Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 37 / Знакомим с проектами НПА

Проект новой редакции Налогового кодекса

 

12 САМЫХ ВАЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Минфин совместно с ГНК при участии Международного валютного фонда, Всемирного банка, международных и национальных экспертов подготовил проект Налогового кодекса в новой редакции.

 

Этот законопроект очень ждали. Он станет основой новой налоговой системы, которая должна быть приближена к международным стандартам. Действующая редакция НК значительно обновлена с этого года. Но в ней остались «родимые пятна» старых подходов:

  • множественность налоговых режимов для различных видов деятельности;
  • декларативность прав налогоплательщика;
  • непрозрачность форм налогового контроля, который одинаково распространялся на всех налогоплательщиков вне зависимости от их законопослушности.

По заявлению разработчиков, они постарались решить эти проблемы. Насколько у них это получилось, специалисты оценят после внимательного изучения выставленного на общественное обсуждение законопроекта. Но уже сейчас очевидны следующие положительные изменения.

 

1. «Зеленый коридор» – для доб­росовестных

В основу всех контрольных мероприятий закладываются результаты риск-анализа. Если предприниматель вовремя сдает отчетность и платит налоги, его налоговая нагрузка находится на среднем для вида деятельности уровне, к нему у налоговиков не будет вопросов по определению.

Определять их станет не налоговый инспектор, а компьютерная программа, разработанная с привлечением специалистов международных организаций.

Если же налогоплательщика отнесут к средней или высокой группе риска, внимание налоговиков к нему будет повышенным. Оно будет облачено в четкую правовую форму 1-го из 3-x контрольных инструментов: камеральный контроль, выездные проверки, налоговый аудит.

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля и выездных проверок, налогоплательщик сможет исправить сам без штрафных санкций. Придется заплатить только пени.

Штрафные санкции (кроме пени), судебные процессы и другие неприятные последствия предусмотрены только по результатам налогового аудита, который придет на смену ревизиям. При этом размеры санкций будут дифференцированы в зависимости от вида налогового правонарушения.

 

2. Налогоплательщик должен ­обезопасить себя при выборе контрагента

Проект вводит новое понятие – должная осмотрительность. При выборе контрагента вы должны будете удостовериться, что он не является фирмой-однодневкой. Для этого необходимо будет проверить:

  • стоит ли контрагент на учете в налоговых органах;
  • владеет ли производственной базой;
  • есть ли персонал;
  • каковы его финансовое состояние и деловая репутация;
  • способен ли он исполнить обязательства.

Сделки с недобросовестными контрагентами могут привести к доначислению налогов.

 

3. Госбюджет будет выплачивать пени налогоплательщикам

Вводится ответственность налоговых органов за неправомерное доначисление налогов, применение финансовых санкций и задержки с возвратом излишне уплаченных сумм налогов. В этих случаях уже госбюджет будет выплачивать налогоплательщикам пеню.

Например, у вас через инкассо сняты деньги по несуществующей недоимке. Или вы «по просьбе» налоговиков сделали переплату в бюджет. В подобных ситуациях государство уплатит бизнесу проценты за каждый день «пользования» его деньгами. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ.

 

4. Государство вернет отрицательное сальдо по НДС

Сегодня отрицательное сальдо по НДС возвращается только экспортерам. Согласно предлагаемым изменениям оно будет выплачиваться всем плательщикам после проведения камеральной проверки. Ее не надо будет проходить экспортерам, крупным налогоплательщикам и предприятиям, представившим банковскую гарантию.

 

5. НДС по основным средст­вам – сразу в зачет

Бизнес сможет единовременно засчитывать НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости. Это поможет сохранить в пользовании предприятия 20 % их стоимости. Например, при приобретении здания стоимостью 3 млрд сум. входной НДС составит 600 млн. Эту сумму предприятие сможет сразу зачесть – удержать из НДС, полученного от своего покупателя.

В настоящее время зачет можно сделать равными долями в течение 12 месяцев, а по объектам недвижимости – в течение 36 месяцев. То есть, ежемесячно предприятие в нашем примере вправе засчитывать только 16,7 млн сум. Разница очевидна!

 

6. Упрощенного НДС может не быть

Из Налогового кодекса предлагается исключить упрощенный порядок НДС. Он невыгоден предприятиям, поскольку не позволяет им засчитывать входной налог. Фактически упрощенный НДС – это тот же ЕНП, только по повышенным ставкам. Он будет не нужен и в связи с переходом сельхозпроизводителей на уплату общеустановленного налога. Это позволит тем же предприятиям общепита брать в зачет входной НДС.

 

7. Перечень плательщиков НДС расширяется

К числу плательщиков НДС прибавятся:

  • сельхозпроизводители. При этом им предоставлены льготы – нулевая ставка по налогу на прибыль и освобождение от налога на имущество;
  • рынки;
  • адвокатские бюро и фирмы;
  • постоянные учреждения иностранных юридических лиц;
  • уполномоченный государственный орган, который будет исчислять и перечислять в бюджет НДС с предоставления госимущества в аренду.

 

8. Безвозмездно переданное имущество или оказанные услуги можно не облагать НДС

Но только при одном условии – безвозмездность должна быть экономически оправданной. Это означает, что вы бесплатно передаете имущество или оказываете услуги:

1) в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

2) для сохранения или развития предпринимательской деятельнос­ти. И связь расходов с предпринимательской деятельностью четко обоснована.

 

9. Предлагается ввести «налог на Google»

Узбекистан хочет установить НДС для иностранных организаций, оказывающих физлицам услуги в элект­ронной форме. В проекте для этого предусмотрена специальная глава. Такие международные компании, как Google, Yandex, Alibaba и другие, с 1 января 2020 года должны будут:

  • состоять на учете в налоговом органе;
  • сдавать ежемесячно отчетность через персональный кабинет налогоплательщика;
  • рассчитывать и платить НДС со стоимости услуг, оказываемых физическим лицам Узбекистана в электронной форме.

 

10. Прогнозы прибыли и справки по текущим платежам уходят в прошлое

Налогоплательщики больше не будут сдавать справки по текущим платежам. Причем все, но по разным причинам.

Предприятия с совокупным доходом за налоговый период до 5 млрд сум. их не сдают, поскольку авансовые платежи для них не предусмотрены.

А все остальные делают авансовые платежи. Но так как методика расчета упрощена и зафиксирована в НК, прогнозировать прибыль и сдавать справки будет не нужно.

 

11. Расходы должны быть об­основанными

В соответствии с проектом при определении налоговой базы по налогу на прибыль из совокупного дохода предприятий будут вычитаться все экономически оправданные затраты. Это любые затраты при условии, что они:

1) произведены в целях осуществ­ления деятельности, направленной на получение дохода;

2) необходимы или служат для сохранения и развития такой предпринимательской деятельности и связь расходов с предпринимательской дея­тельностью четко обоснована;

3) вытекают из положений законодательства.

 

12. Инвестиционный вычет поможет сэкономить на налоге на прибыль

При расчете налога на прибыль предприятие вправе будет сделать инвестиционный вычет в размере:

  • 10 % от стоимости нового технологического оборудования, расходов на модернизацию, техническое, технологическое перевооружение производства;
  • 10 % от стоимости программного обеспечения отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем;
  • 5 % от суммы средств, направляемых на расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд.

 

Напоминаем: проект кодекса доступен для изучения и обсуждения на портале СОВАЗ. И всем заинтересованным лицам нужно внимательно вчитаться в его текст, чтобы помочь выловить нечеткие формулировки и возможные недоработки.

 

 

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

 

Кроме сокращения количества налогов, новая редакция НК направлена на усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков.

 

В представленном проекте в соответствии с Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан максимально упрощено применение норм налогового законодательства. Для этого:

  • сокращено количество налогов и других обязательных платежей;
  • отменены специальные налоговые режимы для рынков, сельскохозяйственных товаропроизводителей, адвокатских бюро и фирм, а также лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность. Количество специальных налоговых режимов уменьшится с 3 до 1;
  • из состава Налогового кодекса выведены разделы, регулирующие уплату государственной пошлины, сборов за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция);
  • устранены пробелы в налоговом регулировании, более полно разъяснены применяемые термины, в связи с чем количество статей Налогового кодекса существенно увеличилось. Это позволит уменьшить количество спорных ситуаций применения налогового законодательства на практике.

Большая часть изменений в новой редакции Налогового кодекса направлена на усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков. В этих целях, в частности:

  • обеспечена «нейтральность» влияния налога на добавленную стоимость на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства за счет возмещения отрицательной суммы налога из бюджета, что потребует дополнительных бюджетных расходов. Также вводится единовременный зачет НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости;
  • налогоплательщики смогут применить единовременные амортизационные вычеты при приобретении технологического оборудования или объектов недвижимости;
  • отменяются справки по авансовым платежам по налогу на прибыль. Авансовые платежи будут рассчитывать только крупные налогоплатель­щики;
  • отменяется обложение убытков при продаже товара (работ, услуг) ниже себестоимости;
  • повышается ответственность налоговых органов за неправомерное доначисление налогов или применение финансовых санкций, несвое­временный возврат излишне уплаченных субъектами предпринимательства сумм налогов. В этих случаях бюджет будет выплачивать налогоплательщикам пеню за каждый день просрочки.

Законопроект предусматривает новый порядок проведения налогового контроля, успешно апробированный в мировой практике. Для этого усовершенствованы его формы и механизмы. Главная цель – помочь добросовестным налогоплательщикам выявить субъектов, уклоняющихся от исполнения налогового обязательства. Она достигается за счет:

  • детализации прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов;
  • введения понятия «должная осмотрительность», что должно сократить возможности применения «налоговых схем»;
  • неприменения мер налогового контроля к налогоплательщикам, которые будут определены как добросовестные по результатам риск-анализа, проводимого программными продуктами без учас­тия инспектора;
  • упрощения форм налогового контроля: камеральный контроль, выездная проверка и налоговый аудит. При этом предусматривается, что штрафные санкции будут применяться только по результатам налогового аудита;
  • установления дифференцированных размеров штрафных санкций в зависимости от вида налогового правонарушения.

В проекте Налогового кодекса предусмотрены налоговые ставки по налогам, за исключением акцизного налога, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами. Ставки по данным видам налогов будут утверждаться ежегодно Законом Республики Узбекистан «О государственном бюджете».

В целом, проект новой редакции Налогового кодекса основан на проверенных практикой принципах и подходах взимания налогов, передового опыта других стран. В частности, в работе над ним использован опыт стран СНГ и Европейского союза.

Принятие Налогового кодекса в новой редакции позволит еще больше приблизить налоговую сис­тему Узбекистана к международным стандартам, сделать ее проще и понятнее для национальных и иностранных инвесторов, обеспечив при этом высокий уровень защиты прав законопослушных налогоплательщиков.

 

Редакция проекта нового Налогового кодекса, размещенного на портале СОВАЗ, предлагается к широкому обсуждению предпринимателями, юристами, налоговыми консультантами, аудиторами и бухгалтерами.

 

Соб. инф.

 

Прочитано: 874 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика