Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 06 / Предпринимателю к сведению

Зачем платить абонентскую плату за онлайн-ККМ, если она не ломается?

 

Предприниматели активно обсуждают повышение с 2021 года ежемесячной абонентской платы за техобслуживание онлайн-ККМ и виртуальных касс. Официальное заявление по этому поводу сделал Государственный налоговый комитет на своем сайте soliq.uz. Но многим все равно непонятно, чем обоснованы эти регулярные платежи. Ну работает себе ККМ и работает…

Из чего складывается их размер и насколько обязательно их платить, рассказал председатель Ассоциации «Комкассинтех» Рустам НАРЗУЛЛАЕВ: 

 

Куда идет абонентская плата

– Платежи Центру по оказанию технических услуг (ЦОТУ) по договору технического обслуживания –
явление не новое. Такая практика была и в эпоху ККМ с фискальной памятью, сохраняется она и сей-час – с онлайн-ККМ и виртуальными кассами.

И тогда было так, и сейчас одним из условий регистрации ККМ в налоговых органах является договор на обслуживание контрольно-кассовой техники (Положение, прил. N 1 к ПКМ N 306 от 17.11.2011 г.; Положение, прил. N 1 к ПКМ N 943 от 23.11.2019 г.). Он заключается между предпринимателем и ЦОТУ и предполагает ежемесячную оплату услуг последнего.

Во времена ККМ с фискальной памятью предприниматели зачастую оплачивали услуги ЦОТУ по факту конкретных действий. Например, ремонта устройства, консультаций и т. п. Особенно такая практика была распространена в регионах. Предпринимателю это было удобно – меньше расходов. ЦОТУ тоже на это шли, потому что их основные расходы были сравнительно небольшими – символическая зарплата специалистам и аренда помещения. При этом нужно признать, что раньше «недополученную» зарплату механики ЦОТУ получали в качестве вознаграждения от предпринимателя при оказании услуги.

После перехода на онлайн-технологии так делать не получится, поэтому и платить за техобслуживание приходится всем.

Для удобства предпринимателей в соответствии с постановлением КМ N 943 создана инфраструктура, обеспечивающая круглосуточную работу онлайн-ККМ и виртуальных касс, позволяющая предпринимателю оперативно получать консультационную поддержку. Соответствующие расходы ЦОТУ также легли в расчет ежемесячных взносов за тех­обслуживание. Хочу подчеркнуть, что при ККМ с фискальной памятью этих расходов не было.

Во-первых, это расходы на обеспечение работы сервисного сервера и постоянный дистанционный автоматический контроль правильности работы касс.

Во-вторых, ЦОТУ обязали иметь call-центр (затраты на зарплату операторов, услуги телефонной (мобильной) связи и Интернет). Благодаря call-центрам у предпринимателей появилась возможность не только оперативно подать заявку на ремонт кассы, но и проконсультироваться по любому вопросу ее работы.

Особенно много сейчас звонят по вопросам работы с номенклатурой товаров. Налоговые органы стали требовать, чтобы в чеках пробивался перечень проданных товаров, а у предпринимателей это пока вызывает много сложностей.

В-третьих, ЦОТУ обеспечивают своевременную перепрошивку устройств каждый раз, когда производитель выпускает обновление. Это нужно для исправной работы кассы и ее соответствия установленным требованиям.

В-четвертых, требует затрат содержание подменного фонда онлайн-ККМ и виртуальных касс. При необходимости изъятия устройства на ремонт ЦОТУ должен выдать предпринимателю аналогичное устройство, чтоб не прерывать передачу фискальных данных. ЦОТУ покупает и содержит за свой счет нужное количество запасных устройств.

В-пятых, в абонентскую плату закладывается содержание оборудования, инструментов и комплектующих для ремонта онлайн-ККМ.

В-шестых, содержание администратора, распределяющего фискальные модули между партнерами и инженерами.

В-седьмых, содержание инженеров, проверяющих представленные документы и регистрирующих (снимающих с учета) устройство в налоговых органах.

В-восьмых, покрытие рисков ЦОТУ (невозвращение предпринимателем фискального модуля после завершения деятельности, утрата модуля по иным причинам). В этом случае ЦОТУ должен возместить оператору фискальных данных (НИЦ «Янги технологиялар») стоимость фискального модуля из своего кармана. Сегодня – 130 тыс. сум. за модуль.

Все эти расходы и формируют размер ежемесячного платежа по договору технического обслуживания, который сегодня в зависимости от ЦОТУ и его месторасположения колеблется в пределах от 50 до 150 тыс. сум. в месяц. При этом в этих платежах доля, направляемая на содержание специалистов, мизерная: примерно 10–15 тыс. сум. в месяц с каждого платежа.

Хочу подчеркнуть, что, несмотря на рост цен и необходимость повышать зарплаты, многие ЦОТУ сохраняют размер ежемесячной стоимости техобслуживания на уровне цен 2020 года. К их числу относятся и члены нашей Ассоциации.

Можем ли мы отменить эти платежи совсем? Нет, потому что ЦОТУ в этом случае не сможет выполнять требования, возложенные на него постановлением КМ N 943. Можем ли мы существенно снизить размер этих платежей, не ухудшая достигнутого уровня в качестве обслуживания? Думаю, да, при соответствующих изменениях в сложившейся системе.

Как снизить абонентскую плату

Во-первых, нужно реорганизовать существующую систему обеспечения предпринимателей фискальными модулями. Предприниматель проплачивает за фискальный модуль НИЦ «Янги технологиялар», а получает его через ЦОТУ. Если предприниматель не возвращает модуль, то НИЦ «Янги технологиялар» спрашивает с ЦОТУ. Считаю, ЦОТУ нужно исключить из этих отношений. Пусть предприниматель приходит в ЦОТУ уже с полученным модулем. Организовать выдачу фискальных модулей можно через центры госуслуг.

Во-вторых, сегодня ЦОТУ вносит на спецсчета ГНК немалый депозит на тот случай, если его сотрудники несанкционированно вмешаются в программное обеспечение. В зависимости от количества обслуживаемых касс эта сумма составляет
100–1 000 БРВ (п. 7 Порядка, прил.
N 3 к ПКМ N 943). Эти деньги просто лежат на счету, хотя ЦОТУ могли бы использовать их в качестве оборотных средств. Думаю, целесообразно отказаться от этой практики и штрафовать ЦОТУ за реальные, доказанные нарушения.

Прочитано: 780 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика