Нужно ли при переходе на МСФО вести бухгалтерский учет параллельно по международным и национальным стандартам? Профессиональным мнением по этому вопросу поделилась директор аудиторской организации «Tri-S-Audit» Светлана ГОЛОСОВА:
– На первый взгляд, если подходить к вопросу формально, нужно сразу вести учет по МСФО. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой и иной отчетности (ст. 4 З-на «О бухгалтерском учете»). Предприятие, перешедшее на МСФО, должно вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность по МСФО (ПП-4611 от 24.02.2020 г.). А налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета (ст. 76 НК). В статотчетности используются данные из финансовой отчетности и бухучета, то есть тоже на базе МСФО.
Первым делом при переходе нужно провести инвентаризацию и составить отчет по МСФО за 3 предыдущих года, то есть сформировать входные данные, а также разработать учетную политику предприятия на основе МСФО. И только после этого можно начинать вести учет по МСФО.
Но когда начинаешь углубляться в этот вопрос, все оказывается не так просто и однозначно.
Многие практики аргументированно доказывают, что при переходе на МСФО, по крайней мере, первое время целесообразно сохранить бухучет по НСБУ. И использовать его в целях налогового учета, как это и было до 1 января 2021 года. Такая позиция основана на том, что учет по НСБУ и МСФО имеет различия.
Например, в отличие от НСБУ, по МСФО авансы, выданные за импортируемые товары и услуги (включая авансы, выданные за ОС), не являются монетарными статьями баланса и, следовательно, не подлежат корректировке (переоценке) при изменении курса валюты. А это означает, что суммы импортируемых ОС, ТМЗ и услуг, а далее – себестоимость реализованной продукции и расходы периода в бухгалтерском учете по МСФО будут отличаться от учета по НСБУ.
То же самое касается экспорта.
Кроме того, при получении аванса выручка по национальным стандартам будет отличаться от признаваемой выручки по МСФО. В свою очередь налоговая отчетность требует иного признания выручки от реализации по импорту. Здесь за основу принимается факт пересечения товаром границы Узбекистана. Получается, что это вообще третий вид учета. Но если учет базируется не на суждениях, а на первичных документах и их буквальном отражении, то составить налоговую отчетность и доказать свою правоту будет легче.
Что делать?
Я бы предпочла остерегаться скоропалительных решений и пока не отказываться от сложившейся практики ведения учета. В стране ощущается большой кадровый дефицит. Есть много вопросов к увязке учета по МСФО и налоговой отчетности, которые пока еще не имеют законодательного решения.
Совершенно невозможно угадать, какого качества учет по МСФО получится у только что перешедшего на МСФО предприятия. Да и автоматизированная программа ведения учета многим, даже крупным, предприятиям пока будет малодоступна.
Ведение параллельного учета – это своего рода гарантия. Учет по НСБУ в любом случае получится лучше и понятнее, в нем будет меньше ошибок. Под рукой всегда будут более понятные бухгалтерские рабочие документы, к которым можно обратиться при необходимости.
А вот уже после того как по окончании года ваш учет по МСФО будет проверен аудиторами и они дадут свои заключения, можно будет принимать решение – продолжать ли в следующем году вести учет параллельно по МСФО и НСБУ. Я полагаю, что многие примут решение и в дальнейшем вести учет параллельно.
Процесс перехода на МСФО – дело не одного года. Сколько понадобится времени, чтобы утрясти все вопросы, пока сказать сложно.
В первый год вам придется много внимания уделять подготовке кадров на специальных курсах, настройке бухгалтерских программ, проработке новой редакции учетной политики. К этим процессам привлекайте опытных консультантов и аудиторов. Очень важно, чтобы в этих процессах активно участвовали специалисты, имеющие определенный опыт, которые и в дальнейшем будут вести или помогать вести учет по МСФО на предприятии.
Еще раз повторюсь: учет по НСБУ будет для вас своеобразной подстраховкой и гарантией. В самом крайнем случае специалисты помогут вам трансформировать данные, собранные по НСБУ, в отчеты по МСФО. И это лучший вариант, чем в конце года после выявления множества ошибок и нестыковок в данных, собранных по МСФО, формировать расчеты с нуля, поднимая весь массив первичной документации за отчетный период.