Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 30 / Таможня

Через МДП на рынке стран региона

 

В рамках официальной деловой программы визита делегации Афганистана в Узбекистан состоялась сессия, посвященная расширению региональных операций посредством реализации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП – TIR carnet (Конвенция МДП, 1975 г.). В ней принимали участие представители ГТК, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Узбекистана (AIRCUZ), ТПП, международных организаций. Афганскую сторону представляли руководители заинтересованных министерств и ведомств, Торгово-промышленной палаты, национальных гарантийного и компетентного органов по Конвенции МДП, а также частных транспортно-логистических компаний.

 

По международным магистралям сегодня курсируют десятки тысяч грузовых автомобилей с голубой табличкой «TIR». Она служит своеобразным пропуском, позволяющим упростить и ускорить международную перевозку грузов. В основу системы МДП заложен принцип международных гарантий: экономический ущерб, причиненный государству транзита, будет обязательно возмещен. По положениям Конвенции МДП транспортные средства (после досмотра груза, пломбирования грузового помещения и оформления процедуры таможенного контроля на таможенном пункте в месте отправления) следуют до таможни пункта назначения без таможенного досмотра и уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях.

Положения Конвенции МДП предусматривают преимущества как для таможенных органов, так и для перевозчиков. В распоряжение первых Конвенция предоставляет унифицированную международную систему контроля, позволяющую сократить число требований национального законодательства к перевозимым грузам. Кроме того, она помогает избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего досмотра в государствах транзита. Для перевозчиков преимущества Конвенции МДП заключаются в том, что транспортные средства и грузы пересекают национальные границы государств по упрощенной схеме таможенного контроля, с минимальными простоями автотранспорта и потерями времени. Кроме того, они освобождаются от уплаты таможенных пошлин и сборов в таможнях транзита.

После более чем 30-летнего перерыва в 2013 году были возобновлены международные автотранспортные перевозки по системе TIR, осуществляемые в Афганистан, из Афганистана и через Афганистан. Это позитивное событие стало импульсом для расширения торговли и экономического развития этой страны, открыв ей доступ к мировой торговле с помощью облегченных и безопасных международных автотранспортных перевозок. Об этом шла речь в ходе сессии. Представителей афганской стороны интересовали вопросы функционирования системы МДП в Узбекистане, возможности взаимодействия в сфере международных автоперевозок.

 

 

Соединяя дорогами Восток и Запад

 

В 1949 году Международный союз автомобильного транспорта (IRU), созданный для содействия восстановлению торговли и деловых связей в разрушенной войной Европе, разрабатывает систему МДП, которая изначально имела формат межгосударственного соглашения, а впоследствии развилась в глобальную Конвенцию. Система МДП становится инструментом, позволяющим стимулировать торговлю между европейскими странами в послевоенное время. Система таможенного транзита позволила не прекращать перемещение товаров через постоянно меняющиеся границы стран, находящихся в процессе социально-экономического восстановления.

– В 1950-е годы представление интересов отрасли автоперевозок в ООН позволило IRU в тесном сотрудничестве с правительствами различных стран приступить к формированию правил, которым суждено регулировать сферу автоперевозок не один десяток лет, – проинформировал участников встречи региональный менеджер IRU по странам СНГ Вячеслав Викентьев. В своей презентации он рассказал о развитии системы МДП, современных инструментах для ее применения.

В 1956 году подписана Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19.05.1956 г.), впервые установившая обязанности и ответственность сторон, участвующих в перевозке грузов. Вместе с МДП, вплоть до сегодняшнего дня, Конвенция является самым используемым документом, регулирующим взаимоотношения между отправителем, получателем и перевозчиком, возникающие при перевозке грузов. Конвенция устанавливает форму документа о перевозке, который содержит необходимую информацию о перемещаемом грузе.

Внедрение системы МДП в 1959 году стало примером государственно-частного партнерства между IRU и ООН. В результате такого сотрудничества была принята Таможенная конвенция ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Система МДП достаточно быстро превратилась в международный стандарт таможенного транзита.

Появление и стандартизация контейнерных перевозок в 70-х годах прошлого века полностью изменили способы транспортировки грузов. Необходимость в интермодальных перевозках стала очевидной. В 1975 году принимается новая Конвенция МДП, которая приходит на смену редакции 1959 года, что делает систему МДП наиболее эффективным инструментом осуществления транзита в сфере интермодальных перевозок. Пересмотр Конвенции позволил применять ее положения при условии, что один из участков маршрута пролегает по автомобильной дороге.

С 2010 года IRU активно наращивает свое присутствие. К Конвенции МДП присоединились Китай, Индия и Пакистан, в которых проживает 40 % населения мира.

Сегодня IRU, взаимодействуя с ООН, международными организациями и госорганами, ведет работу над совершенствованием формальных и неформальных стандартов, в частности, по безопасности дорожного движения, техническим, правовым вопросам, рабочей группы экспертов по перевозке опасных грузов.

Автомобильный транспорт становится все более «цифровым». Растет степень его автоматизации и интеграции в информационную систему. Уже сегодня система МДП предлагает полный спектр цифровых и интермодальных возможнос­тей. Число торговых коридоров растет во всем мире, что способствует внедрению процедуры МДП и электронных накладных (e-CMR) в качестве международных стандартов в безбумажный документооборот при осуществлении перевозок. ООН приняла резолюцию, которая подчеркивает важность e-CMR в процессе практического внедрения инноваций, а также подписывает с IRU историческое соглашение, направленное на цифровизацию процедуры таможенного транзита – системы МДП.

В настоящее время в системе МДП задействовано около 150 национальных транспортных, страховых, экспедиторских и других организаций, функционирующих в сфере международных перевозок, из более чем 60 стран мира.

 

 

Национальный гарант системы МДП

 

Организацией, гарантирующей у нас выполнение автоперевозчиками положений Конвенции МДП, является Aссоциация международных автомобильных перевозчиков Узбекистана (ўзбекистон халк,аро автомобилда ташувчилар уюшмаси – Association of international road carriers of Uzbekistan, сокращенно AIRCUZ). Она – действительный член IRU.

– Узбекистан присоединился к Конвенции МДП 31 августа 1995 года (ратиф. ПОМ РУз N 131-I от 31.08.1995 г., вст. в силу 28.03.1996 г.). Распоряжением Кабинета Министров РУз N 422-Ф от 14.10.1996 г. AIRCUZ предоставлено право быть гарантийным объединением по Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, – сообщил главный специалист по TIR carnet AIRCUZ Дмитрий Чубенко. Ассоциация принимает на себя гарантии, покрывающие ответственность за транспортные операции, производимые в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.). Обеспечивает членов Ассоциации документами, необходимыми для выполнения международных перевозок.

По итогам первой половины 2019 года, в Узбекистане насчитывается около 500 транспортных компаний с хорошей деловой репутацией на рынке международных транспортных услуг, работающих по системе МДП. Ежегодно отмечается их прирост примерно на 30 %. В 2014 году их было 205, в 2018-м – 385.

Книжка МДП Узбекистана входит в пятерку самых дешевых в мире. В 2014 году Ассоциацией было выдано 9 815 книжек МДП, в 2018-м – 30 551. По итогам 2018 года, международными перевозчиками Узбекистана было перемещено 13 % импортных и 85 % экспортных грузов из общего числа автоперевозок. Из них 73 % приходится на РФ, 10 % – на Литву, по 4 % – на Казахстан и Украину, 2 % – на Азербайджан и Кыргызстан.

По объему применения книжек МДП Узбекистан занимает I место в Центральноазиатском регионе. Также наша страна первой в регионе в 2012 году стала использовать такие элементы системы МДП, как система SafeTIR и приложение TIR-EPD. Первая была создана в силу необходимости обновления методов управления рисками в целях поддержания безопасности системы МДП в условиях расширения и модернизации рынка. Второй инструмент позволяет держателям книжек МДП бесплатно отправлять электронную предварительную информацию о перевозке во все страны маршрута одновременно.

В настоящее время Узбекистан выразил намерение присоединиться к дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной перевозке грузов (CMR), вступившему в силу в 2011 году. Наряду с преимуществами на национальном уровне в виде снижения расходов и совершенствования процедуры обмена данными, переход к использованию накладных e-CMR засвидетельствует, что Узбекистан намерен развивать безбумажный документооборот в автомобильных перевозках. IRU выразило поддержку республике на пути присоединения к e-CMR в части обучения, пилотных перевозок и внедрения электронных накладных.

Дмитрий Чубенко ответил на вопросы членов афганской делегации. В частности, о возможнос­ти получения книжки МДП в AIRCUZ. Сегодня 6 транспортных компаний Афганистана работают по системе МДП, 3 из них – по европейскому региону. Всего членами национального гарантирующего органа являются 116 компаний. С 2013 года порядка 2 000 автосредств применяли книжки МДП. Усложненная система их получения тормозит развитие международных перевозок. Представитель AIRCUZ пояснил, что документ согласно Конвенции полномочен выдавать только национальный компетентный орган страны. Международные автоперевозчики Узбекистана готовы предоставить свои услуги на договорной основе афганским экспортерам и импортерам.

 

 

Международные автоперевозки и таможня

 

Заместитель начальника управления ГТК Фарход Олимжонов отметил высокую эффективность системы МДП, которая объясняется тем, что в ее основу легли принципы, обеспечивающие минимальные задержки транспортных средств в пути и максимальную защиту интересов таможенных органов государства транзита. Во-первых, это надежные транспортные средства. Конвенция МДП предъявляет специальные требования к их конструкции и оборудованию. Во-вторых, это международная система гарантий, обеспечивающая уплату национальным гарантийным объединением всех таможенных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, если перевозчик, с которого причитается эта сумма, не в состоянии ее уплатить. Таможенные органы при обнаружении нарушений могут обращаться к этому объединению для урегулирования возникших претензий. В-третьих, это книжка МДП (Carnet TIR). В-четвертых, это взаимное признание мер таможенного контроля. Принцип освобождения от досмотра грузов в таможнях транзита базируется на доверии качеству таможенного контроля государства-отправителя.

Главный инспектор Управления по организации таможенного контроля ГТК Хуршид Холбаев сакцентировал внимание на том, что от таможенной службы места отправления, качества проведенных ею таможенного контроля и проверки состояния транспортного средства или контейнера зависит эффективность функционирования системы МДП. Вместе с тем, если у таможенного органа страны транзита есть достаточные основания предполагать наличие каких-то нарушений в перемещении грузов (к примеру, ложное заявление о грузах, позволяющее заменить их в пути следования, или перевозка запрещенных к ввозу в страну грузов), не исключается возможность выборочного их досмотра. В Конвенции указывается, что эта процедура производится в порядке исключения.

Таможенная служба тесно взаимодействует с Ассоциацией по всем вопросам функционирования системы МДП и таможенного законодательства, касающегося перевозчиков. Вопрос расширения рынка перевозок волнует и таможенные органы. Неслучайно ГТК привлекает к обсуждению проекта новой редакции Таможенного кодекса участников ВЭД, представляющих интересы перевозчиков. Таможенное законодательство постоянно совершенствуется в сторону облегчения требований к перевозчикам. Это обусловлено как либерализацией таможенного администрирования, так и законопослушностью национальных контрагентов.

Для контроля доставки грузов, перемещаемых по системе Carnet TIR, используется программа системы Safe-TIR. Информационный обмен между таможней и Ассоциацией, благодаря новым технологиям, стал более интенсивным и совершенным.

Учет и контроль за техническим состоянием, допустимыми весовыми и габаритными параметрами въезжающих в республику автотранспортных средств, наличием на них контрольных приборов (тахографов) в соответствии с требованиями Европейского соглашения (ЕСТР) при осуществлении международных перевозок, а также за соблюдением маршрута движения автотранспортных средств иностранных автоперевозчиков по территории возложены на ГТК.

Вопрос платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств иностранных государств по территории Республики Узбекистан прокомментировал старший инспектор Управления таможенных платежей ГТК Акбар Ахтамов. В плату за их проезд по дорогам общего пользования включается плата за согласование маршрута и оформление разрешения на проезд; плата за превышение общей фактической массы транспортного средства над допускаемой общей массой; за превышение фактических осевых нагрузок над допускаемыми дорожными конструкциями; плата за превышение габаритов транспортного средства (Положение, прил. N 6 к ПКМ N 11 от 11.01.1995 г.).

Оформление документов, контроль за уплатой сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств осуществляются таможенными органами.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 722 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика