Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 48 / Дом, в котором мы живем

На зачистку гаражей… нацгвардию?

 

Столицу накрыла вторая волна «гаражной лихорадки». В жилых массивах по решению городских властей продолжают сносить автостоянки и гаражи. Практически без разъяснения необходимости сноса, установленной законодательством процедуры, правового обоснования. Гражданам обещают места на новых, современных и даже многоуровневых стоянках. Но реально пока с этим туго. Городские власти не могут оперативно решить проблему. Новых стоянок недостаточно, да и цены за место там бьют по карману. Например, чтобы получить «входной билет» на право пользования построенной рядовой стоянкой с навесом, надо внести депозит в размере 1,5 млн сум. плюс ежемесячно платить 90 тыс. сум. Будут ли по карману гражданам многоуровневые?

 

Массовый масштаб явление обрело в последнее время, когда в Ташкенте началась интенсивная застройка жилых массивов, стали изымать и передавать застройщикам земельные участки. Во многих случаях – с нарушениями. Облик столицы сегодня стремительно меняется. Старенькие гаражи, построенные лет 20 назад, не вписываются в современную городскую среду. Безусловно, их надо менять, нужны современные стоянки, паркинги. Владельцы гаражей согласны с этим. Но требуют, чтобы процесс сноса проходил в рамках правового поля, с соблюдением интересов граждан.

Социальные сети трещат по швам от фактов самоуправства, наступления на право частной собственности при демонтаже гаражей. В отсутствие их владельцев режут замки, ворота, двери автобоксов, вытряхивают на улицу их содержимое. Вокруг громоздятся горы разрушенных строений. Все это делается откровенно, с уверенностью, что за повреждение чужого имущества не придется отвечать. В единичных случаях гражданам компенсируют материальный ущерб за понесенные потери. В результате в жилых массивах стали возникать стихийные стоянки – ни про­ехать, ни пройти.

Зеленый свет второй волне «гаражной лихорадки» был включен решением хокима города N 690 от 1.06.2017 г. Оно предусматривает дополнительные меры по упорядочению мест содержания автотранс­портных средств в столице на 2017–2021 годы. Речь в нем идет о том, что масштабные градостроительные работы в столице требуют современных многоуровневых автостоянок за счет демонтажа прежних, не отвечающих правилам градостроительства и санитарным нормам. Для этого были предписаны поэтапный демонтаж (!) автостоянок, строительство на их месте современных многоуровневых и бесплатных открытых стоянок, создание рабочих групп, мониторящих ситуацию, разъяснительная работа среди населения о необходимости проведения этих шагов. Исполнение решения идет с нарушениями самими же работниками хокимиятов. То есть сами пишем – сами нарушаем.

Возникает вопрос: был ли резон пороть горячку, включать тотальную зачистку гаражей? Гаражное светопреставление ни к чему хорошему не приводит. Это вызывает возмущение граждан, провоцирует недовольство, недоверие к органам государственной влас­ти, реформам.

 

Сам себе «закон»

Под колесо гаражной зачистки попал практически каждый автовладелец столицы. Обращение в редакцию граждан, проживающих на квартале «Е» Чиланзарского района, заставило задуматься: по законам мы живем или по чьим-то понятиям, что «государство – все, человек – ничто»? Ведь дело дошло до того, что хокимият привлекает для решения гаражного вопроса…национальную гвардию!

Владельцы гаражей на автостоянке «Дарбаза» подали в прокуратуру Чиланзарского района жалобу на злоупотребления должностными полномочиями представителей государственных органов. В ней говорится, что 7 ноября на коллективной стоянке «Дарбаза» появился бывший начальник ГУП «Chilonzor Avto Xizmat» Чиланзарского хокимията (далее – ГУП, гаражное управление), а ныне замхокима района, Х. М. Шукуруллаев с рабочими для сноса гаражей, принадлежащих гражданам на праве частной собственности. Когда стали срезать петли автобоксов, граждане поинтересовались, есть ли документы на демонтаж, потребовали соответствующее постановление суда, присутствия представителя прокуратуры на предмет соблюдения законности происходящего. Замхокима ответил, что... он сам закон. Чтобы люди не мешали сносу гаражей, вызвал… ­национальную гвардию!

Если мы будем иметь такие «законы», то на переменах в стране можно ставить крест. Гвардейцы, поняв, в чем дело, покинули стоянку. Подход – старый как мир. Когда в споре не хватает аргументов, ими становится кулак. Так и здесь. Подъехавший работник прокуратуры также не внес ясности в вопрос – документы, узаконивающие снос стоянки, представлены не были. Другими словами, налицо превышение должностных полномочий.

