Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 43 / Рекомендации бухгалтеру

Налог на прибыль юридических лиц в примерах и расчетах

 

Чтобы продать произведенную продукцию или приобретенные товары, организациям необходимо провести ряд мероприятий (рекламных, маркетинговых, логистических и т. д.), которые сопряжены с расходами. Эксперты ООО «Norma» разъясняют,

 

 

КАК СФОРМИРОВАТЬ РАСХОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

 

Расходы по реализации отразите в строке 050 и включите в строку 040 «Расходы периода» Отчета о финансовых результатах (рег. МЮ N 1209 от 24.01.2003 г.).

Учитывайте их по дебету счета 9410 «Расходы по реализации».

Все расходы подтверждайте первичными документами (ч. 2 ст. 141 НК).

 

 

Состав расходов

 

В состав расходов по реализации включите (разд. 2.1 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999 г.):

Расходы на перевозку продукции,товаров. Штрафы за простой транспорта

 

Оплату труда работников, занятых реализацией, и отчисления на социальное страхование от их ФОТ

 

Расходы на аренду, содержание и ремонт основных средств, используемых для торговых нужд

 

Амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых в реализации

 

Расходы по списанию инвентаря и хозпринадлежностей и поддержанию их в рабочем состоянии

 

Расходы на газ, топливо и электроэнергию

 

Расходы на хранение, подработку и подсортировку товаров

 

Расходы на маркетинг и рекламу

 

Потери товаров, продуктов при перевозке, хранении и реализации

 

Расходы на товарную тару, одноразовую посуду и другие материальные затраты по реализации

 

Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества

 

Расходы на охрану труда и технику безопасности

 

Плату за медицинский осмотр работников общественного питания и торговли

 

Издержки по ведению кассового хозяйства и инкассации выручки

 

Другие расходы по реализации

 

 

 

Рассмотрим отдельные статьи расходов подробнее.

 

 

Расходы на перевозку продукции, товаров

 

Обычно это оплата услуг специализированных организаций-грузоперевозчиков, имеющих соответствующую лицензию (Положение, прил. N 1 к ПКМ N 994 от 5.12.2018 г.). Отнесите к этой статье и штрафы, уплаченные перевозчикам в соответствии с условиями договора в случае простоя автотранспорта по вашей вине.

При перевозке продукции, товаров собственными силами возникают комплексные затраты на:

  • горюче-смазочные материалы;
  • оплату труда водителя и уплату ЕСП;
  • амортизацию автотранспорта или его аренду;
  • техобслуживание и ремонт автотранспорта и т. п.

 

При перевозке товаров собственными силами вам может понадобиться лицензия на их перевозку.

Лицензия не нужна, если:

  • вы доставляете товары до покупателя по условиям договора поставки;
  • стоимость доставки включена в стоимость продукции или товаров.

Лицензия на услуги по перевозке грузов необходима, если стоимость доставки:

  • определена договором;
  • отражена отдельной строкой в счете-фактуре.

 

 

Различайте расходы на перевозку готовой продукции и товаров до покупателя и затраты на перевозку производственного сырья и материалов до места их использования.

В первом случае – это расходы по реализации. Во втором – расходы, включаемые в себестоимость сырья и материалов (п. 13 НСБУ N 4, рег. МЮ N 1595 от 17.07.2006 г.).

 

 

Расходы на оплату труда работников,

занятых реализацией готовой продукции, товаров, и ЕСП от их ФОТ

 

Определите их аналогично расходам на оплату труда и уплату ЕСП по производственному персоналу.

В расходы по реализации включите только оплату труда работников, занятых реализацией. Например, менеджеров по продажам, специалистов по маркетингу и рекламе, продавцов и т. п.

Если работник совмещает работу по реализации с производственной или административной, то определите размер оплаты каждого вида работы в договоре с ним. Отнесите оплату каждого вида работы к соответствующим видам затрат.

 

 

Расходы на аренду, содержание и ремонт основных средств,

используемых в реализации

 

Определите их аналогично таким же расходам по производственным основным средствам.

К расходам по реализации отнесите только расходы, связанные с основными средствами, используемыми в реализации.

