С 1 января 2020 года начала действовать новая редакция правил международной торговли Инкотермс–2020. Они более адаптированы к новым тенденциям рынка и потому более выгодны для бизнеса.
Важность Инкотермс для торговли не вызывает сомнений, даже если многие контракты не включают их. Чтобы избежать неопределенности и споров, участники ВЭД должны убедиться, что они знают новые правила Инкотермс–2020, и внести необходимые изменения в свои контракты.
О нововведениях последней версии, в частности, о том, как использовать правила Инкотермс–2020, нашему спецкору рассказала председатель Экспертного совета Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана Халида УСМАНОВА.
Инкотермс – одно из условий международного, а с 2020 года и национального, договора купли-продажи товаров, отражающее систему взаимных обязательств его сторон.
Первое исследование толкований традиционных условий заключения внешнеторговых договоров было проведено в 1920 году Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce, ICC). В связи с необходимостью обеспечить коммерсантов международными правилами толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле, в 1936 году ICC опубликовала первое издание правил Инкотермс. Это было сделано для более эффективного ведения международной торговли, а также устранения ошибок, возникающих из-за отличий в торговой практике отдельных стран. В первой версии содержится только 2 условия поставки товаров для актуального на то время морского вида транспорта – CIF, FOB.
Далее с изменением параметров торговли и увеличением различных способов доставки товаров менялись и международные правила. Изменения и поправки были внесены в 1953-м, 1967-м и 1976 годах. А с 1980 года Инкотермс стал периодически пересматриваться каждые 10 лет и обновлялся в 1990-м, 2000-м и 2010 годах.
ICC (разработчик правил Инкотермс) регулярно адаптирует Инкотермс под изменения, происходящие в мировой экономике и методах осуществления торговли. К примеру, после принятия ООН Конвенции об использовании электронных сообщений в международных договорах (Резолюция Генассамблеи ООН от 23.11.2005 г.) ее положения были отражены в Инкотермс–2010.
– Халида Мухсимовна, что изменилось в торговых правилах новой версии Инкотермс?
– В актуальной версии Инкотермс определены 11 правил международной торговли, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, а также момент перехода рисков от продавца к покупателю.
Конструктивно новая версия выглядит так же, как и в предыдущей версии: 11 трехбуквенных сокращений, начиная от EXW (Франкозавод) до DDP (Поставка с оплатой пошлин), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта.
В Инкотермс–2020 можно выделить 4 группы правил базисных условий поставок товара (E, F, C и D). В основу этой классификации положены 2 принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение обязанностей продавца от минимальных к максимальным. Группа «E» – условие поставки EXW, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях. Далее идет группа «F» – условия поставки FCA, FAS и FOB, когда продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику. Затем группа «C» – поставки CFR, CIF, CPT и CIP на условиях, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риска утраты или повреждения товара или дополнительных затрат вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки. И, наконец, группа «D» – условия поставки DAP, DPU и DDP, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения.
Учитывая, что за период с 2010-го по 2020 год кардинальных изменений в мировой торговле не было, ICC в базовой основе Инкотермс–2020 оставила положения Инкотермс–2010, включив некоторые «косметические» (термин авторов) изменения.
Таким образом, новые правила Инкотермс–2020 представляют собой обновленную версию правил Инкотермс–2010, разработанную комитетом экспертов – Редакционной группой. В нее вошли юристы из США, Великобритании, Франции, Турции, Германии, а также впервые представители Китая и Австралии. Цель Редакционной группы при пересмотре действующих правил Инкотермс – максимально их упростить, удалить излишние базисы поставок, способные вызвать путаницу и недопонимание в использовании торговых терминов, и более четко разъяснить все условия поставок для экспортеров и импортеров по всему миру.
– На какие нововведения в условиях поставки следует обратить внимание участников ВЭД?
– Инкотермс–2020 не претерпел существенных изменений. Ни один термин не был удален и ни один термин не был добавлен, но одно из условий поставок было переименовано. Условие DAT (Поставка на терминале) заменено на DPU (Доставка до места выгрузки).
Данное изменение обусловили 2 причины. Во-первых, возникла путаница в отношении различий между терминами DAT и DAP (Поставка в месте назначения). Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с правилом DAT товары доставляются после того, как они были выгружены с транспортного средства и предоставлены покупателю в указанном терминале. Тогда как в рамках условия DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров – когда они предоставлены покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке. Во-вторых, это необходимость обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. DPU – единственный термин, который поручает продавцу разгрузку товара.
Также изменился уровень страхового покрытия для условия поставки CIP (Перевозка и страхование оплачены до). Условия поставки в Инкотермс–2020 CIF (Стоимость, страхование и фрахт) и CIP – 2 правила Инкотермс, которые обязывают продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.
В новой редакции для условий поставки CIF, как и ранее в правилах Инкотермс–2010, требуется минимальное страховое покрытие. По желанию стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия.
Для условий же поставки CIP теперь продавец обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110 % от стоимости товара. Хотя в контракте стороны, если пожелают, могут согласиться на более низкий уровень страхового покрытия.
Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т. д.). Их стоимость за килограмм очень низкая, поэтому требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие же поставки CIP – это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, требующих более высокого уровня страхового покрытия.
Остальные условия поставки претерпели лишь некоторые уточняющие изменения.
– Чем еще Инкотермс–2020 отличается от предыдущей версии?
– В новой версии учтена возможность организовать перевозку товаров собственным транспортом. Правила Инкотермс–2010 были составлены исходя из предположения, что при перевозке товаров от продавца к покупателю они будут перевозиться сторонним перевозчиком, нанятым продавцом или покупателем. При этом не брались в расчет ситуации, когда он фактически не требовался, поскольку продавец или покупатель при доставке товара использовали собственный транспорт. Новые правила учитывают такие ситуации: теперь можно использовать свой транспорт для доставки товаров или заключить договор перевозки.
Также для каждого из условий поставки более детально уточнен момент перехода рисков от продавца к покупателю.
Все затраты, касающиеся различных аспектов купли-продажи, теперь перечислены в статьях A9/B9 «Распределение расходов» для каждого из условий поставки, в том числе расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, а также определена сторона, ответственная за их уплату. Цель этой поправки – предоставить пользователям полный список расходов в одном месте, чтобы продавец и покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс–2020.
Безопасность транспорта стала новой нормой (например, обязательная проверка контейнеров). Теперь статья A4/B4 «Перевозка» каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и (или) предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.
Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9/B9 каждого правила Инкотермс. Ссылки на «безопасность» в Инкотермс–2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.
– Есть ли в Инкотермс-2020 новшества, касающиеся таможенного оформления?
– В правилах Инкотермс-2020 более точно объясняется, какая сторона – продавец или покупатель – несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. Выпуск товаров «в пути» включен впервые. Что касается последнего, то используется правило, согласно которому ответственность возлагается на того, кто принимает на себя риск перевозки до места доставки. Поэтому если риск перевозки передается в стране происхождения (стране продавца), то ответственность за таможенное оформление транзита принимает покупатель. И напротив, если риск переходит в пункте назначения (страна покупателя), то ответственность несет продавец.
Статья A7/B7 «Таможенное оформление экспорта/импорта» каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения таможенных формальностей, связанных с импортом или транзитом.
– Что еще необходимо знать участникам внешнеторговых операций об Инкотермс-2020?
– В каждом правиле теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей». В них гораздо обширнее изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс. В частности, указано, когда данное правило должно быть использовано, когда риск переходит, как распределяются расходы. Пояснительные записки призваны помочь пользователям выбрать наиболее подходящие условия и предоставить руководство по их толкованию в случае возникновения споров.
Важно знать, что правила Инкотермс не заменяют договора купли-продажи, а лишь позволяют сократить его. Условия поставки не определяют перехода права собственности на товар, не указывают цену за товар и способа оплаты или последствий нарушения договора. Инкотермс лишь отражают распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, уплата налогов, пошлин и сборов, страхование, а также переход рисков утери и повреждения товара.
На текущий момент актуальной версией свода правил международной торговли является Инкотермс–2020. Но это не значит, что участники ВЭД не имеют права пользоваться базисами поставки из более ранних версий: Инкотермс–2010 и Инкотермс–2000.
Согласно рекомендациям ICC, для того чтобы использовать условия поставок предыдущих редакций Инкотермс, при заключении внешнеторгового контракта необходимо, помимо условия поставки, указать версию международных правил.
Следующий пересмотр правил Инкотермс намечен на 2029 год. Сейчас можно ожидать технологических поправок, отражающих события, связанные с цифровой торговлей, и все более широкое использование контрактов на интеллектуальную собственность, которая отсутствует в Инкотермс–2020.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спецкор.