 

Суть конфликта

Этот конфликт – лишь фрагмент истории зачистки двух автостоянок на квартале «Е» Чиланзарского района. Одна из них – N 80, вторая – ООО «Дарбаза», являющаяся юридическим лицом. Обе были построены автовладельцами за свой счет, когда по их просьбе в 80-е годы решением Ташгорисполкома им были выделены в пользование земельные участки. Там же они получили ордера «на право занятия места», которые являются официальными документами на право пользования, поставили гаражи. Все это время имели право продавать их, сдавать в аренду, то есть распоряжаться автобоксами на праве частной собственности. Но если «Дарбаза» оформила право пользования земельным участком и другие соответствующие документы, то стоянка N 80 не сделала этого своевременно. Когда авто­владельцы спохватились, документы городского и районного исполкомов, дающие право пользования землей, из архива пропали. Граждан начали гонять по кругу, как это обычно бывает, чтобы отбить желание «качать права». Тем не менее и де-юре, согласно прежнему законодательству, и де факто они изначально являлись бессрочными безвозмездными пользователями земли, а не ее арендаторами.

В марте 2018 года, когда в столице начался новый виток массового демонтажа гаражей и очередь дошла до стоянок на квартале «Е», ГУП Чиланзарского хокимията поставило их перед фактом: снести все подчис­тую. Основание – решение хокима Ташкента N 413 от 12.03.2018 г. о передаче земельного участка, на котором они расположены, ООО «Label Invest» под строительство многоэтажного дома и 4-уровневой современной автостоянки. Вначале каждому владельцу гаража обещали предоставить на ней место. На каких условиях – не уточняли. Но ведь одно дело на праве бессрочного безвозмездного пользования, другое – на праве аренды. Все обещания, как это часто бывает, на словах. Автовладельцы вышли в хокимият с предложением, что готовы за свой счет на месте прежней стоянки построить новую, отвечающую современным градостроительным нормам и требованиям. Им отказали, начался снос автобоксов. Важный момент: автовладельцы выступали не против сноса и строительства на их месте современной стоянки. Они требовали, чтобы этот процесс проходил в соответствии с законодательством. Либо им предоставляют места на новой стоянке на прежнем праве, либо компенсируют материальный ущерб и моральный вред по рыночным ценам. Ведь реальная стоимость автобоксов в случае сохранения стоянок достигает 15–25 млн сум., а на слом они уходят за 200–300 тыс. сум.

Здесь речь идет о нарушениях имущественного права и права землепользования. Собственником земли является государство. Земельные участки были переданы в пользование для строительства коллективных стоянок. Земля под автобоксами принадлежит гражданам на праве бессрочного безвозмездного пользования. А сами автобоксы – на праве частной собственнос­ти. Изъятие земельных участков и передача в пользование другому лицу без установленной нормативно-правовыми актами процедуры – грубейшее нарушение как права землепользования, так и права собственнос­ти. Хокимият и застройщик ООО «Label Invest» своевременно не представили решения об изъятии земельных участков, их сносе, порядке компенсации. Не было учтено, что все принятые акты законодательства для данной ситуации не имеют обратной силы. Отношения и права сторон (государство – гражданин) сохраняются и действуют в их изначальном виде.

Полностью разломать стоянку N 80 не позволяли владельцы боксов, отстаивающие свои права. Тогдашний начальник гаражного управления пообещал, что при наличии выданных райисполкомом ордеров они получат места на новой стоянке бесплатно и с прежними правами. Словам государственного должностного лица поверили. Гаражи на стоянке N 80 сломали, вырыли котлован для новой. Но прошло более полугода, а ясности не было. Начальник ГУП стал замхокима. Его преемники в гаражном управлении разводили руками – мы вам ничего не обещали! Застройщик говорил, что земельный участок ему выделили в пользование. Все, что на нем построит, – его собственность.

В надежде на рассмотрение вопроса в соответствии с законодательством автовладельцы обращались в городской хокимият, прокуратуру, приемную Президента. Однако в нарушение Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» инстанции, от которых жители ждали помощи, пересылали их обращения в хокимият Чиланзарского района, на действия которого жаловались граждане. Разумеется, ответ был один: стоянку снести.

Коллектив владельцев автобоксов ООО «Дарбаза» обратился в Административный суд Мирабадского района за признанием решения хокима города Ташкента N 413 от 12.03.2018 г. недействительным, а действий должностных лиц – незаконными, нарушающими права и интересы граждан. Решение первой инстанции и постановление апелляционной были не в пользу граждан. Сейчас дело в Верховном суде.

Похоже, что пренебрежение интересами граждан становится для многих чиновников делом обыденным. А ведь это подножка проходящим в стране реформам, подрыв авторитета государственной власти и самое главное – подрыв веры граждан в перемены и справедливость. Неспособность выстраивать конструктивный диа­лог с гражданами, что могло бы снять накал эмоций, – следствие того же правового нигилизма. В таких случаях не изобретено ничего лучшего, как привлечение «тяжелой артиллерии»: начальников округов, секторов, участковых, представителей махаллинских комитетов и прочих. Что примечательно, практически весь чиновничий бомонд защищает интересы не граждан своего района, а бизнеса – застройщика. Возникает вопрос, а нет ли здесь личной заинтересованности в надежде «откусить кусок от пирога», наплевав на интересы и права граждан?

И еще один важный момент. Сегодня Узбекистан стремительно развивается, интегрируя в мировое сообщество, становится привлекательным для международных инвесторов. Но вольное отношение к праву частной собственности может просто отпугнуть их.

 

Правовой аспект

 

Какими документами руководствоваться, если при сносе гаражей и стоянок ущемляются права юридических и физических лиц? Рассмотрим правовой аспект на примере автостоянок N 80 и ООО «Дарбаза» на квартале «Е» Чиланзарского района столицы. Напомним, что земельные участки были закреплены за ними на праве постоянного пользования.

 

 

Основы земельного законодательства СССР и союзных республик:

Колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование (ст. 8).

Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока (ст. 9).

Среди прав землепользователей – право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения (ст. 11).

 

Статья 41 Земельного кодекса РУз:

Вмешательство в деятельность землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций, а также их должностных лиц запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков (включая упущенную выгоду), подлежат возмещению в полном объеме.

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, предоставленных физическим лицам, может производиться после выделения по их желанию решением хокима района, города, области равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок жилых, производственных и иных построек, взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду).

 

Статья 37 Земельного кодекса РУз;

пункт 2 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утв. ПКМ N 97 от 29.05.2006 г.):

Изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем и арендатором по решению, соответственно, хокима района, города, облас­ти либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

 

Пункт 4 Положения:

Хокимияты соответствующих районов (городов) обязаны уведомить собственников строений, сооружений и насаждений о принятом решении письменно под ­роспись не позднее чем за шесть месяцев до начала сноса с приложением к уведомлению копий соответствующих решений… хокимов… города Ташкента об изъятии земельного участка, сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений, расположенных на земельном участке.

 

Статья 86 Земельного кодекса РУз:

Возмещение убытков землепользователям, арендаторам производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся изымаемые земельные участки, а также предприятиями, деятельность которых влечет ограничение прав землепользователей и арендаторов земельных участков в порядке, устанавливаемом законодательством.

 

Пункт 3 Положения:

Необоснованный снос строений, сооружений и насаждений на изымаемых земельных участках не допускается.

 

Статья 206 Гражданского кодекса РУз:

Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, не направленное непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику строения, сооружения или насаждения, допускается лишь в случаях и порядке, установленных законодательными актами, с предоставлением собственнику равноценного имущества на праве собственности и возмещением иных понесенных убытков или возмещение ему в полном объеме убытков, причиненных прекращением права собственности.

Снос.., строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещений убытков по рыночной стоимости не допускается.

 

Статья 241-11 Кодекса об административной ответственности предусматривает ответственность должностных лиц за снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке, принадлежащих субъектам предпринимательства, без предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества.

 

По пункту 8 Положения:

Земельные участки изымаются с условием возмещения в полном объеме убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд.

Согласно пункту 2 Положения об индивидуальном жилищном строительстве (прил. N 1 к ПКМ N 272 от 30.12.2006 г.) гаражи относятся к подсобно-хозяйственным строениям.

 

P.S.

Когда материал верстался, стало известно, что застройщик начал выдавать владельцам автобоксов гарантийные письма. В них говорится, что ООО «Label Invest» гарантирует вместо демонтированных металлических гаражей предоставить их собственникам место на многоуровневой стоянке. Но такое письмо – не что иное, как «мыльный пузырь», от которого застройщику легко будет отказаться. В нем не указано, кому выдается гарантийное письмо, адрес авто­владельца, номер снесенного гаража, название стоянки, ее адрес и прочее. Такие «письма счастья» не признает суд. Если застройщик продаст многоуровневую стоянку другому лицу, то ее новый собственник согласно такой «гарантии» не будет нести никаких обязательств перед гарантополучателями – гражданами. Как грамотно составить гарантийное письмо, чтобы собственники гаражей не остались ни с чем, читайте в следующем материале.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 1681 раз(а)

Комментарии к статье (12)

