Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 16 / Контроль

Что нужно знать о санкциях за нарушение налогового законодательства

 

Условия, при которых налогоплательщика привлекут к ответственности, многочисленны. При разборе налоговых споров в судах они могут оказать существенное влияние. Без понимания этих условий, а также принципов и особенностей санкций будет сложно разобраться в их применении.

 

Смягчающие и отягчающие
обстоятельства и не только…

Налоговое правонарушение – это виновное противоправное действие (или бездействие) налогоплательщика (в том числе налогового агента), за которое законодательством установлена ответственность (ст. 210 НК).

Перечислим основные условия и принципы при привлечении налогоплательщика к ответственности:

  • все неустранимые противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (ст. 13 НК);
  • привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно только по основаниям и в порядке, предусмотренными законами. При этом исключается привлечение повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (ч. ч. 1, 2 ст. 212 НК);
  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения – доказывать должны налоговые и другие органы (ч. 6 ст. 212 НК);
  • привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его и его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, а также от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов (сборов) и пени (ч. ч. 4, 5 ст. 212 НК);
  • виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное действие (или бездействие) умышленно или по неосторожности. При этом учитываются обстоятельства, как исключающие вину лица, так и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. ст. 214–216 НК);
  • срок давности привлечения к ответственности по налоговым правонарушениям – 5 лет (ст. 217 НК);
  • каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или суд. При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных проверок и аудита, могут быть обжалованы в суде только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (гл. 30 НК).

Какие санкции применяются по делам
о налоговых правонарушениях

Налоговые органы рассматривают дела о налоговых правонарушениях, выявленных в результате:

  • налогового аудита – в соответствии со статьями 158 и 159 НК;
  •  налоговых проверок и (или) иных мероприятий налогового контроля – в соответствии со статьями 165 и 166 НК (ст. 157 НК).

По результатам мероприятий налогового контроля налоговые органы в пределах своих полномочий:

а) применяют финансовые санкции и административные взыскания (п. 9 ст. 5 З-на «О государственной налоговой службе»;

б) проводят доследственные проверки по фактам, выявленным на рынках, в торговых комплексах и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспорта, возбуждают по ним уголовные дела с передачей их в правоохранительные органы (п. 17 ст. 5 Закона);

в) передают органам прокуратуры, МВД, СГБ и судам материалы по фактам правонарушений в случаях, когда решение вопроса выходит за пределы компетенции налоговых органов (п. 12 ст. 6 Закона).

 

Какие санкции применяются при выявлении

нарушений налогового законодательства

Финансовые санкции:

  • применяются к хозсубъектам – юридическим и физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) в виде штрафов в размерах, предусмотренных главами 28 и 29 НК;
  • при смягчающем обстоятельстве штраф уменьшается в 2 раза, а при отягчающем – увеличивается в 2 раза (ст. 216, ч. 3 ст. 218 НК);
  • при добровольной уплате в 10-дневный срок со дня получения решения налогового органа о привлечении к ответственности подлежат уменьшению в 2 раза (ч. 4 ст. 218 НК);
  • при совершении одним лицом 2 и более налоговых правонарушений взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности (ч. 6 ст. 218 НК);
  • применяются в судебном порядке, за исключением случаев признания субъектами вины и добровольной уплаты (п. 9 ст. 5 Закона).

Административные взыскания применяются:

  • если нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность. Если при рассмотрении дела налоговый орган придет к выводу, что содержатся признаки преступления, то он передает материалы прокурору (ст. ст. 10, 278 КоАО);
  • к должностным и физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) в виде штрафов в размерах, предусмотренных главами XIII и XVI-1 Особенной части КоАО;
  • непосредственно налоговыми органами, исходя из санкций в соответствии со статьей 264 КоАО. Остальные санкции применяются судами в соответствии со статьей 245 КоАО;
  • за каждое правонарушение отдельно при совершении лицом 2 или более административных правонарушений (ст. 34 КоАО);
  • не позднее 1 года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – 1 года со дня его обнаружения (ст. 36 КоАО).

Административные взыскания имеют как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства. Они также могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в районный (городской) суд по уголовным делам, а постановление районного (городского) суда по уголовным делам – в суд апелляционной инстанции (ст. ст. 31, 32, 315 КоАО).

В отношении уголовных санкций необходимо отметить, что:

  •  никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда (ст. 4 УК);
  •  лицо не обязано доказывать свою невиновность и все сомнения в виновности должны разрешаться в пользу этого лица (ст. 23 УПК);
  • они применяются к должностным и физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) в соответствии с главами X–XIII-1 УК;
  • имеют как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства (ст. ст. 55, 56 УК);
  • при совершении лицом 2 и более преступлений применяются путем поглощения или сложения наказаний (ст. 59 УК).

Санкции за налоговые правонарушения применяются к:

  • физическим лицам (ст. 30 НК);
  • индивидуальным предпринимателям (ст. 31 НК);
  • юридическим лицам (ст. 32 НК);
  • постоянному учреждению иностранного юрлица (ст. 36 НК);
  • должностным лицам (ст. 15 КоАО);
  • служащим (разд. 8 Особ. части УК).


В каком порядке применяются санкции

Санкции могут применяться в следующей последовательности:

1) только финансовые санкции. Например, при нарушении порядка постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС применяется санкция в виде штрафа в размере 5 % от доходов, полученных за период с даты постановки на учет, предусмотренной законодательством, до даты фактической постановки на учет, но не менее 5 млн сум. (ст. 219 НК);

2) только административные санкции. Например, нарушение порядка применения идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) влечет наложение штрафа на граждан от 1 до 3, а на должностных лиц – от 3 до 7 БРВ* (ст. 175-3 КоАО);

3) только уголовные санкции. Например, лжепредпринимательство, то есть создание предприятий без намерения осуществлять уставную деятельность, в целях получения ссуд, кредитов, освобождения (снижения) прибыли (дохода) от налогов или извлечения иной имущественной выгоды, влечет применение штрафа от 100 до 200 БРВ или лишение определенного права до
5 лет, или исправительные работы до 3 лет, или ограничение свободы от 1 года до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет (ст. 179 УК);

4) административные или уголовные санкции. Например, за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации предусматриваются или только административные, или только уголовные санкции. Все зависит от объема полученного предпринимателем без госрегистрации дохода. Так, за указанное нарушение административные санкции применяются в виде штрафа:

  • от 5 до 7 БРВ c конфискацией предметов правонарушения (если доход не установлен);
  • от 7 до 10 БРВ c конфискацией предметов правонарушения, если правонарушение совершено с получением неконтролируемого дохода в значительном размере;
  • lот 10 до 50 БРВ c конфискацией предметов правонарушения, если правонарушение совершено с получением неконтролируемого дохода в крупном размере

(ст. 176 КоАО).

А дальнейшее увеличение неконтролируемого дохода приводит уже к переходу на применение уголовных санкций: штраф от 300 до 600 БРВ с лишением определенного права до
3 лет или обязательными общественными работами до 480 часов, или ограничением свободы от 2 до 5 лет, либо лишением свободы до 5 лет, если правонарушение совершено с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере (ст. 188 УК).

При этом лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности (как административной, так и уголовной), если оно в 30-дневный срок со дня обнаружения преступления добровольно возместило нанесенный государству ущерб в виде налогов (сборов), обеспечило регистрацию субъекта предпринимательства и оформило необходимые разрешительные документы (ст. 176 КоАО; ст. 188 УК).

В отдельных случаях уголовные санкции применяются только после применения административного взыскания за такие же действия (ст. 192-3 УК);

5) финансовые и административные санкции. Например, при непредставлении в установленный срок налоговой отчетности применяется финансовая санкция в виде штрафа в размере 1 % за каждый день просрочки не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой налоговой отчетности, но не более 10 % указанной суммы. Одновременно вместе с финансовой применяется административная санкция в виде штрафа от 1 до 3 БРВ. То же правонарушение, совершенное повторно в течение года, влечет наложение административного штрафа от 3 до 10 БРВ (ст. 220 НК; ст. 175 КоАО);

6) финансовые, административные или уголовные санкции (после применения административной санкции). Например, за сокрытие (занижение) налоговой базы применяют самые жесткие наказания – как финансовые, так и административные и уголовные санкции.

Финансовая санкция за такое правонарушение влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы (ст. 223 НК).

Административная санкция применяется одновременно с финансовой при выявлении умысла. Умышленное сокрытие (занижение) объектов налогообложения влечет штраф на граждан от 3 до 5, а на должностных лиц – от 5 до 7 БРВ.

То же правонарушение, совершенное в значительном размере, – штраф на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц – от 10 до 15 БРВ (ст. 174 КоАО).

Если выявлено умышленное сокрытие объектов налогообложения в значительном размере, совершенное после применения административного взыскания за такое же деяние, то уже применяется уголовная санкция – штраф до 150 БРВ или исправительные работы до
2 лет. При этом лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности, если оно в течение 30 дней со дня получения решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки полностью уплатило налоги (сборы), пени и иные финансовые санкции (ст. 184 УК);

Как видим, виды и размеры санкций зависят от размера причиненного ущерба:

  • значительный размер – от 100 до 300 БРВ;
  • крупный размер – от 300 до 500 БРВ;
  •  особо крупный размер – от 500 и более БРВ (ч. 7 ст. 164 КоАО; разд. 8 Особ. части УК).

Очень часто задают вопрос: почему к одним и тем же лицам применяют административные и уголовные санкции? Административные правонарушения отличаются от уголовных преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении. Чем больший вред был нанесен, тем больше вероятности рассмотрения данного нарушения с применением УК.

 

Жорилла АБДУЛЛАЕВ,

ведущий эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 369 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика