4 октября вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на развитие экономических отношений и предпринимательства» (N ЗРУ-494 от 3.10.2018 г.). Им внесен ряд изменений и дополнений (ст. 6) в Таможенный кодекс. Их целью являются упрощение процедур взаимодействия участников ВЭД, предпринимательства и граждан с таможенными органами при получении государственных услуг в области таможенного дела, повышение их доступности.
C 1 июня 2018 года была отменена выдача разрешений на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (УП-5409 от 11.04.2018 г.). Поэтому значительная часть изменений касается исключения норм о разрешительных процедурах, выдаче соответствующего документа на осуществление деятельности таможенного брокера и аттестата специалисту по таможенному оформлению.
О таможенном брокере
Ввиду отмены разрешительной процедуры для этого вида деятельности отпала необходимость в получении разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (абз. 2 ст. 15 ТамК). Теперь таможенный брокер – это юридическое лицо Республики Узбекистан, которое по поручению и от имени декларанта или уполномоченного лица совершает операции по таможенному оформлению на основании договора.
Исключены разрешительные требования и условия для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, и отменена обязанность ГТК вести Реестр таможенных брокеров и размещать его на официальном веб-сайте (ч.ч. 4–7 ст. 277 ТамК).
Прежде одним из условий получения разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера являлось обеспечение уплаты таможенных платежей. Его надо было представлять таможенным органам до начала осуществления действий, предусматривающих такое обеспечение, в размере 1 000 МРЗП (абз. 3 ст. 278 ТамК). Ранее нужно было обеспечить выполнение данных требований при повышении минимального размера заработной платы в течение месяца со дня такого изменения.
Теперь таможенный брокер обязан застраховать свою гражданскую ответственность перед декларантом или уполномоченным лицом в том же размере (абз. 2 ч. 1 ст. 282 ТамК).
О специалисте по таможенному оформлению
Из требований к специалисту по таможенному оформлению исключено условие о наличии выданного Государственным таможенным комитетом квалификационного аттестата (ст. 284 ТамК). Теперь специалистом по таможенному оформлению может быть физическое лицо Республики Узбекистан, заключившее трудовой договор с таможенным брокером либо иным юридическим лицом и совершающее действия по таможенному оформлению от имени этого юридического лица.
Ввиду отсутствия необходимости в квалификационном аттестате из Таможенного кодекса удалены касающиеся его положения (ст. 285 ТамК). А также исключено право специалиста по таможенному оформлению на получение электронной цифровой подписи от таможенных органов на имя специалиста (подп. «е» ч. 1 ст. 286 ТамК).
Соответственно, уплачивать таможенный сбор за выдачу, перерегистрацию (продление срока) и возобновление действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за его обучение (абз. 8, 9 ч. 1 ст. 291 ТамК) тоже не нужно.
О декларанте
Декларант – это лицо, декларирующее товары и (или) транспортные средства от собственного имени либо от имени которого декларируются товары и (или) транспортные средства (ст. 15 ТамК).
Полномочия этого представителя таможенных правоотношений расширены. Декларант дополнительно наделен правами:
● доступа в зону таможенного контроля для совершения операций по таможенному оформлению;
● получать информацию и консультации таможенных органов по таможенным вопросам;
● уведомлять таможенные органы о намерении вывезти товары и (или) транспортные средства с таможенной территории;
● составлять проекты документов, необходимых для таможенных целей при производстве предварительных операций;
● помещать под таможенный контроль декларируемые товары и (или) транспортные средства на таможенные склады (абз. 5–9 ч. 1 ст 275 ТамК).
Прежде обладателем таких прав являлся лишь специалист по таможенному оформлению.
Переработка
Краеугольной проблемой при применении режимов переработки являлось согласование технико-экономического обоснования с уполномоченными органами. Исключение норм о его необходимости – существенный шаг в упрощении процедур ВЭД.
Исключен ряд требований и условий переработки товара вне таможенной территории для предприятий с госдолей в уставном фонде (уставном капитале). Так, теперь не нужно согласовывать ТЭО процесса переработки товара с уполномоченным органом (кроме случаев, установленных законодательством). Это относится и к переработке товара на таможенной территории (ст. 72 ТамК).
Также не требуется заключения этого органа о том, что переработка товара вне таможенной территории не наносит ущерба экономическим интересам Узбекистана (абз. 3, 4 ч. 1 ст. 44 ТамК).
Однако само представление технико-экономического обоснования не отменено. Сохранены следующие условия:
● параметры ТЭО и фактического процесса переработки должны соответствовать друг другу (абз. 6 ч. 1 ст. 44, абз. 5 ч. 1 ст. 72 ТамК);
● в случае изменения условий контракта (договора, соглашения) или параметров ТЭО процесса переработки должно быть подано новое заявление о выдаче разрешения на переработку товара вне таможенной территории (ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 72 ТамК).
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.