Эксперимент по управлению жилыми многоэтажками в Юнусабадском районе столицы, стартовавший в январе 2019 года на основе постановления Кабинета Министров N 5 от 4.01.2019 г., продолжает необоснованно распространяться в других районах Ташкента. Суть его в передаче многоквартирных домов (МКД) на обслуживание управляющим компаниям. Проводятся собрания членов ТЧСЖ, на которых часто оказывают давление, принуждая сменить форму управления домами. Нарушается процедура конкурсного отбора управляющих компаний, установленная ПКМ и предусматривающая участие в ней представителей собственников. А это чревато тем, что жители рискуют получить компанию, в которой заинтересованы продвигающие эксперимент структуры.
Удивляться тут нечему. Проект, суть которого в повышении профессионального управления МКД, с самого начала не был достаточно проработан в правовом плане. Само по себе профуправление – это хорошо. Но правовая безграмотность и безответственность должностных лиц, ответственных за реализацию эксперимента, – одна из причин, почему он идет с нарушениями прав собственников жилых помещений и вызывает их недовольство. Авторы юнусабадского «ноу-хау» вначале распространяли слухи о закрытии товариществ, затем о переходе поголовно всех многоэтажек района на обслуживание в УК. Антимонопольный комитет и Министерство юстиции вынуждены были привести новаторов в чувство и вернуть в правовое поле. Они разъяснили, что согласно действующему законодательству право выбора способа управления остается за собственниками жилых помещений. То же самое предусмотрено новым Законом «Об управлении многоквартирными домами», который до 1 августа 2020 года в качестве правового эксперимента апробируется в Яккасарайском районе столицы, Маргилане и Джизаке.
Прошел год, пора подвести итоги, дать официальную оценку эксперименту, прежде чем тиражировать его по другим районам города с искажениями законодательства. Результатов, подтверждающих его эффективность, пока нет. Нет анализа состояния жилфонда, на котором отрабатывался эксперимент, статистики проведения конкурсов по выбору УК, участия в них представителей собственников помещений и т. д. Кстати, Минюст озвучил факты нарушений процедуры выбора управляющих компаний, когда в решениях хокима района среди победителей тендера были компании, которые вообще не участвовали в конкурсе.
Возникает вопрос: на основе каких нормативно-правовых актов хокимияты нагнетают юнусабадскую волну в другие районы столицы? Все это напоминает больного, который едва стоит на костылях, а его гоняют из стороны в сторону, принуждая изображать абсолютно здорового.
Главными действующими лицами в этом вопросе являются собственники жилья, во благо которых направлена реформа. Приводим мнение одного из них, Валерия Стаховского:
– Вопрос не в частном случае и не в форме, а в принципе. Изначально после приватизации жилья управление многоквартирными домами было в руках сторонних по отношению к собственникам лиц – жэков и АП (арендных предприятий). Это внешнее управление оказалось не просто неэффективным, а, прямо скажем, убийственным: жилищный фонд пришел в катастрофическое состояние. Поэтому решено было перейти к самоуправлению в форме товариществ собственников жилья (ТСЖ и затем ТЧСЖ).
Конечно, не все с товариществами шло и идет гладко, однако худо-бедно, но в основном они справились и большую часть многоквартирного жилфонда привели в более или менее приличное состояние. Важно то, что принцип самоуправления оправдал себя в целом. Вместе с тем требование повысить уровень профессионализма в сфере ЖКХ привело к решению усилить роль специализированных управляющих компаний.
Главное (и это отражено в новом Законе «Об управлении многоквартирными домами») то, что оба способа управления должны сосуществовать и конкурировать между собой, потому что конкуренция и естественна, и необходима в условиях свободного рынка.
Так что замыслом и главной целью идущей реформы ЖКХ является создание конкурентной среды, но никак не монополизация управления домами управляющими компаниями.
Давление на товарищества и на собственников жилья, понуждение к управлению сторонними компаниями – это воспрепятствование государственной политике в жилищной сфере независимо от того, кто и как делает это.
Только время и опыт покажут, что лучше для собственников жилья, потому что только они имеют право выбирать, кто и как будет обслуживать общее имущество. Возможно, что от конкуренции мы перейдем к сотрудничеству между ТСЖ и управляющими компаниями, если это будет в интересах собственников жилья, а не каких-то отдельных лиц или групп, органов власти на местах и т. п. Нельзя забывать, что в вопросе управления домами основополагающее право – это право частной собственности, нарушать которое непозволительно никому.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.