Четверть века у руля «Налоговых и таможенных вестей» стоит Михаил Маркович ПЕРПЕР.
Сегодня он не только вспоминает, как все начиналось, но и рассказывает о будущем печатного издания и его многочисленных электронных «детях».
– Как создавалась газета?
– Газета появилась в начале девяностых годов. В экономике и законодательстве тогда складывалась ситуация, очень похожая на то, что происходит сейчас. Это было время больших перемен. Создавалась абсолютно новая система налогообложения, адекватная для рыночной экономики. Были приняты законы – об НДС, налоге на прибыль, налоговой службе. И, поскольку все это было новое, буквально через несколько месяцев после принятия в эти документы начинали вносить изменения. И в течение года таких изменений могло быть десятки в один и тот же закон. Многие бухгалтеры оказались в ситуации, когда они не имеют никакой информации о том, когда какие налоги нужно платить.
Вместе с Налоговым комитетом стали выпускать инструкции к текстам законов – в виде книжек, брошюр.
Технологии были еще традиционные. И пока шла подготовка этой брошюры – набор, редактура, корректура, печать – проходило 3–4 месяца и эти тексты уже устаревали. Вот тогда появилась идея – создать более оперативный источник информации в виде газеты. Налоговый комитет ее поддержал.
Так родилась газета – «Налоговый вестник Узбекистана».
Что удивительно, достаточно было дать буквально несколько объявлений по радио, и уже с 1 января 1994 года тираж газеты составил 3 000 экземпляров. Буквально с нуля. Это говорит о том, что потребность в этой информации была очень большая.
Сначала коллектив был очень маленький, работали всего 2–3 человека. В основном мы тогда печатали новые НПА и небольшие к ним разъяснения. Позже к коллективу присоединились опытные юристы, специалисты по налогам, по бухучету. Газета сначала выходила дважды в месяц, потом стала еженедельной. Сначала она была только на русском языке, потом стала выходить и на узбекском языке тоже.
Что важно – с первых же дней газета была на самофинансировании, государственные средства в нее не вкладывались. Но при этом поддержка была большая, конечно, со стороны и Налогового, и Таможенного комитетов.
– В чем заключалась эта поддержка?
– Информация, методическое обеспечение, интервью со специалистами, комментарии к новым нормативным документам… Это очень важно для любого издания – получать информацию из первых рук.
– Чем сегодняшняя газета отличается от той, которая выходила 25 лет назад?
– Первые ее номера, главным образом, состояли из нормативных актов. И только одну-две страницы занимали большие серьезные разъяснительные материалы. Долгое время у нас была такая концепция: брать одну серьезную тему и подробно о ней писать. Приводить массу ссылок на законодательные акты. Если один и тот же вопрос регулировался актами разного уровня, мы обязательно должны были все их процитировать. Это казалось солидным, убедительным, и наши эксперты старались так писать.
Сегодня же речь идет совсем о другом. Газета сочетает большие материалы с множеством небольших. Даем минимум ссылок – только на самые важные документы. Стараемся публиковать как можно больше небольших материалов, которые отвечают на конкретные вопросы наших подписчиков. Кроме того, изменился стиль. Он стал информационным. Тексты – лаконичными, без лишних подробностей и «воды». Стараемся писать не юридическим языком, а «человеческим». Все должно быть кратко, четко и понятно, в ответе обязательно должны быть примеры, расчеты, проводки и т. п.
– Как изменился ваш читатель за это время? В чем он нуждается? Что и в какой форме вы можете ему дать?
– Наш читатель – это прежде всего бухгалтер, человек, который работает с налогами и отчетностью, и у него возникают множество проблем в работе. Понятно, что у начинающего бухгалтера проблем может быть много. И это могут быть даже совсем элементарные вопросы.
Опытные бухгалтеры нуждаются совсем в другой информации, в разъяснениях другого уровня сложности… К сожалению, в законодательстве все еще есть или появляются недоработанные, не вполне понятные нормы. Бывают противоречия между разными нормативными актами, и бухгалтеру нужны какие-то рекомендации. И мы показываем, как он может действовать исходя из правоприменительной практики, и говорим, какие у него будут последствия при том или ином варианте.
Поэтому, я думаю, что для разных категорий читателей мы даем полезную для них информацию. И не важно, в каком она виде – бумажном или электронном. Главное, чтобы она была четкая, понятная, изложенная простым языком. И чтобы это было приемлемо с точки зрения доступа и оплаты, естественно.
– Когда газета только начинала свой путь, Интернет только зарождался в таком виде, как он есть сейчас, и массы других источников информации: бесплатной базы Lex.uz, кабинета налогоплательщика, удобных бухгалтерских программ, электронной отчетности и многих других полезных вещей.
И поэтому газета действительно была большой ценностью. Сейчас ей приходится конкурировать с большим количеством бесплатных информационных ресурсов. С соцсетями, где бухгалтеры в больших группах обмениваются между собой опытом, помогают друг другу разбираться с запутанными вопросами. Да, может быть, с таким дружеским советом от коллег из группы в ТГ в налоговую не пойдешь. Но это все равно есть и оно работает. И именно с этим приходится конкурировать, а не с другими профессиональными изданиями в этой сфере. Так?
– Печатное издание у нас было главным носителем информации до конца 90-х годов. В 1999 году была создана информационно-правовая система «Норма. Законодательство РУз». Лицензионная база данных, которая в тех условиях решила много задач с точки зрения объема информации, ее хранения и предоставления в удобном виде пользователю. В ней работала система поиска, она была обновляемой и поэтому более удобной альтернативой бумажной газете.
Начинали мы ее наполнять с тех актов, которые были у нас опубликованы в газете, в основном по налоговому законодательству, бухучету и таможне. Но буквально за 2–3 года мы дополнили ее всеми НПА, которые интересовали и бухгалтеров, и юристов, и кадровиков. То есть это уже стала полновесная база данных.
Был конкурент: когда мы появились, на рынке главенствовала система «Право». Но поскольку использовали более современные на тот момент технологии и работала хорошая команда юристов, которые очень грамотно всю эту информацию систематизировали, то к 2007 году мы уже лидировали на рынке этих систем. И уже тогда было понятно, что печатная форма – далеко не единственная и не самая удобная, у нее по сравнению с электронными базами данных есть много минусов.
С развитием Интернета появился сайт norma.uz. Он в то время выполнял в основном информационную функцию – бесплатно предоставлял широкому кругу пользователей информацию о нормативных актах.
Если, скажем, в 2002–2003 годах у нас 80 % дохода генерировали печатные издания, а 20 % – электронная база данных, то в 2012 году соотношение было 30 % на 70 %, но уже в пользу электронного формата.
Сегодня мы опять стоим на очередном этапе преобразований – когда уже офлайновые базы потихонечку уходят в прошлое, а на их место пришел Интернет со своей мобильностью и интерактивностью.
И сегодня «Норма» – это не просто информационная компания. У нее есть свой собственный штат программистов, которые разрабатывают все эти проекты и необходимый софт. Нам приходится меняться и с точки зрения формата подачи той же информации. Если раньше мы могли целую неделю, скажем, готовить какие-то материалы и раз в неделю их публиковать на страницах печатного издания, – теперь же публикации выходят по нескольку раз в день. И раз оперативность повысилась, это требует куда больших усилий. И инфостиль, как форма подачи материала, появился как реакция на вот эти новые потребности и возможности.
Я думаю, что этот процесс, наверное, никогда не остановится. И сейчас готовится к запуску уже в платном онлайн-доступе база данных материалов для бухгалтеров buxgalter.uz. Сегодня доступны только бесплатные материалы, но до конца года мы откроем доступ к платным рекомендациям. При этом ценовая политика будет такова, что любой бухгалтер независимо от своих потребностей и финансовых возможностей сможет воспользоваться этими материалами.
Есть такая тенденция сегодня на рынке: информационные компании во многих сферах (сотовая связь, IT-технологии и другие) все больше превращаются в компании сервисные. Тоже самое, я думаю, будет и с «Нормой». Она не просто генерирует сейчас полезную информацию, но и подстраивается при этом под потребности пользователя с большей эффективностью, чем это когда-то делала бумажная газета.
– Какие сервисы доступны пользователям уже сейчас?
– Любой наш пользователь, если он не может самостоятельно найти ответ на свои вопросы в базе данных, которую мы ему предоставили, сможет обратиться и получить сервисную поддержку наших экспертов-консультантов в индивидуальном порядке. И они помогут в его конкретной ситуации ответить, к примеру, на требование налоговиков. Подскажут, что написать в ответ на талабнома, как отреагировать на какое-то изменение в законодательстве, и так далее.
– Как пользователю сориентироваться в ваших информационных и сервисных продуктах? Сейчас у «Нормы» есть 12 информационных систем и бухгалтерская программа «1UZ», портал buxgalter.uz со своей базой данных и онлайн-консультантами. Продолжает выходить печатная газета, есть электронная газета и «Умная подшивка». Есть горячая линия «Мы отвечаем!» и другие проекты и сервисы. Как во всем этом сориентироваться и выбрать самый удобный вариант?
– Я думаю, люди вообще очень консервативны в своем потреблении. Человек к чему-то привыкает, и ему удобно пользоваться именно этим – «своим» – продуктом. К примеру, у печатного издания есть подписчики, которые привыкли именно в этом формате воспринимать информацию, хранить ее и пользоваться. Есть другая группа, привыкшая пользоваться оффлайн-продуктами. Такими, как наши информационно-правовые системы – «Практическая бухгалтерия», «Практическое налогообложение», «Юрист предприятия», «Экспортно-импортные операции», «Расчеты с персоналом» и так далее. Поэтому, скорее всего, эти клиенты, если они удовлетворены информативностью продуктов и способом подачи, и дальше будут пользоваться ими.
При этом появились новые продукты – для тех, кому по каким-то причинам неудобно пользоваться существующими информационными источниками. И прежде всего это молодежь. Кроме того, есть обширная аудитория узбекоязычных пользователей в регионах, которые нуждаются в оперативной информации за небольшие деньги. Готовы все это дать. Поэтому новые продукты будут очень мобильные, с гибким ценообразованием. И они смогут удовлетворить запросы самых разных категорий пользователей, которые уже в силу того, что это другое поколение, захотят использовать инфопродукты и сервисы онлайн.
– Какие темы и вопросы сейчас самые актуальные для ваших пользователей? Какая информация будет самой востребованной в ближайшие месяцы?
– Ну, наверное, самые интересные темы будут вращаться вокруг нового Налогового кодекса и новых подходов к налоговому администрированию. Потому что в последние 2 года происходит самая настоящая революция в налоговом законодательстве. И огромное количество бухгалтеров, которые привыкли к самым простым арифметическим действиям при исчислении единого налогового платежа, оказалось в ситуации, когда нужно думать и решать совсем другие вопросы и задачи. Налог на прибыль, налог на добавленную стоимость до недавнего времени платили только крупные компании. Причем их было очень мало, потому что учредители просто-напросто дробили свой большой бизнес на маленькие компании, только чтобы не переходить в зону общеустановленных налогов. И для них сейчас не только с точки зрения величины налогов, но и их исчисления, конечно, все усложняется. Так что в этих условиях и нам, и нашим коллегам-конкурентам найдется работа. Главное, чтобы все это было оперативно, доступно и на понятном пользователю языке.
– Как вы будете конкурировать с тем, что бесплатно? Например, существует бесплатная база законодательства – Lex.uz. Как можно с ней конкурировать? Или, например, есть мессенджер Telegram – с сотнями групп, где десятки тысяч участников в порядке взаимопомощи помогают друг другу отвечать на сложные профессиональные вопросы, делятся образцами документов и т. д.
– Я думаю, что это, наоборот, нам очень помогает, потому что заставляет быть требовательнее к себе, искать какие-то новые подходы – более продуманные и более эффективные. Кроме того, мы тоже много сейчас даем пользователю разных полезностей в рамках бесплатных сервисов. К примеру, если говорить о базах данных по законодательству, то «Норма» тоже есть бесплатная в Интернете. И она ничем не хуже Lex.uz – точно так же публикуются оперативно все акты, точно так же обновляются. А вот в платной системе у нас много добавленной стоимости. Это различного рода дополнительные материалы, комментарии и разъяснения. Это переводы документов, принятых только на русском или только на государственном языке. И это еще многие другие полезные и удобные сервисы, за которые люди готовы нам платить. Правильно будет сказать, что мы не столько конкурируем с социальными сетями, сколько дополняем их.
Беседовала Юлия ЯШИНА.