000 = 3 000 тыс. сум.

Определим себестоимость каждого вида продукции:

булочек N 1 – 3 000 + 500 = 3 500 тыс. сум.;

булочек N 2 – 3 000 + 1 000 = 4 000 тыс. сум.

Себестоимость единицы каждого вида продукции:

булочек N 1 – 3 500 / 1 000 = 3,5 тыс. сум.;

булочек N 2 – 4 000 / 1 000 = 4 тыс. сум.

Определение себестоимости на основе стоимости реализации в точке разделения

Используя метод на основе стоимости реализации в точке разделения, распределите общие затраты на каждый вид продукции пропорционально его доле в общей сумме предполагаемой выручки от реализации.

 

ПРИМЕР. Определение себестоимости совместно производимой продукции

методом на основе стоимости реализации в точке разделения

Затраты на изготовление теста – 6 000 тыс. сум.

Дополнительные затраты на изготовление:

булочек N 1 – 500 тыс. сум.;

булочек N 2 – 1 000 тыс. сум.

Готовые булочки продаются по цене:

булочки N 1 – 5 тыс. сум.;

булочки N 2 – 6 тыс. сум.

Ожидаемая выручка от реализации:

булочек N 1 – 5 000 тыс. сум.;

булочек N 2 – 6 000 тыс. сум.

Разделим общие затраты на изготовление теста между 2 видами продукции пропорционально ожидаемой выручке от реализации:

булочек N 1 – 6 000 / (5 000 + 6 000) х 5 000 = 2 727 тыс. сум.;

булочек N 2 – 6 000 / (5 000 + 6 000) х 6 000 = 3 273 тыс. сум.

Определим себестоимость каждого вида продукции с учетом дополнительных затрат:

булочек N 1 – 2 727 + 500 = 3 227 тыс. сум.;

булочек N 2 – 3 273 + 1 000 = 4 273 тыс. сум.

Себестоимость единицы каждого вида продукции:

булочек N 1 – 3 227 / 1 000 = 3,227 тыс. сум.

булочек N 2 – 4 273 / 1 000 = 4,273 тыс. сум.

Как видим, использование разных методов дает различные значения себестоимости совместно произведенной продукции, поэтому обязательно отразите выбранный метод в учетной политике.

Если отдельные виды совместно производимой продукции дополнительно обрабатываются, а значит, будут иметь другую цену, то для определения себестоимости используйте методы:

чистой стоимости реализации;

постоянной доли валовой прибыли от реализации.

 

 

Определение себестоимости методом чистой стоимости реализации

Применяя этот метод, определите чистую стоимость реализации для каждого вида совместно произведенной продукции. Для этого найдите разницу между предполагаемой стоимостью реализации и фактическими дополнительными затратами. Общие затраты разделите пропорционально чистой стоимости реализации.

ПРИМЕР. Определение себестоимости совместно производимой продукции

методом чистой стоимости реализации

Предприятие совместно производит 2 вида продукции.

Общие затраты составили 20 000 тыс. сум.

Показатель


Продукция N 1


Продукция N 2


Дополнительные затраты,
тыс. сум.


0


2 000


Количество единиц выпуска


500


500


Цена за единицу, тыс. сум.


25


27


Стоимость реализации, тыс. сум.


25 х 500 = 12 500


27 х 500 = 13 500


Чистая стоимость реализации, тыс. сум.


12 500 – 0 = 12 500


13 500 – 2 000 = 11 500


Доля общих затрат, тыс. сум.


20 000 / (12 500 + 11 500) х 12 500 = 10 416,7


20 000 / (12 500 + 11 500) х 11 500 = 9 583,3


Себестоимость, тыс. сум.


10 416,7 + 0 = 10 416,7


9 583,3 + 2 000 = 11 583,3


Себестоимость единицы продукции, тыс. сум.


10 416,7 / 500 = 20,8


11 583,3 / 500 = 23,2


Распределение общих затрат методом постоянной доли валовой прибыли от реализации

Изначально предполагается, что процент валовой прибыли от реализации каждого вида совместно произведенного продукта должен быть одинаковым.

Применяя этот метод:

1) рассчитайте процент валовой прибыли;

2) определите себестоимость каждого вида продукции;

3) распределите общие затраты.


ПРИМЕР. Распределение общих затрат методом постоянной доли

валовой прибыли от реализации

Предприятие совместно производит 2 вида продукции.

Общие затраты составили 20 000 тыс. сум.

Показатель


Продукция N 1


Продукция N 2


Дополнительные затраты, тыс. сум.


5 000


2 000


Количество единиц выпуска


500


500


Цена за единицу, тыс. сум.


35


30


Стоимость реализации, тыс. сум.


35 х 500 = 17 500


30 х 500 = 15 000


Распределение валовой прибыли,
тыс. сум.*


17 500 х 16,92 % = 2 962


15 000 х 16,92 % = 2 538


Себестоимость реализованной продукции, тыс. сум.


17 500 – 2 962 = 14 538


15 000 – 2 538 = 12 462


Распределение общих затрат,
тыс. сум.


14 538 – 5 000 = 9 538


12 462 – 2 000 = 10 462


Себестоимость единицы продукции, тыс. сум.


14 538 / 500 = 29,076


12 462 / 500 = 24,924


* Валовая прибыль = Стоимость реализации – Общие затраты – Дополнительные затраты:

(17 500 + 15 000) – 20 000 – (5 000 + 2 000) = 5 500 тыс. сум.

Процент валовой прибыли = Валовая прибыль / Стоимость реализации х 100:

5 500 / (17 500 + 15 000) х 100 = 16,92 %.

Распределяя общие затраты методом постоянной доли прибыли от реализации, вы обеспечиваете равномерное распределение валовой прибыли на все виды продукции. Другие же методы распределения могут привести к убытку от реализации.

Так как выбор метода расчета себестоимости приводит к разным налоговым последствиям, обязательно отразите его в учетной политике.

Определение себестоимости при наличии побочных продуктов

Побочный продукт отличается от основного гораздо более низкой стоимостью. Его производство обычно не планируется. Это неизбежный результат отдельных видов производства. Например, волокно и жмых при обработке хлопка.

Как разделить себестоимость основного и побочного продуктов?

При определении себестоимости основной продукции исключите из общих производственных затрат текущую стоимость или чистую стоимость реализации побочной продукции. Оставшуюся часть отнесите на себестоимость основной продукции (п. 46 НСБУ N 4).

Для этого используйте один из следующих методов:

по фактической реализации побочной продукции;

фактического производства побочной продукции.

Определение себестоимости с учетом фактической реализации побочной продукции 

Используя этот метод:

1) определите себестоимость произведенной продукции. При этом общие затраты отнесите на себестоимость основного продукта. Себестоимость побочного продукта будет состоять только из затрат на его доработку, если она есть;

2) себестоимость реализованной основной продукции уменьшите на стоимость реализации побочного продукта.

Если у вас есть побочный продукт, то в Отчете о финансовых результатах (прил. N 2, рег. МЮ N 1209 от 24.01.2003 г.) отразите выручку от реализации только основного продукта (строка 010).

В строке 020 отразите сумму производственной себестоимости реализованного основного продукта, уменьшенную на стоимость реализации побочного продукта, и производственной себестоимости побочного продукта.

При этом финансовый результат не искажается!

 

ПРИМЕР. Определение себестоимости с учетом фактической реализации побочной продукции

Предприятие производит продукцию: «А» – основную; «В» – побочную. Общие затраты на производство –
20 000 тыс. сум. Затраты на доработку побочного продукта «В» – 500 тыс. сум.

Произведено продукции:

«А» – 1 000 кг;

«В» – 50 кг.

Реализовано продукции (без учета НДС):

«А» – 700 кг на 17 500 тыс. сум.;

«В» – 20 кг на 250 тыс. сум.

Себестоимость основной продукции «А» равна общим затратам на производство – 20 000 тыс. сум.

Себестоимость 1 кг продукции «А» составит 20 тыс. сум. (20 000 / 1 000).

Уменьшаем себестоимость реализованной продукции «А» на стоимость реализации продукции «В»:
700 х 20 – 250 = 13 750 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Поступила продукция «А» на склад


1 000 кг 

20 000

2810 «Готовая продукция
на складе»


2010 «Основное производство»


Поступила продукция «В» на склад


50 кг 

500

2810 «Готовая продукция
на складе»


2010 «Основное производство»


Реализована продукция «А»


17 500


4010 «Счета к получению от покупателей
и заказчиков»


9010 «Доходы
 от реализации готовой продукции»


Реализована продукция «В»


250


4010 «Счета к получению от покупателей
 и заказчиков»


9010 «Доходы от реализации готовой продукции»


Списана себестоимость продукции «А»

(700 х 20)

700 кг 

14 000

9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


2810 «Готовая продукция
на складе»


Уменьшена себестоимость реализованной продукции «А» на сумму реализации продукции «В»


250


9010 «Доходы
от реализации готовой продукции»


9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


Списана себестоимость продукции «В»

(20 х 10)

20 кг 

200

9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


2810 «Готовая продукция
на складе»


В Отчете о финансовых результатах отражаем:

в строке 010 «Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг)» – 17 500 тыс. сум.;

в строке 020 «Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг)» – 13 950 тыс. сум.
(14 000 – 250 + 200).

Определение себестоимости с учетом фактического производства побочной продукции

Применяя этот метод:

1) определите ожидаемую чистую стоимость реализации всей партии побочного продукта как разницу между ожидаемой суммой его реализации и затратами на доработку;

2) уменьшите общие затраты на ожидаемую чистую стоимость реализации побочного продукта;

3) определите себестоимость единицы основного продукта.

ПРИМЕР. Определение себестоимости с учетом фактического производства побочной продукции

Предприятие производит продукцию: «А» – основную; «В» – побочную. Общие затраты на производство –
20 000 тыс. сум. Затраты на доработку побочной продукции «В» – 500 тыс. сум.

Произведено продукции:

«А» – 1 000 кг;

«В» – 50 кг.

Реализовано продукции (без учета НДС):

«А» – 700 кг по цене 25 тыс. сум. на 17 500 тыс. сум.;

«В» – 20 кг по цене 12,5 тыс. сум. на 250 тыс. сум.

Ожидаемая чистая стоимость реализации продукции «В» составит 125 тыс. сум. (50 х 12,5 – 500).

Себестоимость основной продукции «А» равна общим затратам, уменьшенным на ожидаемую чистую стоимость реализации продукции «В»:

20 000 – 125 = 19 875 тыс. сум.

Себестоимость единицы продукции «А», по которой производится списание, составит 19,875 тыс. сум. (19 875 / 1 000).

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Списаны общие затраты


20 000


3510 «Выпуск готовой продукции»


2010 «Основное производство»


Поступила продукция «А» на склад


1 000 кг 

19 875

2810 «Готовая продукция
на складе»


3510 «Выпуск готовой продукции»


Списаны затраты на доработку продукции «В»


500


3510 «Выпуск готовой продукции»


2010 «Основное производство»


Поступила продукция «В» на склад
(50 х 12,5)


50 кг 

625

2810 «Готовая продукция
на складе»


3510 «Выпуск готовой продукции»


Реализована продукция «А»


17 500


4010 «Счета к получению
от покупателей и заказчиков»


9010 «Доходы от реализации готовой продукции»


Реализована продукция «В»


250


4010 «Счета к получению
от покупателей и заказчиков»


9010 «Доходы от реализации готовой продукции»


Списана себестоимость продукции «А» (700 х 19,875)


700 кг 

13 912,5

9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


2810 «Готовая продукция
 на складе»


Списана себестоимость продукции «В» (20 х 12,5)


20 кг 

250

9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


2810 «Готовая продукция
на складе»


Отражена корректировка суммы дохода и себестоимости


250


9010 «Доходы от реализации готовой продукции»


9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


Вам нужно отразить в учете уменьшение общих производственных затрат на сумму ожидаемой чистой стоимости реализации побочной продукции. Для этого рекомендуем использовать вспомогательный счет. Например, 3510 «Выпуск готовой продукции».

В дебете счета 3510 отражаем:

по основной продукции «А» – фактические общие затраты;

по побочной продукции «В» – затраты на его доработку.

В кредите:

по основной продукции «А» – ее себестоимость (общие затраты), уменьшенную на ожидаемую чистую стоимость реализации продукции «В»;

по побочной продукции «В» – ожидаемую стоимость реализации продукции «В».

Продукцию «В» учитываем по стоимости реализации, так как себестоимость продукции «А» сразу скорректирована на ожидаемую чистую стоимость реализации всей партии продукции «В». Это не искажает финансовый результат.

При дополнительной доработке продукции «В» учитываем ее по стоимости реализации с уменьшением на дополнительные затраты.

В Отчете о финансовых результатах отражаем:

в строке 010 – 17 500 тыс. сум.;

в строке 020  – 13 912,5 тыс. сум.

СПИСАНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО УЧЕТНЫМ ЦЕНАМ

В строках 020 приложения N 2 к Расчету и Отчета о финансовых результатах отражается фактическая себестоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг), учтенная на счетах группы 9100 «Счета учета себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг)».

Но фактическая себестоимость формируется в конце месяца, а в течение месяца уже идет реализация готовой продукции.

По какой стоимости списывать готовую продукцию, если ее себестоимость еще не определена?

Для этого можете использовать учетные цены. В качестве учетной цены может применяться:

плановая (нормативная) себестоимость;

фактическая себестоимость готовой продукции предыдущих периодов;

отпускная (оптовая) цена и т. п.

Порядок формирования учетных цен отразите в учетной политике.

В конечном итоге вы должны отразить в учете списание продукции по фактической себестоимости. Для этого:

1) в конце отчетного месяца определите фактическую себестоимость и процент ее отклонения (ПО) от учетной по формуле:

ПО = (Онм + Оом) / (УСнм + УСом) х 100,

где:

Онм – отклонение по остаткам продукции на начало месяца;

Оом – отклонение по выпущенной за месяц продукции;

УСнм – учетная стоимость остатков на начало месяца;

УСом – учетная стоимость выпущенной продукции;

2) определите сумму отклонения (СО) по отгруженной продукции по формуле:

СО = УЦ х ПО,

где:

УЦ – учетная цена продукции;

ПО – процент отклонения;

3) отразите сумму отклонения в учете. Для этого можете использовать вспомогательный счет. Например, 3510 «Выпуск готовой продукции».

ПРИМЕР. Учет продукции по учетным ценам

Предприятие ведет учет готовой продукции по учетным ценам. За отчетный месяц доход от реализации продукции составил 35 000 тыс. сум.

Имеются следующие данные по продукции:

Показатели


Отчетный месяц,

тыс. сум.

Остаток готовой продукции на начало месяца:

а) по учетным ценам;

б) по фактической себестоимости

 

12 000

19 800

Поступила готовая продукция из производства:

а) по учетным ценам;

б) по фактической себестоимости

 

16 800

21 600

Итого (стр. 1 + стр. 2):

а) по учетным ценам;

б) по фактической себестоимости

 

28 800

41 400

Процент отклонения 

(41 400 – 28 800) / 28 800

0,4375


Отгружена готовая продукция:

а) по учетным ценам;

б) по фактической себестоимости

(19 800 х (1 + 0,4375))

 

19 800

 

28 462,5

Остаток готовой продукции на конец месяца:

а) по учетным ценам

(28 800 – 19 800);

б) по фактической себестоимости

(41 400 – 28 462,5)

 

9 000

 

12 937,5

Бухгалтерский учет:

Содержание 

хозяйственной операции

Сумма, 

тыс. сум.

Корреспонденция счетов


дебет


кредит


Поступила готовая продукция на склад
 по учетной цене


16 800


2810 «Готовая продукция
на складе»


3510 «Выпуск готовой продукции»


Списаны фактические производственные затраты


21 600


3510 «Выпуск готовой продукции»


2010 «Основное производство»


Отражен доход от реализации готовой продукции


35 000


4010 «Счета к получению от покупателей
и заказчиков»


9010 «Доходы
от реализации готовой продукции»


Списана реализованная продукция
по учетным ценам


19 800


9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


2810 «Готовая продукция на складе»


Списана сумма отклонения фактической себестоимости от учетной

(19 800 х 0,4375)

8 662,5


9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»


3510 «Выпуск готовой продукции»


По дебету счета 9110 в совокупности отражается фактическая себестоимость реализованной продукции как сумма учетной себестоимости и отклонения между фактической и учетной себестоимостью:

19 800 + 8 662,5 = 28 462,5 тыс. сум.

В Отчете о финансовых результатах отражаем:

в строке 010 – 35 000 тыс. сум.;

в строке 020 – 28 462,5 тыс. сум.

Сальдо по счету 3510 на конец отчетного месяца – это сумма отклонения фактической себестоимости от учетной, приходящаяся на остаток нереализованной продукции. Оно будет уменьшаться по мере реализации остатка продукции в сумме, равной произведению ее учетной себестоимости и коэффициента 0,4375.

 

Дильшод СУЛТАНОВ,

заместитель министра финансов,

Наталья МЕМЕТОВА,

эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 675 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика