Каждый водитель рано или поздно сталкивается на дороге с инспектором ДПС. Знание того, как избежать недопонимания в общении, каковы права и обязанности сторон, помогут исключить возникновение неприятных последствий.
Начало общения
Сотрудник ДПС после остановки участника дорожного движения обязан подойти к нему, представиться, проинформировать о занимаемой должности, звании, фамилии (п. 14 Положения, утв. ПКМ N 975 от 1.12.2018 г.). Водитель имеет право при желании попросить его назвать номер нагрудного знака и показать в развернутом виде служебное удостоверение (при этом сотруднику ДПС запрещается передавать служебное удостоверение участнику дорожного движения в руки). Затем инспектор обязан ясно и лаконично разъяснить причину остановки (п. 18 Положения).
Рекомендуем выдерживать официально-деловой, максимально корректный стиль общения. В любой ситуации оставаться сдержанным, вежливым, тактичным. Хамить и вести себя вызывающе – не вариант. Прежде всего потому, что инспекторы ДПС – такие же люди, как и вы, и вызывающее поведение становится для них неприятным по-человечески и подозрительным с профессиональной точки зрения. Словесные перебранки на повышенных тонах – не выход из ситуации, когда что-либо вызывает у вас сомнение. В таких случаях лучше вежливо и аргументированно сообщить о вопросах, вызывающих беспокойство, и инспектор обязательно ответит на них.
«Имею право!..»
Зачастую неприятные для водителей последствия возникают по нескольким причинам. Одной из них является слепая уверенность в абсолютном знании законодательства Узбекистана на основе прочтенных статей в СМИ или чьих-либо рассуждений (будь то на кухне вашей квартиры или в социальных сетях). Нередко встречаются высказывания о том, что якобы «проверка документов не может быть поводом к остановке», «имею право не давать их в руки», «я не обязан покидать автомобиль». Все эти мнения – ошибочны. Отказ подчиниться требованиям сотрудника, когда он всего лишь следует плановым инструкциям, может привести к ответственности по статье 194 «Невыполнение законных требований сотрудника органов внутренних дел» Кодекса об административной ответственности, а именно к наложению штрафа до 3 МРЗП или даже к административному аресту до 15 суток. К такому же результату приведет игнорирование требования остановки – для тех, кто решил «сбежать». Помните, у УБДД существует план «Перехват».
Популярные заблуждения
Документы. Во-первых, основанием для остановки транспортного средства, помимо прочего, может являться проверка документов – как на право пользования и управления транспортным средством, так и на перевозимый груз (п. 6 Положения). Напомним, что согласно пункту 7 Правил дорожного движения (прил. N 1 к ПКМ N 370 от 24.12.2015 г.) водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников ОВД предъявлять им для проверки:
а) водительское удостоверение и талон к нему или талон, временно дающий право на управление транспортным средством, а если водительское удостоверение изъято в установленном порядке – талон к нему, в случае если изъяты водительское удостоверение и талон к нему – временное разрешение;
б) документ, удостоверяющий его личность, если водитель управляет транспортным средством по талону или по временному разрешению;
в) регистрационное удостоверение транспортного средства или прицепа либо документ, подтверждающий право на совместную собственность или право на распоряжение, владение и пользование данным транспортным средством;
г) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
д) путевой лист и документы на перевозимый груз – в случаях, предусмотренных законом;
е) сертификат о прохождении повышения квалификации водителей – в случаях, предусмотренных законодательством.
Если комплект документов не будет соответствовать требованиям, стоит иметь в виду, что это является основанием для отстранения водителя от управления и задержания автомобиля на штрафстоянке (ст. 291 КоАО).
И еще об одном спорном моменте. Несмотря на то что при остановке сотрудником ДПС для проверки документов установленные законом меры применяются лишь по правонарушениям, выявленным в ходе их проверки (п. 8 Положения), стоит иметь в виду, что в ходе этой проверки могут быть выявлены и иные нарушения. Например, если инспектор заподозрит, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, то отказываться от прохождения экспертизы вы не имеете права (Положение о порядке определения состояния алкогольного опьянения водителей транспортных средств, рег. МЮ № 3099 от 14.12.2018 г.).
Оставаться ли в автомобиле? Водитель имеет право оставаться в кабине транспортного средства, но есть случаи, когда он обязан ее покинуть по требованию инспектора ДПС (п. 13 Положения), в частности:
а) для устранения технических неисправностей транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения сверки при непосредственном участии водителя, при выявлении отличий номеров двигателя и агрегатных узлов транспортного средства с номерами, записанными в регистрационных документах;
г) при возникновении необходимости в проведении проверки документов транспортного средства либо наличия документов на перевозимый груз;
д) когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;
е) когда нахождение водителя в кабине транспортного средства может создать угрозу безопасности дорожного движения (при наличии сомнения в душевном состоянии, возрасте водителя, подозрения о его нахождении под воздействием лекарственных препаратов, снижающих реакцию и внимание, усталости или болезненном состоянии, угрожающем безопасности дорожного движения, при наличии сомнений в возможности управления транспортным средством).
Основания для остановки транспортного средства. Помимо вышеупомянутой проверки документов, основаниями могут быть: установление нарушения водителем Правил дорожного движения; наличие данных, свидетельствующих о нахождении автомобиля, водителя или пассажира в розыске либо причастности к совершению ДТП или иного правонарушения; возникновение необходимости в выяснении обстоятельств совершения ДТП или правонарушения, очевидцами которого является водитель или пассажир; процесс выполнения указаний уполномоченных госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения; возникновение необходимости в использовании автотранспорта в порядке, установленном законодательными актами; в процессе проведения спецмероприятий.
При общении с инспектором ДПС помните, что ваши знания законодательства могут оказаться не так хороши, как вам кажется, а вот спор на дороге может зайти слишком далеко. Чем дальше, тем сложнее в таких случаях становится сдерживать накал эмоций. Например, только лишь посыпавшиеся следом за чувством мнимой правоты оскорбления в адрес инспектора ДПС могут привести водителя к наказанию и большому штрафу (ч. 3 ст. 140 УК).
Что уж говорить о применении физической силы в адрес лица при исполнении?
А если инспектор не прав?
Ругаться на дороге – подход неэффективный. Если вам кажется, что инспектор ошибся в том, что вами было совершено правонарушение, укажите на это, аргументируйте свою позицию спокойно и вежливо. Если он все же составил протокол, то в специально отведенной графе вы можете сообщить о своем несогласии с ним. В дальнейшем вопрос, кто прав, а кто нет, будет решен в судебном порядке. Если у вас установлен видеорегистратор, то он станет несомненным доказательством того, что правонарушение вами совершено не было. Если вы считаете, что инспектор ДПС превышает свои полномочия в чем-либо, то имеете право начать фиксировать взаимоотношения с ним на принадлежащие вам соответствующие аудио-, фото- и видеоустройства (за исключением случаев, происходящих на территории, где имеется знак о запрете фото- и видеосъемки). С этой записью вы сможете обратиться к непосредственному руководству инспектора ДПС или сразу в ГУВД для изучения ситуации и применения соответствующих мер в установленном законом порядке.
Материал подготовлен пресс-службой
УБДД ГУВД г. Ташкента.