Новый порядок проведения поверки приборов учета потребления коммунальных продуктов, введенный в Узбекистане с 1 ноября 2019 года, многим добавил головной боли. Он предусмотрен постановлением Кабинета Министров N 698 от 20.08.2019 г. и призван облегчить процедуру поверки. Согласно утвержденным административным регламентам услуги по госповерке счетчиков электроэнергии, газа, холодной и горячей воды, их снятию и установке оказывают теперь только через центры государственных услуг или Единый портал государственных интерактивных услуг (ЕПИГУ).
Судя по всему, механизм новой системы недостаточно урегулирован, поэтому не заработал в полную силу. В соцсетях встречаются жалобы потребителей на несоблюдение установленных сроков поверки, снятия-установки счетчиков. Что-то не срабатывает на пути движения заявки из Центра госуслуг до предприятия территориальных электросетей (далее – ПТЭС, поставщик, электроснабжающее предприятие). Ряд граждан жалуются, что это занимает много времени (месяц и более), хотя Регламент устанавливает 20 минут на передачу заполненной заявителем анкеты в электронной форме в ПТЭС, Бюро принудительного исполнения и метрологическую службу. Иногда электроснабжающее предприятие не может найти заявку. Потребителям приходится разбираться и с теми, и с другими. Опять волокита, нервы, потеря времени.
Поверка счетчиков для бытовых потребителей всегда была делом хлопотным. Здесь возникало много проволочек, вызывающих противоречия сторон. Центр госуслуг выполняет роль посредника между потребителем и поставщиком, нацелен на то, чтобы облегчить этот процесс, сделать его менее трудоемким, более удобным и прозрачным. Но часто проблема бывает в человеческом факторе, когда в системе задействованы работники, не имеющие достаточной квалификации, ответственности.
Работники Агентства «Узстандарт» подготовили видеоролик, разъясняющий новый порядок на примере поверки электросчетчиков. Полезная информация. Но авторы допустили серьезную ошибку, называя поверку пРоверкой, не видя разницы между ними. А это два абсолютно разных понятия, предусматривающие разные процедуры, ответственность. Механизм поверки и в самом деле стал проще. Но чтобы граждане реально почувствовали это, Регламент должен работать без сбоев. Коротко напомним его потребителям.
Как поверить электросчетчик
Подать заявку на поверку электросчетчика можно двумя способами. Либо обратиться в любой Центр госуслуг – их в республике 201, либо сделать это в электронном формате через ЕПИГУ (my.gov.uz).
Поверку счетчиков осуществляет Агентство «Узстандарт». Прежняя схема была громоздкой, и часто возникали бюрократические проволочки. Вначале потребителю надо было подать заявку в электроснабжающую организацию на снятие счетчика. Затем отвезти его самому для проведения поверки в Узстандарт. За проведение поверки взималась плата. При этом отсутствовали прозрачность и открытость. После поверки потребитель самостоятельно забирал счетчик из Узстандарта и подавал заявку в ПТЭС на его установку. Пытаясь избежать этой волокиты, многие граждане договаривались с его работниками, чтобы те за определенную плату взяли все хлопоты по поверке на себя. Бывало, что они не помогали, а только создавали потребителям проблемы, потому что делали это недобросовестно.
За оказание госуслуги по проведению поверки с юридических лиц взимается сбор в размере 1,5 базовой расчетной величины (БРВ), что составляет 334 500 сум. Физлицам – индивидуальным предпринимателям установлен сбор в размере 20 % от БРВ (44 600 сум.). Физическим лицам (бытовым потребителям) услуга предоставляется бесплатно.
Далее работники ПТЭС проводят работы по снятию и установке приборов учета, представлению снятых счетчиков на поверку в метрологические службы Агентства «Узстандарт». Территориальные отделения Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре проставляют клейма (пломбы) на приборы учета и сотрудничают с ПТЭС на всех этапах.
Новым Регламентом установлен контроль за действиями должностных лиц, ответственных за поверку счетчиков. Это сделано, чтобы исключить затягивание сроков оказания госуслуг, необоснованное требование денежных средств с заявителя и т. д.
Изменен и межповерочный интервал проведения поверки электросчетчиков. Для физических лиц он составляет 1 раз в 8 лет, для юридических – 1 раз в 4 года.
Энергоснабжающая организация в течение 30 дней до окончания межповерочного интервала должна письменно предупредить потребителя о необходимости проведения поверки. Отсутствие в установленный срок официального предупреждения ПТЭС снимает с заявителя ответственность за несвоевременное проведение поверки. Установка, проведение поверки, пломбирование и регистрация, ремонт электросчетчиков, а также замена их на новые приборы учета для бытовых потребителей осуществляются за счет собственных средств электроснабжающей организации.
Согласно установленному Регламенту поверка электросчетчиков проводится в 3 этапа:
1) счетчик снимается в течение 5 рабочих дней после поступления заявления;
2) метрологическая служба проводит поверку в течение 3 рабочих дней;
3) счетчик устанавливается в течение 3 рабочих дней.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.
Вазирлар Маҳкамасининг 2019 йил 20 августдаги 698-сон қарорига
2-ИЛОВА
15. Ҳисобга олиш ускунасини (ҳисоблагични) қиёслашдан ўтказиш давлат хизматини кўрсатганлик учун:
жисмоний шахслардан базавий ҳисоблаш миқдорининг 20 фоизи;
Не вижу разграничений физ.лиц на бытовых потребителей и ИП