 

ПРИМЕР. Распределение затрат по аренде здания

Предприятие арендует здание, в котором есть производственный цех площадью 1 000 кв. м и фирменный магазин площадью 100 кв. м.

Арендная плата за 1 кв. м – 25 тыс. сум. в месяц без НДС. Стоимость возмещения коммунальных услуг – 2 000 тыс. сум. в месяц без НДС.

Стоимость аренды производственного цеха:

1 000 х 25 = 25 000 тыс. сум.

Стоимость аренды магазина:

100 х 25 = 2 500 тыс. сум.

Стоимость возмещения коммунальных услуг распределим пропорционально площади:

  • производственный цех: 2 000 / (1 000 + 100) х 1 000 = 1 818 тыс. сум.;
  • фирменный магазин: 2 000 / (1 000 + 100) х 100 = 182 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов

 

дебет

 

кредит

 

Списана сумма аренды производственного цеха

 

25 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

6910 «Оперативная аренда к оплате»

 

Списана сумма аренды магазина

 

2 500

 

9410 «Расходы

по реализации»

6910 «Оперативная аренда к оплате»

 

Списано возмещение коммунальных услуг

по производственному цеху

1 818

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

6990 «Прочие обязательства»

 

Списано возмещение коммунальных услуг

по магазину

182

 

9410 «Расходы

по реализации»

6990 «Прочие обязательства»

 

 

Расходы по производственному цеху отнесены к производственным расходам и являются частью производственной себестоимости продукции, которая в части реализации отражается в строке 020 Отчета о финансовых результатах.

Расходы по магазину – это расходы по реализации. Они включаются в строки 040 и 050 Отчета.

 

 

Амортизация основных средств и нематериальных активов,

используемых в реализации

 

Определите их аналогично амортизации производственных ОС.

При этом вы можете применять разные методы амортизации к производственным ОС и ОС, используемым в реализации.

При начислении амортизации по объектам недвижимости, которые используются одновременно в целях производства и реализации, распределите сумму амортизации пропорционально площадям, используемым для разных целей.

 

ПРИМЕР. Распределение затрат по амортизации здания

Предприятие имеет на балансе здание площадью 1 100 кв. м.

Из них 1 000 кв. м – площадь производственного цеха, 100 кв. м – площадь магазина.

Амортизация по зданию начисляется пропорциональным методом и составляет в месяц 3 500 тыс. сум.

Распределим сумму амортизации между производственным цехом и магазином:

  • амортизация производственного цеха составит 3 182 тыс. сум. (3 500 / (1 000 + 100) х 1 000);
  • амортизация магазина равна 318 тыс. сум. (3 500 / (1 000 + 100) х 100).

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,
тыс. сум.

 

Корреспонденция счетов

 

дебет

 

кредит

 

Начислена амортизация производственного цеха

 

3 182

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

0220 «Износ

зданий, сооружений

и передаточных устройств»

Начислена амортизация магазина

 

318

 

9410 «Расходы

по реализации»

0220 «Износ

зданий, сооружений

и передаточных устройств»

 

Амортизация производственного цеха относится к производственным расходам и является частью производственной себестоимости продукции, которая в части реализации отражается в строке 020 Отчета о финансовых результатах.

Амортизация магазина относится к расходам по реализации и включается в строки 040 и 050 Отчета.

 

 

Материальные затраты на реализацию продукции, товаров

 

Это затраты на материалы, необходимые для реализации продукции или товаров и возникающие уже после их производства или приобретения.

Не путайте их с производственными материальными затратами. Хотя порядок их учета тот же, что и в производстве.

К материалам, используемым для реализации, отнесите:

  • торговый инвентарь;
  • горюче-смазочные материалы для автотранспорта, используемого для перевозки готовой продукции, товаров;
  • товарную тару;
  • одноразовые посуду, салфетки, скатерти для предприятий общепита;
  • другие материалы.

 

 

Хранение, подработка, сортировка

 

От правильного хранения товаров в период реализации во многом зависит их качество. Особенно это касается пищевой, плодоовощной, лекарственной продукции. Для хранения вы можете:

  • привлечь организацию, имеющую соответствующие условия;
  • организовать склад собственными силами.

Во втором случае это будет комплексная статья затрат, включающая в себя:

  • аренду или амортизацию складского помещения и необходимого оборудования (кондиционеров, вентиляторов и другого оборудования для размещения продукции, товаров);
  • оплату электроэнергии, воды, уборки складского помещения;
  • зарплату работников склада, обеспечивающих прием, размещение, отпуск и сохранность продукции и товаров. При необходимости они также могут сортировать товар или расфасовывать его на более мелкие партии;
  • ЕСП от зарплаты работников склада;
  • другие затраты.

 

 

Расходы на рекламу и маркетинг

 

В их состав включите:

  • оплату услуг по продвижению продукции и размещению рекламы на различных носителях. Это могут быть печатные издания, сайты, билборды, любые предметы и т. п.;
  • стоимость рекламных образцов вашей продукции или товаров, распространяемых среди заинтересованных лиц;
  • другие расходы.

 

ПРИМЕР. Учет расходов на рекламу

Предприятие в рекламных целях:

  •  
    • заплатило за объявление о своей продукции на сайте 3 000 тыс. сум. без НДС;
    • приобрело 1 000 ручек и 1 000 блокнотов, на которых поместило логотип своего предприятия. Стоимость ручки – 5 тыс. сум., блокнота – 8 тыс. сум., общая стоимость нанесения логотипа – 300 тыс. сум. без НДС;
    • участвовало в ежегодной выставке, где распространило 50 образцов продукции стоимостью 80 тыс. сум. за единицу, а также ручки и блокноты с логотипами.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов

 

дебет

 

кредит

 

Опубликовано рекламное объявление

 

3 000

 

9410 «Расходы

по реализации»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

 

Оприходованы ручки

 

5 000

(1 000 шт.)

1090 «Прочие материалы»

 

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

 

Оприходованы блокноты

 

8 000

(1 000 шт.)

1090 «Прочие материалы»

 

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

 

Нанесен логотип на ручки

и блокноты

300

 

9410 «Расходы

по реализации»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

 

Списаны ручки

и блокноты (5 000 + 8 000)

13 000

(по 1 000 шт.)

9410 «Расходы

по реализации»

1090 «Прочие материалы»

 

Переданы на выставку образцы продукции (50 х 80)

 

4 000

(50 шт.)

2820 «Готовая продукция

на выставке»

2810 «Готовая продукция

на складе»

Списаны образцы продукции

 

4 000

(50 шт.)

9410 «Расходы

по реализации»

2820 «Готовая продукция

на выставке»

 

 

Потери при перевозке, хранении и реализации

 

Они возникают в результате:

  • некачественной упаковки;
  • нарушения условий хранения;
  • хищений и т. п.

Отразите выявленные недостачи в акте инвентаризации. Они могут быть полностью или частично возмещены виновным работником или организацией-поставщиком.

Невозмещенные потери отнесите на расходы по реализации.

 

Потери и порча сверх норм естественной убыли материальных ценностей относятся к невычитаемым расходам и включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 1 ст. 147 НК).

 

ПРИМЕР. Учет потерь при реализации

Предприятие реализует стеклоблоки с доставкой до потребителя и для этого привлекает транспортную организацию. Погрузку и крепление стеклоблоков для перевозки выполняет работник предприятия.

При транспортировке один стеклоблок стоимостью 2 000 тыс. сум. треснул. Стороны договорились, что транспортная организация возместит 50 % его стоимости. 25 % стоимости блока возмещает работник, некачественно закрепивший его при погрузке. Оставшиеся 25 % – потери предприятия.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов

 

дебет

 

кредит

 

Выставлена претензия транспортной организации

(2 000 х 50 %)

1 000

 

4860 «Счета к получению по претензиям»

 

2810 «Готовая продукция

на складе»

Оплачено возмещение транспортной организацией

 

1 000

 

5110 «Расчетный счет»

 

4860 «Счета к получению

по претензиям»

Определена сумма материального ущерба, возмещаемая работником

 

500

 

4730 «Задолженность персонала по возмещению материального ущерба»

 

2810 «Готовая продукция

на складе»

Возмещен ущерб работником

 

500

 

5110 «Расчетный счет»

 

4730 «Задолженность персонала по возмещению материального ущерба»

 

Определены потери

при реализации

500

 

9410 «Расходы

по реализации»

2810 «Готовая продукция

на складе»

 

Особенность административных расходов в том, что они не связаны напрямую с объемами хозяйственной деятельнос­ти. Часто при снижении объемов операционной деятельности можно наблюдать рост административных расходов. Теперь выясним,

 

КАК ФОРМИРУЮТСЯ  АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАСХОДЫ

 

Административные расходы отразите в строке 060 и включите в строку 040 «Расходы периода» Отчета о финансовых результатах.

Учитывайте их по дебету счета 9420 «Административные расходы».

Все расходы подтверждайте первичными документами (ч. 2 ст. 141 НК).

 

 

Состав административных расходов

 

В состав административных расходов включите (разд. 2.2 Положения N 54):

Расходы на оплату труда управленческого персонала и уплату ЕСП

 

Содержание и аренда служебного автотранспорта

 

Затраты по организации и управлению предприятием

 

Содержание технических средств управления, не связанных с производством

 

Оплату услуг связи: телефонной, сотовой, Интернета

 

Аренду административных зданий

 

Содержание, ремонт и амортизация ОС административного назначения

 

Отчисления на содержание вышестоящей организации

 

Страхование работников и имущества административного назначения

 

Командировки управленческого персонала

 

Представительские расходы

 

Бесплатное предоставление помещений предприятиям общепита

 

Содержание основных средств природоохранного назначения, не относящихся к производству

 

Оплату стоимости услуг и выплата премиальных доверительным управляющим инвестиционными активами, государственным поверенным и доверительным управляющим

 

Материальные затраты административного назначения

 

 

 

Расходы на оплату труда

административного персонала и уплату ЕСП от его ФОТ

 

Определите их аналогично расходам на оплату труда и уплату ЕСП производственного персонала.

В административные расходы включите только оплату труда административного персонала: руководителя, бухгалтерской, кадровой служб и т. п.

Если работник совмещает административную работу, к примеру, с производственной, то определите размеры оплаты каждого вида работы в договоре с ним. Отнесите оплату каждого вида работы к соответствующим видам затрат.

 

Определите их аналогично расходам на оплату труда и уплату ЕСП производственного персонала.

В административные расходы включите только оплату труда административного персонала: руководителя, бухгалтерской, кадровой служб и т. п.

Если работник совмещает административную работу, к примеру, с производственной, то определите размеры оплаты каждого вида работы в договоре с ним. Отнесите оплату каждого вида работы к соответствующим видам затрат.

 

 

Расходы на аренду, содержание и ремонт

основных средств административного назначения

 

Определите их аналогично таким же расходам по производственным ОС.

К административным отнесите только расходы, связанные с ОС административного назначения. Если объект ОС одновременно используется в административных и других целях, то распределите затраты. Например, если часть здания отведена под производство, а часть – под офис, то распределите общие затраты по зданию пропорционально площади, используемой в производственных и административных целях. То же касается и затрат на амортизацию.

 

 

Страхование работников и имущества

административного назначения

 

Страхование может быть обязательным и добровольным. Вы должны страховать гражданскую ответственность:

  • работодателя;
  • владельцев транспортных средств – при их наличии.

Работодатель обязан страховать свою гражданскую ответственность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей (З-н «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя»).

Заключите договор страхования в течение 15 рабочих дней со дня госрегистрации вашего предприятия. За неисполнение этой обязанности на должностных лиц налагается штраф (ст. 49-2 КоАО).

Если у вас есть служебный автотранспорт, то нужно застраховать гражданскую ответственность владельца транспортного средства. Оформите страховку в течение 10 дней со дня возникновения права владения автотранспортом (З-н «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Вы также можете добровольно застраховать своих работников и активы административного назначения. Для этого оформите договор со страховой компанией, выбрав возможные страховые риски.

По договору страхования вы уплачиваете страховую премию и получаете страховой полис на определенный срок. Страховой полис заменяет страховым компаниям счет-фактуру (ст. 222 НК).

Стоимость страховки списывайте на административные расходы равными долями в течение срока действия страхового полиса.

 

ПРИМЕР. Учет расходов на страхование

Предприятие застраховало гражданскую ответственность работодателя на 12 000 тыс. сум. на 1 год. Оно ежемесячно включает в административные расходы 1/12 стоимости страховки – 1 000 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов

 

дебет

 

кредит

 

Уплачена страховая премия

 

12 000

 

6510 «Платежи по страхованию»

 

5110 «Расчетный счет»

 

Оформлена страховка (страховой полис)

 

12 000

 

3190 «Прочие расходы будущих периодов»

 

6510 «Платежи по страхованию»

 

Ежемесячно списываются расходы по страхованию

 

1 000

 

9420 «Административные расходы»

 

3190 «Прочие расходы будущих периодов»

 

 

 

Затраты на командировки управленческого персонала

 

Отнесите их к административным расходам. К ним относится оплата:

  • проезда к месту командировки и обратно, включая бронирование билетов;
  • жилья, включая расходы на бронирование;
  • суточных за время нахождения в командировке;
  • других необходимых расходов работника, подтвержденных документально.

Для расчета командировочных расходов воспользуйтесь:

  • Инструкцией о служебных командировках в пределах ­Республики Узбекистан (рег. МЮ N 1268 от 29.08.2003 г.);
  • Положением о порядке выдачи средств на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан (рег. МЮ N 2730 от 19.11.2015 г.).

 

Работник должен представить вам авансовый отчет в течение 3 дней после окончания командировки.

Включайте командировочные расходы в административные на дату представления авансового отчета по командировке, а не выдачи аванса на эти цели.

 

 

Представительские расходы

 

К представительским отнесите расходы по приему и обслуживанию:

  • лиц, с которыми устанавливаете или поддерживаете взаимное сотрудничество;
  • участников, прибывающих на заседания органов управления и контроля предприятия.

Это расходы на:

  • проведение официального приема;
  • транспортное обеспечение;
  • питание и проживание указанных лиц;
  • оплату услуг внештатного переводчика (п. 11 ст. 145 НК).

Представительские расходы вычитаются при расчете налога на прибыль. При этом они не должны выходить за рамки приведенного перечня. Другие расходы, связанные с вышеуказанными лицами, не относятся к представительским.

 

СИТУАЦИЯ. Вручение лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, ценного подарка

Затраты на приобретение ценного подарка, вручаемого лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, не относятся к представительским расходам. Его стоимость будет доходом в виде материальной выгоды для физлица и невычитаемым расходом для предприятия (п. 3 ст. 147, п. 2 ст. 177 НК).

 

СИТУАЦИЯ. Вручение лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, образца продукции

Стоимость образца требующей продвижения продукции, который вы вручаете лицу, в сотрудничестве с которым заинтересованы, не относится к представительским расходам. Отнесите ее на расходы по рекламе, обоснуйте передачу образца приказом и актом списания (п. 10 ст. 145 НК). Это вычитаемые расходы.

 

 

Расходы по бесплатному предоставлению помещений

предприятиям общепита

 

Эти расходы вы можете иметь, если таким образом решаете вопрос организации питания своих работников.

Они могут включать:

  • содержание и ремонт помещений;
  • оплату труда работников, ответственных за их уборку и охрану;
  • уплату ЕСП от ФОТ этих работников;
  • оплату коммунальных услуг и электроэнергии;
  • другие расходы.

Учитывайте их по дебету счета 9420 «Административные расходы».

 

 

Материальные затраты административного назначения

 

Не путайте их с производственными материальными затратами, а также связанными с реализацией. Хотя порядок учета материальных затрат тот же, что и в производстве.

К материалам, используемым в административных целях, отнесите:

  • горюче-смазочные материалы для служебного автотранспорта;
  • любое имущество, не относящееся к ОС, используемое административным персоналом (канцтовары, бумага, расходные материалы для офисной техники и т. п.).

 

Подготовили эксперты ООО «Norma».

 

 


Продолжение следует.

 

*Продолжение. Начало в «НТВ» N 27 (1299) от 2.07.2019 г., N 28 (1300) от 9.07.2019 г., N 35 (1307) от 27.08.2019 г., N 36 (1308) от 2.09.2019 г., N 37 (1309) от 10.09.2019 г., N 38 (1310) от 17.09.2019 г., N 39 (1311) от 24.09.2019 г., N 41 (1313) от 8.10.2019 г., N 42 (1314) от 15.10.2019 г.

 

Прочитано: 703 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика