Рядом актов Президента изменен порядок назначения и проведения проверок субъектов предпринимательства. Разработанный и выставленный на обсуждение на портале СОВАЗ проект закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства» вобрал в себя уже оглашенные ранее правила. Однако в нем предложены и новые нормы.
Новое название закона сужает сферу его действия
Наименование акта меняется. Сейчас оно звучит так: «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», а будет – «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства». Данное обстоятельство отражает корректировку области применения документа. Так, термин «хозяйствующий субъект» шире понятия «субъект предпринимательства». Помимо бизнеса, он охватывает госучреждения, ННО, постоянные учреждения и представительства нерезидентов (не являющиеся юрлицами). Соответственно, новое название говорит о сокращении сферы действия акта по субъектам. Закон не будет регулировать проверки:
● проводимые в рамках Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»;
● полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности расчетов за коммунальные услуги;
● проводимые в рамках возбужденного уголовного дела, а также доследственные проверки, проводимые в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством;
● деятельности государственных учреждений;
● деятельности негосударственных некоммерческих организаций, за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности;
● деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов в Республике Узбекистан;
● проводимые по инициативе субъектов предпринимательства и (или) их учредителей.
«Три кита» госконтроля за бизнесом
Разработчики проекта попытались разъяснить, что следует понимать под государственным контролем деятельности субъектов предпринимательства. Это деятельность контролирующих органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства субъектами предпринимательства. Она будет проводиться в 3 формах: путем проведения профилактических мероприятий, проверок и постпроверочного анализа.
Сейчас Закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» не затрагивает вопросов профилактики. В новом же акте особое внимание уделят принятию мер по раннему предупреждению правонарушений и снижению у субъектов бизнеса риска привлечения к ответственности.
Важно!
Запретят оценивать эффективность работы контролирующих органов по количеству выявленных правонарушений, принятых мер правового воздействия, а также обращенного в доход государства имущества субъектов предпринимательства. Главными критериями для положительной оценки станут проведение действенной профилактики правонарушений в бизнес-среде, уровень законопослушности предпринимателей, отсутствие у них систематических нарушений, возможность исправления допущенных ошибок в ходе проверки и законность контрольных мероприятий.
Кроме того, вместо проверок в порядке контроля, которые отменены с 1.09.2018 г. (п. 4 УП-5490 от 27.07.2018 г.), вводится новый институт – постпроверочный анализ. Речь не идет о новом виде проверок. В ходе анализа контролирующие органы обобщат причины систематических нарушений, разработают предложения по предупреждению правонарушений, чтобы проводить потом профилактические мероприятия. При этом запретят вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, истребование каких-либо информации или документов, ограничение их прав, свобод и законных интересов, проведение проверок и применение мер правового воздействия.
Участие аудиторов в проверках исключат
Из Закона предлагается исключить возможность привлечения для проведения проверок аудиторских организаций. Сейчас это разрешается на договорной основе за счет средств контролирующего органа.
Нарушители – «под прицелом»
Вместе с гарантиями для бизнеса предусмотрены конкретные меры по своевременному выявлению правонарушений.
Устраняют все запреты, связанные с периодичностью проверок. Например, плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств сейчас не могут проводиться чаще 1 раза в 4 года. В первые 3 года с момента их создания ревизии также проводить запрещено. В отношении частных банков и иных частных финансовых институтов установлена иная периодичность плановых ревизий – 1 раз в 5 лет, а для других субъектов – 1 раз в 3 года.
Если проект примут, то все это уйдет в прошлое. Проверки финансово-хозяйственной деятельности будут проводить каждый раз, когда будет установлена одна из следующих причин:
● систематическое (2 и более раза в течение финансового года) нарушение налогового и таможенного законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей;
● выявление нарушений налогового законодательства, превышающих 100 МРЗП;
● выявление фактов нарушения налогового и таможенного законодательства субъектами предпринимательства, имеющими в уставном фонде долю государства более 50 %.
Для справки: сейчас действует 2-годичный мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, который окончится в 2020 году (п. 2 УП-5308 от 22.01.2018 г.). Однако допускается проведение проверок от 1 до 10 дней по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа.
Проекты могут быть изменены, дополнены либо отклонены.
Самир ЛАТЫПОВ,
эксперт ООО «Norma».