2018-11-27 12:27:32, ХАМДАМОВ Бахтиёр Уктамович:
У нас хоким Чиланзарского района отдал предпринимателю детскую площадку для строительства частной клиники. Мы сейчас тоже хотим отменить решение хокима №257 и №333. Думаю идет массовая продажа земли предпринимателям со стороны хокимов. А они в свою очередь меняются, таким образом уходя от ответственности. Нам также гаражное управление сносило гаражи, срезали петли с дверей гаража и приходили якобы с прокуратуры, участковый стоял и смотрел. Сейчас построили махалинский комитет, где дали место и участковому и махалинскому комитету, а по поводу гаражей обещали построить многоэтажную автостоянку и дать бесплатно места под авто. Теперь на месте где должно было построиться автостоянка обещанная строиться жилой дом. Машины стоят на улице возле дома и не дай бог что то случиться ни пожарная, ни скорая и т.д. не проедут. Предприниматель обещал построить современную детскую площадку, что бы детки игрались. А на самом деле передвинул детские качели и на половине детской площадки строит себе частную клинику. Честность работы Чиланзарского хокимията под большим вопросом. Что делать не знает никто, бросать все свои дела и вместо того чтоб работать и приносить пользу на своем рабочем месте, ходить по всем инстанциям и судиться и защищать свои права.
2018-11-27 13:52:32, Гость_Наталья:
Уже прошло прошло больше 2-х лет, как снесли гаражи на массиве Лисунова-4. Стоянка была не стихийно построенная. У У всех были документы, выданные хокимиатом. Территория была огорожена забором, дорожки заасфальтированы. Снесли очень оперативно, сказали, что на этом месте построят новую открытую стоянку, и все будут обеспечены местами на ней. С тех пор на этом месте мусорка.
2018-11-27 21:31:17, Гость_:
У нас тоже самое твориться.УчТепа 15 квартал.автостоянка N58 рядом с 228 школой и 7 домом.все как про нас написано!пришли 9 сентября повесили объявление .что согласно решения Хокима УчТепинского района будет снос стоянки и на этом месте будет построена новая автостоянка.в течении 3 дней убрать все боксы!Провнли собрание 10 аентября .где нам не были предоставлены решение Хокима(забыли),заверенная и утвержденная ГЛАВ АПУ Схема стройки автостоянкт(1 час просили сфотографировать.Ответ а что фотографировать она же не утверждена!!!)Везде пишем.но увы и ах!Кто выступает гарантом???повесили какое то гарантийное письмо...в нем подписывпет один директор,а по запросу с налоговой в этой фирме совершенно другой директор!!Хорошо что подняли этот вопрос.когда сносили частные гаражи Хокимы клятвенно обещали что предоставят место на новых автостоянках.видимо эти места около подъездов домов.Приглашаем представителей газеты Норма на нашу автостоянку.Мы не против новой современной автостоянки,но глядя что делается по городу не верим что там будет построена новая автосоянка,а не очередной дом!!
2018-11-27 22:11:56, Гость_Юрий:
Весной 2016 года всех владельцев гаражей посёлка Улугбек Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента обязали заключить договоры с Управлением гаражей и заплатить за три года пользования. В апреле 2017 года то же самое Управление развесило на всех гаражах объявление о сносе гаражей. В мае-июне владельцам гаражей в центральной части посёлка Улугбек ничего не оставалось, как продавать гаражи за бесценок скупщикам металла, появившимся как по мановению волшебной палочки. Видимо они прекрасно знали, где брать точную информацию. Зато людям на месте их гаражей представители районного хокимията пообещали крытую и заасфальтированную стоянку для их машин, а также новую детскую площадку. До сих пор не сделано НИЧЕГО! Хорошо хоть зеленые насаждения почти не тронули, а то ведь и их грозились извести под корень.
2018-11-28 12:20:30, Гость_Юрист:
Очень правильная статья и автору спасибо за её позицию в этом вопросе! Браво, Ирина Гребенюк!
2018-11-28 21:14:24, Гость_Игорь:
Кроме п.2 "Положения об индивидуально-жилищном строительстве" (приложение №1 к ПКМ №272 от 30.12.2006г.) справедливо относящего индивидуальные гаражи граждан к подсобно-хозяйственным строениям, имеется соответствующее разъяснение Конституционного Суда РУз. за № 02-12/761 от 03.07.2018г. (судья Г.Пиржанов) на запрос владельцев гаражей. В указанном документе в порядке информации дается разъяснение о том, что согласно ст.2 Градостроительного Кодекса РУз. гаражи для хранения автомототранспорта подпадают под определение "Строение". (конец цитаты)
Соответственно в отношении индивидуальных гаражей граждан действуют не только законодательные нормы указанные уважаемым автором статьи, но и закон РУз. "О защите частной собственности и гарантиях прав собственников", ст.19 которого подробным образом разъясняет права собственников в случае изъятия земельного участка находящегося под законным строением.
В данном случае налицо грубейшее нарушение местными органами власти при активном пособничестве махаллинских комитетов и органов внутренних дел  всех вышеуказанных законодательных норм при полном попустительстве со стороны органов прокуратуры.
2018-11-29 00:57:10, Гость_Игорь:
В текущем году Гаражное Управление Юнусабадского района (УП «ЮТАВУАЕЭУНҚВЯТГРОФЮ», нач. З.Акзамходжаева) в нарушение действующих договоров о взаимных обязательствах, отказалось принимать от жителей 11 и 4 кварталов массива Юнус-Абад очередные денежные взносы за аренду земельных участков под их индивидуальными гаражами мотивируя это "отсутствием калькуляции величины взноса".
На проверку оказалось, что у жителей других кварталов указанные взносы принимаются. На заявления граждан  11 квартала по данному вопросу хокимиат Юнусабадского района ответил, что Гаражному Управлению было дано распоряжение не принимать взносы от граждан данного квартала в связи с намечаемыми работами по благоустройству. Таким образом, информация Гаражного Управления об отсутствии калькуляции оказалась плохо прикрытой ложью, предпринятой с целью создания искусственной задолженности владельцев гаражей и тем самым лишению их возможности законной защиты своих гаражей в случае их сноса, т.к. п.7.1. договора пропечатанного в государственном ордере на гараж, предполагает лишение гаража статуса законного строения в случае отсутствия внесения взноса за аренду земли под гаражом до первого апреля каждого текущего года (п.3.1. договора).
Тем временем, в банке обслуживающем Гаражное Управление подтвердили, что на его счет продолжают поступать взносы за аренду земли под индивидуальными гаражами.
Однако Гаражное Управление категорически отказалось предоставить гражданам номер своего банковского счета и его пришлось разузнавать окольными путями. После этого значительная часть граждан, раскусив вышеуказанную хитрость Гаражного Управления, оплатила необходимую сумму земельного взноса непосредственно через банк обслуживающий Управление.
Далее, участковым инспектором профилактики 11 квартала была предпринята безуспешная попытка к принуждению указанных граждан к ликвидации ими своих законно стоящих гаражей. В ответ граждане разыскали своего народного депутата А.Нуритдинова и предложили провести собрание для рассмотрения данного вопроса.
Девятого июля на собрание прибыл упомянутый народный депутат и и.о. начальника ГОМ-5 капитан Д.Дехканбаев, который не сумев достойно ответить гражданам на поставленные ими вопросы сорвался в истерику, лихорадочно листал Уголовный Кодекс в поисках подходящей для граждан статьи и в итоге пообещал собравшимся, что их гаражи будут в ближайшее время снесены бульдозером. Присутствовавший председатель комитета схода граждан, призванный по закону "Об органах самоуправления граждан" защищать права жителей махалли, просидел все собрание молча и на поставленные ему вопросы о позиции занимаемой махаллинским комитетом в данном вопросе - отвечать отказался.
В отношении поведения и действий капитана Д.Дехканбаева по принуждению граждан к сносу ими своих гаражей было направлено устное заявление по телефону доверия Генеральной прокуратуры и письменное заявление в Министерство внутренних дел.
Генеральная прокуратура поручила прокуратуре Юнусабадского района провести соответствующую проверку, однако районная прокуратура перенаправила материалы по месту непосредственной работы капитана Д.Дехканбаева в РУВД Юнусабадского района при том, что закон РУз."Об обращениях граждан" такие действия запрещает.
РУВД Юнусабадского района не сочтя нужным пригласить заявителя для расспросов и уточнений, ответил письмом о том, что факты принуждения граждан к сносу гаражей якобы не подтвердились.
Министерство внутренних дел на письменное заявление не ответило вовсе.
Тем временем наступила очередная фаза гаражной эпопеи: 18.11. текущего года на воротах гаражей расположенных на территории махалли "Биллур" (4 квартал массива Юнус-Абад) были расклеены объявления за подписью и печатью председателя комитета А.Рахматова с требованием к владельцам демонтировать данные гаражи на основании исполнения программы "Обод кишлок". Аналогичные объявления, но без подписи и печати были расклеены на гаражах соседней махалли "Адолат" (председатель Ш.Худошукуров). Однако, как известно, закон "Об органах самоуправления граждан" предусматривает, что решение подобных масштабных вопросов касающиеся благоустройства территории махалли является прерогативой схода граждан махалли как их высшего органа самоуправления. Однако, по данному вопросу никакого схода не проводилось.
19.11. текущего года на 4 квартал в окружении указанных председателей махаллинских комитетов, двух милиционеров и прочих лиц прибыл микрохаким И.Шерматов, который сославшись на выполнение программы "Обод махалла" в ультимативной форме предложил собравшимся гражданам демонтировать гаражи. Когда граждане сами начали вслух зачитывать основные пункты программ "Обод кишлок" и "Обод махалла" не содержащие даже намека на снос законных строений, микрохаким И.Шерматов попытался сорвать чтение данных документов.
 
22 ноября текущего года хаким Юнусабадского района Р.Усмонов утвердил протокол №20 собрания с повесткой дня "Задачи по исполнению Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-3630 от 29 марта 2018 года «О дополнительных мерах по осуществлению Программы «Обод қишлоқ» в 2018 году» и Решения Хокима города Ташкента №519 от 2 апреля 2018 года, по организации работ по благоустройству и озеленению территорий, а также по профилактике преступности и правонарушений".
Данное собрание приняло решения по следующим четырем пунктам:
1. Заместителю Хокима района (А.Маннапов), Старшему инженеру районной Службы кадастра (А.Хакимов) совместно с руководителями округов, прикрепленных к территориям, председателями махаллинских сходов граждан и инспекторами профилактики принять меры к сносу на территории района сооруженных гражданами железных гаражей, самовольно построенных заграждений в многоэтажных домах, а также незаконно построенных сооружений с нарушением норм и правил градостроительства (Срок: до 24 ноября 2018 года).
2. Руководителям округов, прикрепленных к территориям, председателям махаллинских сходов граждан и инспекторам профилактики при проведении на своих прикрепленных территориях разъснительной работы, направленной на снос сооруженных гражданами железных гаражей опираясь на условия, указанные в пункте 7.2 договора, заключенного между УП «По организации автостоянок для автотранспортных средств, их контролю, регистрации и осуществлению деятельности индивидуальных гаражей [далее по тексту сокращенно «ЮТАВУАЕЭУНҚВЯТГРОФЮ» (примеч. - Гаражное Управление) Юнусабадского района и физическими и юридическими лицами.
3. Заместителю Хокима района (Ш.Маннапов), начальнику Управления благоустройства района (Р.Юсупов), руководителю районного предприятия «Узмахсустранс» (М.Соатов), и Управляющим компаниям, обслуживающим территории, принять меры к своевременному вывоза мусора, накопленного на месте снесенных железных гаражей на территории района (Срок: до 1 декабря 2018 года).
4. Заместителю Хокима района (Ш.Маннапов), Старшему инженеру районной Службы кадастра (А.Хакимов), руководителю УП «ЮТАВУАЕЭУНҚВЯТГРОФЮ» (Гаражное Управление) (З.Агзамходжаева), руководителям округов, прикрепленных к территориям, председателям махаллинских сходов граждан и инспекторам профилактики:
- исходя из требований пункта 7.2 договора, заключенного между УП «ЮТАВУАЕЭУНҚВЯТГРОФЮ» (примеч. - Гаражным Управлением) и гражданами и действующему на сегодняшний день, принять необходимые меры к прекращению договоров, заключенных между сторонами, в течение 5 дней с момента предупреждения владельцев гаражей а также к приведению земельных участков к их первоначальному виду;
- исходя из потребностей населения, внести предложения по проведению на местах, освобожденных от железных гаражей, работ по озеленению, строительству детских площадок, а также по организации на этих местах в будущем автостоянок открытого типа.
 
Помимо того, что данное решение прямо нарушает законодательные нормы указанные И.Гребенюк в ее статье, а также положения Конституции и закона "О защите частной собственности и прав собственников", обращают на себя внимание два момента:
1: Хаким района дает поручение махаллинским комитетам так, как будто они являются подчиненными ему структурами. (что де-факто повсеместно и происходит). однако При этом нетрудно видеть, что закон "Об органах самоуправления граждан" по которому и функционируют махаллинские комитеты сходов граждан, не содержит ни одной статьи подразумевающей прямое подчинение местных органов самоуправления (сходов граждан) местным органам власти в лице хокимиата, который функционирует по закону "О государственной власти на местах", в котором также нет положений о подобном подчинении.
2: Хаким района дает поручение Гаражному Управлению (у которого, как сказано выше, не совсем удался фокус с обманом граждан по поводу отсутствия калькуляции по текущему взносу за землю под гаражом) - расторгнуть имеющиеся договоры используя положения п.7.2.
Напомню, что упомянутый пункт называет гараж "Постройкой временного типа" и подразумевает возможность его сноса в "экстренных случаях". Загвоздка в том, что в соответствующих законах и кодексах нет такого определения как "постройка временного типа", также как и нет определения "экстренный случай". К тому же, процедура расторжения договора в данном случае законодательно предполагает наличие уведомления направляемого Гаражным Управлением гражданину нарочным под его личную подпись или письмом с уведомлением за полгода до предстоящего изъятия земельного участка.
3. Создание автостоянок на месте снесенных гаражей предполагается «в будущем», без указания сроков, источников финансирования, подрядных организаций и прочего, что может всерьез воспринять только очень наивный человек.
 
Тем временем микрохаким 11 квартала массива Юнус-Абад А.Курбонов решил не заморачиваться на подобных "мелочах" и еще до проведения вышеуказанного собрания и утверждения его протокола хакимом Р.Усмоновым решительно приступил к действиям.
21 ноября текущего года были срезаны петли и завалены ворота гаража № 11-66 расположенного рядом с участковым пунктом профилактики.
Для описи имущества находящегося в гараже была привлечена домком соседнего дома по определению не являющаяся должностным лицом (напоминаю, что закон "О товариществах частных собственников жилья" вовсе не предполагает такой официальной должности как домком).
Обязательные в таких случаях понятые, работники ОВД или государственные судебные исполнители при этих действии отсутствовали.
Судебное решение о сносе данного строения не выносилось, исполнительный лист на совершение подобных действий не выдавался. Домком наивно пояснила, что данный гараж является бесхозным, т.к. его хозяин обнаружен не был, что и явилось причиной сноса данного гаража.
Подоспевший микрохаким А.Курбонов с удивлением выслушал мое разъяснение о том, что признание гражданина отсутствующим и последующее отчуждение его имущества в пользу государства, на самом является довольно долгой и строгой юридической процедурой.
После этого микрохаким стал уверять, что индивидуальный гараж не является сооружением, что Гаражное Управление давно ликвидировано и все выданные им Государственные ордера на гаражи потеряли юридическую силу и т.д. и т.п.
Пришлось выслать микрохакиму А.Курбонову упомянутое разъяснение Конституционного Суда. Однако передышка оказалась недолгой. Сегодня работы по сносу гаражей на 11 квартале Юнус-Абада продолжились.
 
Примечательной в данной ситуации является позиция работников ОВД задействованных в процессе ликвидации гаражей: Призванные по закону «Об органах внутренних дел» защищать права, свободы и законные интересы граждан, а также собственность физических и юридических лиц, обеспечивая при этом верховенство закона - на деле указанные работники ОВД фактически превратились в послушный инструмент в руках местных органов власти и в откровенное пугало для граждан.
Чем закончить это повествование? Владельцы законных индивидуальных гаражей в течение всего года испытывают тяжелое ощущение несправедливости, бесправности, беспомощности, бессильного гнева и возмущения. А кого будет просить о помощи государство при наступлении (не дай Бог) тяжелых для него времен? Тех же многократно обманутых этим государством граждан. Как отреагируют такие граждане на призыв государства к ним о помощи? Это большой вопрос. Не надо рубить ветку, на которой сидишь.
2018-11-30 12:31:39, Гость_Елена:
В предыдущем комментарии подробно вскрыт механизм обмана граждан - владельцев гаражей со стороны хокимиата и его унитарного предприятия - Гаражного Управления. События на 4 квартале Юнусабада также описаны в точности так, как они происходили.
Опубликованный комментатором идеальный перевод протокола №20 утвержденного хакимом Юнусабадского района  (я видела его первоисточник на узбекском языке) - является уникальным документом показывающий всю внутреннюю "кухню" местных органов власти во всей ее неприглядности. Автору комментария спасибо.
Хорошо помню события далекого 1983года:
Тогда, перед празднованием 2000-летия Ташкента, местные власти (тогдашние райисполкомы) также срезали петли с ворот гаражей, однако при этом все гаражи тогда являлись самостроем и у их владельцев не было никаких документов на аренду земли под этими строениями. Тем не менее, ни один гараж властями тогда снесен не был, имущество находящееся в гаражах не описывалось, гражданам не угрожали Уголовным Кодексом и применением бульдозеров. И это происходило во времена "тоталитарного" СССР!.
Сейчас мы живем, как нам объясняют, в истинно демократическом государстве строящей великое будущее. Мы имеем прекрасную Конституцию и много хороших законов защищающих собственность граждан. Но что мы видим на самом деле?
Местные власти не моргнув глазом нарушают законы государства, не умеют и не хотят вести конструктивный диалог с гражданами, которые в своей совокупности являются народом и,следовательно, единственным источником власти в государстве (ст.7 Конституции).
Потеря людьми авторитета и уважение к местной власти как реакция на ее неуважение к народу и ее оторванность от народа приводит к ненужной и опасной социальной напряженности.
2018-11-30 17:51:40, Гость_Николай:
В  комментах затронут интересный вопрос о противоправных действиях такого предприятия как УП «Районное Гаражное Управление Юнусабадского района», которое в нарушение собственных двусторонних договоров под ложным предлогом отсутствия калькуляции отказалось принимать взносы за аренду земли под гаражами граждан и искусственно лишило гаражи статуса законных построек. Если эти факты подтвердятся, то такие действия Гаражного Управления и того, кто запретил Управлению принимать взносы - явно подпадают под действия ряда статей Уголовного кодекса.
Вообще Гаражное Управление - интересная контора: Его устав никто из владельцев гаражей в глаза не видел, т.к. он никому не выдается, как формируется сумма арендной платы за землю и куда идут немалые деньги получаемые данным предприятием - гражданам совершенно не известно.
Вообще, Гаражное Управление как унитарное предприятие муниципального типа является юридическим лицом, которое не владеет в полной мере никаким имуществом (в данном случае землей под гаражами граждан). Оно учреждается районным хокимиатом и землю получает тоже от хокимиата на праве хозяйственного ведения.
Хозяйственное ведение означает, что Гаражное Управление без разрешения хокимиата не имеет права продавать землю, вносить ее в уставный фонд, а также отдавать ее в залог или в аренду.
Теперь понятно, что землю гражданам в аренду фактически отдал хокимиат через учрежденное им Управление, похоже, что хокимиат обманул граждан про отсутствии калькуляции также через свое Управление, а из опубликованного протокола №20 становится понятно, что хокимиат хочет с нарушением действующего законодательства лишить граждан их законного права на аренду земли также через свое Управление.
Наверное хокимиат думает, что за нарушение законодательства и подсудный обман граждан тоже будет отвечать не он, а Гаражное Управление за которое он хорошо спрятался. Но на этот раз хокимиат скорее всего ошибается.
2018-12-02 14:00:08, Гость_:
Мы пешеходы радуемся, что на нас не будут брызгать грязью и  поднимать пыль-машины будут подальше от домов и тротуаров. Места для отдыха появятся вокруг домов. Машин много-хорошо, но водители не обучены правилам движения, не уважают пешеходов, потому что все права покупаются. Надо нормально обучать водителей и мы станем ближе к развитым странам.
2018-12-03 09:47:10, Гость_03.12.2018:
Нужно больше публиковать такие стати чтобы обычный народ знал свои гражданские права. Больше публикуйте во всех сайтах.
2018-12-05 14:52:33, Гость_строитель:
Обратил внимание на первый пункт решения собрания с протоколом №20 утвержденным хакимом Юнусабадского района, где сказано о принятии мер к сносу сооружений построенных с нарушением строительных норм и правил.
Интересно, а что, уважаемый хаким ничего не знает о требованиях противопожарной безопасности и требованиях СНАВР (Спасательные и неотложные аварийные и восстановительные работы) которые никем еще не были отменены?
Многоэтажные жилые дома на четвертом квартале Юнусабада вдоль бывшей трамвайной линии в свое время были построены с учетом этих требований, поэтому расстояние между ними составляет примерно 55 метров и это было сделано не просто так:
При сильном землетрясении в результате обрушении зданий образуются конусообразные завалы.
Между двумя соседними конусами завала должны оставаться проезды для техники прибывшей на разбор завала, и от скорости разборки завала напрямую будет зависеть жизнь людей оставшихся внутри.
Однако в проемах между этими многоэтажными домами теперь расположены сооружения построенные наверняка по разрешению того же Юнусабадского хакимията, районного архитектора и кадастра.
Теперь, в случае обрушение этих домов и строений между ними при сильном землетрясении будет образован один длиннейший завал, разобрать который будет значительно сложнее, следовательно жертв будет значительно больше.
Вопрос к Юнусабадскому хакимияту:
Согласно первому пункту решения указанного собрания, что, эти строения нарушающие требования СНАВР будут демонтированы?  Или я рассказываю небылицы про конусы завала? Или требования СНАВР отменены? Или все сказанное выше про последствия землетрясения хакимият устраивает?
 
Теперь про поднятую гаражную тему:
Почему все работы хакимията по благоустройству начинаются с того, что надо что-то людям сломать даже если это их законное и оплаченное государству?
Почему для начала не отремонтировать дороги внутри кварталов?
Почему для начала не подсчитать сколько машин стоят во дворах, и почему не построить дополнительные крытые автостоянки, и почему не предложить владельцам этих машин и законных гаражей арендовать на прежних условиях места на этих стоянках?
Почему несколько лет пустует многоэтажная стоянка на четвертом квартале Юнусабада, на месте которой был гаражный городок и людям из того городка обещали дать места на этой стоянке, но обещания не сдержали?
Много таких "почему", но известно ведь, что ломать, создавая при этом видимость работы по благоустройству - гораздо проще, чем строить.
И вообще, почему бы Юнусабадскому и другим хакимиятам, организациям и людям, действия которых были описаны в статье и в комментах, не ответить гражданам на все вопросы и не изложить свою версию происходящего также, публично, через данную газету?
Или по причине большой занятости хакимияты газет не читают?
Или публичное общение с гражданами не входит в планы хакимиятов?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика