Налог на добавленную стоимость сейчас уплачивается по единой ставке – 15 %. Однако представители отдельных отраслей предлагают ввести пониженные ставки НДС или вообще освободить от налога какие-то виды деятельности. Кроме того, что это опять усложнит жизнь бухгалтерам, даст ли оно желаемый эффект с точки зрения потребителя и бизнеса? Что думает Министерство финансов о целесообразности введения дифференцированных ставок?
Мнение заместителя министра финансов Дильшода СУЛТАНОВА:
Стоит ли установить пониженные ставки или освободить от НДС услуги, оказание которых не требует больших материальных затрат? Например, для поддержки гостиниц и туроператоров предлагается их услуги облагать по ставке 5 % или вообще не облагать.
Дильшод Султанов считает, что авторы подобных предложений не учитывают, что НДС – это налог, который платит конечный потребитель. Поэтому политики, которые во многих странах выступают за сниженные ставки НДС, обосновывают это интересами потребителей, а не производителей и торговли.
Предположим, введены льготы по НДС для какой-то отрасли, например, для гостиничных услуг. Какая-то часть бизнеса может выиграть, какая-то – проиграет. Например, сегодня государство возмещает компаниям, открывающим гостиницы, весь НДС, уплаченный ими в ходе строительства. Если вы инвестировали в гостиницу 11,5 млрд сум., из которых 1,5 млрд сум. – это НДС, уплаченный за стройматериалы, услуги и т. п., то фактически гостиница обойдется вам в 10 млрд сум. 1,5 млрд сум. вам вернет бюджет. Единственное условие – гостиница должна быть плательщиком НДС. Неплательщику налог из бюджета не возмещается, он включается в стоимость гостиницы, увеличивая амортизацию и снижая прибыль.
Не все так однозначно и с точки зрения интересов потребителя. Первое, о чем мы здесь должны подумать, – выиграет ли от этого конечный потребитель? Второе – перекроют ли эти выгоды дополнительные издержки в налоговом администрировании?
И наш, и международный опыт показывает, что снижение ставки НДС, как правило, не делает услуги и товары адекватно дешевле. 1,5 года назад снизили ставку налога с 20 до 15 %. Кто-нибудь из потребителей почувствовал реальное уменьшение цен на
5 %? По абсолютному большинству товаров и услуг цены не снизились. Не подешевели и импортные товары, по которым с января 2021 года отменили акцизы. Это говорит или об отсутствии конкуренции, или о том, что потребитель готов платить эту цену, и розница не собирается ее снижать.
Пониженные ставки НДС вводятся, как это чаще всего декларируется, в интересах потребителей с низкими доходами, то есть в социальных целях. Чтобы это сработало, снижение налоговой ставки должно быть передано потребителям в форме снижения цен.
Теоретически это действительно должно быть так, если рынок является полностью конкурентным. Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой рынки товаров и услуг не являются полностью конкурентными, и на практике сниженные ставки НДС не приводят к адекватному уменьшению цен.
Предположим, освободим мы туристические услуги от НДС. Абсолютно уверен, что это не приведет к снижению цен на 15 %. Во-первых, мы не сможем дать такие же льготы всем контр-агентам туркомпаний, и у них повысится себестоимость услуг. Во-вторых, есть рыночные цены на гостиничные номера – от 250 тыс. до нескольких млн сум. – и никто их понижать не будет.
Есть эффективная альтернатива снижению ставки НДС – поддержка отрасли через адресные субсидии. К примеру, за 4-звездочную гостиницу со 100 номерами инвестор получит субсидию в размере 6,5 млрд сум. Таким образом, государство стимулирует выход на рынок новых гостиниц, что должно подстегнуть конкуренцию и действительно снизить цены. Такая целевая поддержка бизнеса значительно эффективнее, чем освобождение или введение пониженных ставок НДС, которые ничего не дают потребителю.
Кроме того, у бизнеса с введением льготных режимов появятся сложности с налоговым администрированием и введением раздельного учета. Когда есть льготная ставка НДС, велика вероятность налоговых споров. Например, завтрак, который включен в стоимость гостиничных услуг, – это услуги общепита или проживания? При единой ставке проблем нет – все облагается 15 % НДС. А если мы установим пониженные ставки на гостиничные услуги, по какой ставке будем облагать стоимость
завтраков – 5 или 15 %?
Такие же споры будут по всем другим услугам, которые оказывает гостиница, – прачечным, фитнесу, перевозке туристов и т. п.
Постоянные судебные разбирательства – обычное явление для стран, где есть дифференцированные ставки НДС. Так, большинство судебных процессов Европейского суда по НДС связаны со спорами, по какой ставке облагать тот или иной товар или услугу. То же самое происходит в России, Турции, Австралии и других странах.
Например, печатная продукция в отдельных странах облагается пониженной ставкой НДС. А если к печатной продукции идет электронная версия на флэшке и ее стоимость выше, чем стоимость печатного издания, то какую ставку применять? Введение раздельного учета с такими оборотами всегда вызывает сложности и судебные споры.
При этом, как показала практика, есть иной способ помочь бизнесу – увеличивать сроки уплаты налога в бюджет. НДС, который бизнес берет с покупателя, – это деньги бюджета. Уплачивая налог до 20 числа следующего месяца, вы фактически пользуетесь беспроцентным кредитом со дня получения денег от покупателя до даты перечисления НДС в бюджет. А если увеличить этот срок, обязав платить налог раз в квартал? Срок пользования беспроцентным кредитом увеличится в 2–3 раза.
Именно это и сделали в Узбекистане в прошлом году. С апреля 2020 года плательщики НДС, чей оборот по реализации товаров (услуг) не превышает 1 млрд сум. в месяц, стали уплачивать НДС раз в квартал. Это увеличило оборотные средства предприятий, сократив их потребность в кредитных ресурсах и сэкономив десятки миллиардов сумов на уплату банковских кредитов.
Почему же так много стран применяют сниженные ставки НДС, несмотря на убедительные доказательства против этого?
В Европе пониженные ставки использовались с введения НДС в 1967 году. Тогда о возможных негативных последствиях никто не знал. Проблемы стали очевидны десятилетия спустя. Но отменить льготы значительно сложнее, чем их ввести.
Кроме того, у сниженных ставок НДС есть мощное лобби в лице объединений предпринимателей из отраслей с льготной ставкой НДС.
Еще одной наиболее вероятной причиной льготного налогообложения некоторых товаров и услуг в развитых странах представляется неспособность или нежелание объяснять избирателям необходимость единообразного налогообложении всех товаров и услуг, включаемых в базу НДС.
В развивающихся странах причиной использования льготных ставок на товары первой необходимости является неуверенность органов власти в эффективности действующих механизмов социальной защиты населения. Они просто не могут задействовать более эффективные методы прямой социальной поддержки нуждающихся.
По сообщению
Информационной службы
Министерства финансов.