Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 42 / Есть предложение

Раздробление аудиторских организаций: миф или реальность

 

C 2019 года хозяйствующие субъекты, имеющие годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд сум. или достигшие установленного порога в течение года, переходят на уплату общеустановленных налогов (п. 2 УП-5468 от 29.06.2018 г.).

 

Согласно данным Министерства финансов, по итогам 2017 года выручку в размере более 1 млрд сум. получили 15 аудиторских организаций, или 14,7 %. Их доход составил 62,5 % от общего объема аудиторских услуг в республике. Еще 5 ауди­торских организаций приблизились к черте миллиардеров.

 

В этой связи возникает вопрос: будут ли крупные аудиторские организации дробить свой бизнес, чтобы избежать перехода на уплату НДС и выдержать ценовую конкуренцию? Благо, законодатель с 2019 года значительно упростил учреждение новых аудиторских организаций.

Вопрос начисления НДС для аудиторов является существенным. Так как трудозатраты составляют более 80 % от стоимости аудиторских услуг, если не больше. В аудиторской организации практически нет затрат, по которым суммы НДС можно было бы отнести в зачет.

Нормы действующего законодательства, регулирующие порядок конкурсного отбора аудиторских организаций субъектами с госдолей в уставном капитале, тоже не в пользу аудиторской организации, желающей перейти на общее налого­обложение.

Положение о проведении тендерных торгов по закупкам сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования (утв. ПКМ N 456 от 21.11.2000 г.) требует включения в стоимость конкурсного предложения также суммы НДС. В результате аудиторская организация – плательщик НДС потенциально является аутсайдером в конкурсных торгах, где стоимость предлагаемых услуг является основным критерием при отборе победителя конкурса.

Так, при осуществлении поставок по одному контракту на сумму менее 1 тыс. долл. США закупки производятся путем заключения прямых договоров с поставщиками, предложившими наиболее приемлемые условия по цене, качеству и срокам поставки товаров (работ, услуг) (абз. 2 п. 5 Положения).

А в случае поставок по одному контракту на сумму от 1 тыс. до 100 тыс. долл. США закупки производятся путем отбора наилучших предложений, оцениваемых ведомственными конкурсными комиссиями, создаваемыми заказчиками, путем:

направления предложений поставщикам или подрядчикам с указанием характеристики, количества закупаемого товара, работ и услуг, срока исполнения и пункта поставки товара;

 сравнения цен и характерис­тик, объявленных поставщиками или подрядчиками (абз. 3 п. 5 Положения).

Для клиента аудиторские организации, имеющие одинаковые лицензии, сроки поставки и характеристики услуг, как правило, совершенно похожи. А качество услуг проявляется уже после заключения договора с аудиторской организацией.

 

Тем не менее переход на общее налогообложение может быть выгодным для аудиторской организации.

Выгоду от начисления НДС на ­аудиторские услуги получит заказчик, особенно если это субъект крупного бизнеса.

Выгоду также получит и сама ауди­торская организация. Практика показывает, что субъекты, перешедшие на уплату общеустановленных налогов, проводят аудиторские проверки чаще, чем плательщики единого налогового платежа.

Принимая во внимание систему налогообложения (виды налогов и их ставки), можно рассчитать ожидаемый финансовый результат аудиторской организации, которая решила не дробить свой бизнес и перейти на общее налогообложение.

 

тыс. сум.

Показатели

 

Плательщик

общеустановленных налогов

Плательщик ЕНП

 

Выручка

 

1 100 000

 

1 100 000

 

Себестоимость, в т. ч.:

 

742 000

 

732 000

 

ФОТ

 

600 000

 

600 000

 

ЕСП (12 %)

 

72 000

 

72 000

 

Прочие расходы

 

70 000

 

60 000

 

Расходы периода, в т. ч.:

 

97 200

 

97 200

 

ФОТ

 

60 000

 

60 000

 

ЕСП (12 %)

 

7 200

 

7 200

 

Прочие расходы

 

30 000

 

30 000

 

Невычитаемые расходы

 

15 000

 

15 000

 

Налогооблагаемая база

 

275 800

 

1 100 000

 

Ставка налога (%)

 

12

 

5

 

Сумма налога

 

33 096

 

55 000

 

Чистая прибыль

 

227 704

 

215 800

 

 

Сумма НДС увеличит стоимость услуг еще на 220 млн сум. Плательщик НДС может вернуть часть суммы налога путем зачета (его ожидаемая сумма не более 20 млн сум.).

Плательщик ЕНП, практикующий выплату заработной платы через дивиденды учредителя, получит еще больше прибыли за счет снижения официального размера зарплаты ­аудиторов.

Как видно из таблицы, аудиторская организация при начислении НДС на свои услуги проигрывает по сумме чистой прибыли.

Зато, переходя на уплату обще­установленных налогов, она получает возможность приобретать контракты крупных клиентов – плательщиков НДС, обеспечивая стабильной зарплатой своих сотрудников.

Но тем не менее для стимулирования роста крупных поставщиков работ и услуг предлагается пересмотреть конкурсные требования, найти «золотую середину» в конфликте интересов между крупным и малым бизнесом, исключив из суммы конкурсного предложения НДС, отдавая предпочтение другим критериям отбора.

 

А что нас ожидает в следующем году? Раздробление аудиторских организаций не состоится. Для аудиторской организации наименование и период существования на рынке имеют большое значение. Поэтому предполагается перераспределение объемов между аудиторскими организациями, находящимися под одним управлением.

Международные и национальные аудиторские организации – члены международных сетей перейдут на общее налогообложение.

 

Равшан ХАЙДАРОВ,

исполнительный директор

Палаты аудиторов Узбекистана.

 

Прочитано: 990 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика