Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 31 / Дом, в котором мы живем

«Obod Uy»: мухи отдельно, котлеты отдельно

 

В Мирзо-Улугбекском районе столицы действует онлайн-база данных собственников жилья и ТЧСЖ.

 

В начале года жители четырех массивов Мирзо-Улугбекского района столицы (Карасу-1, 2, 3, 4) столкнулись с новой реальностью под названием «Obod Uy». Что это такое и для чего создано, многим руководителям ТЧСЖ и его членам по сей день не совсем понятно. Продвигает ее Ассоциация ТЧСЖ Мирзо-Улугбекского района. Если в общих чертах, то это информационная система учета уплаты обязательных взносов на содержание общего имущества. Вслед за нею последовало еще одно явление, взявшее всю бухгалтерию ТЧСЖ на этих массивах в свои руки вместе с печатями товариществ, что вызвало волну недовольства. Кто-то считает оказание услуг, связанных с ведением бухучета, Единым расчетным центром (ЕРЦ). Создание таких центров предусмотрено в рамках проходящей реформы жилищной сферы. Кто-то – районным филиалом городского ЕРЦ, который, кстати, еще не создан. Третьи – штабом. Большая часть – тем же «Obod Uy» в развитии. Короче говоря, ясности нет. А это всегда почва для домыслов, слухов, недовольства, раскаленных постов в социальных сетях, обращений в редакцию. Ну и повод разобраться с Мирзо-улугбекскими новациями, что мы и сделали с председателем Ассоциации ТЧСЖ г. Ташкента Кристиной Тантыбаевой. Тем более что предполагается распространение этих пилотных проектов во всех районах столицы.

 

 

Что такое «Obod Uy»?

 

Это интегрированная система учета уплаты обязательных взносов членов ТЧСЖ, электронная карта жителя. «Obod Uy» реализуется в рамках постановления КМ «О мерах по комплексному развитию Мирзо-Улугбекского района города Ташкента на 2017–2019 годы» (N 400 от 12.12.2016 г.). Исполнитель проекта – Мининфоком, его стоимость – 1 200 млн сум. Ориентирован он на членов товариществ и их руководство. В нем задействованы 32 ТЧСЖ, 9 075 собственников, проживающих в 179 многоквартирных домах. Подключение собственников жилья и ТЧСЖ к онлайн-базе данных бесплатное.

Для чего нужна система «Obod Uy»? Для удобства жителей, обеспечения прозрачности движения их средств. Чтобы в любое время в режиме онлайн они могли проверить свой баланс, были уверены, что их деньги попали на расчетный счет, пошли по назначению, на выполнение работ по улучшению общего имущества в доме. Это главный вопрос, по которому в ТЧСЖ возникают противоречия между его членами и руководством.

Что мешает жителям контролировать этот процесс самим, без «Obod Uy»? Отсутствие информации о работе ТЧСЖ и злоупотребления руководства, не заинтересованного открывать эти данные. Многие граждане, не довольные работой своего товарищества, не хотят заниматься разборками, тратить на это время, нервы – ограничиваются лишь жалобами. Их неинформированность и инертность на руку безответственному руководству. Тогда тем более информация будет закрыта от них. Товарищества с двойной бухгалтерией, как правило, в долгах как в шелках, берут кредит за кредитом (не задумываясь, как их возвращать) далеко не на приоритетные ремонты. Все это без информирования членов ТЧСЖ, без учета их мнения на общих собраниях. Как следствие – непомерный рост взносов и вечное «нет денег».

В успешных товариществах результат обеспечивает цепочка «прозрачность – доверие – поддержка правления – повышение платежной дисциплины – рост активности жильцов». Жители готовы вкладывать в дом, когда видят, что деньги не уходят налево, а возвращаются работами. Поэтому обеспечение прозрачности работы ТЧСЖ – безусловное благо. И здравомыслящий человек вряд ли будет возражать против этого.

 

 

Как «Obod Uy» может это сделать?

 

В персональном кабинете онлайн-базы «Obod Uy» – информация о жилом помещении, структуре взноса, ежемесячных начислениях, история платежей по месяцам, наличие задолженности, в том числе общедомовой. Здесь же номера телефонов, куда звонить, если в доме авария. Заявки в ТЧСЖ – тоже неплохо, если отправлять их из квартиры, экономя время. Техническая характеристика дома, информация о работе товарищества – от учредительных до текущих документов. Здесь должны быть протоколы общих собраний о повышении взносов, полученных кредитах и их погашении, отчеты о работе ТЧСЖ, что особенно важно для жильцов, сметы доходов и расходов. Можно спокойно изучать до­кументы, не выходя из дома. Удобно? Безусловно. В планах – опросы жильцов, оценка работы ТЧСЖ и прочее. Полезный ресурс для членов товарищества. Об аналогичном латвийском опыте мы писали в газете «Норма» N 26 (675) от 26.06.2018 г.

 

 

Пошла волна

 

По сути, «Obod Uy» ни к чему не обязывает пользователей. Это продукт ИКТ, сайт с полезной для жителей информацией о ТЧСЖ. Бесплатный подарок для них. Хочешь – принимай, хочешь – нет. Безо всякой «принудиловки». Если подарок полезный, то, отказавшись от него, проиграешь. Жалобы на то, что система «Obod Uy» грабит жильцов, нарушает их права и прочее, – неправда. Возникают они из-за неинформированности граждан о целях и задачах системы. Это огромный пробел ее инициаторов, которые упустили важность проведения предварительной информационной кампании.

Очень важно, чтобы «Obod Uy» легла на достоверные данные ТЧСЖ. Иначе она не достигнет цели, потеряет смысл, и жители будут иметь то, что имеют. Судя по обращениям, часто так и происходит. Граждане жалуются, что в системе часто неправильно рассчитаны взносы; платежи не отображаются в личном кабинете; представлены «липовые» протоколы общих собраний с подложными подписями под важными решениями: о получении кредитов, повышении размера взноса и т. д.

Нам пояснили, что «Obod Uy» как информационная система не уполномочена контролировать ТЧСЖ. Это дело его членов. Ее цель открыть информацию о работе ТЧСЖ для жильцов. Чтобы они, увидев реальную картину, проявляли активность, сами контролировали тех, кому доверили содержание своего дома и деньги на эти цели. Логично.

Но почему изначально вокруг «Obod Uy», созданной в помощь жителям, пошла волна недоверия и неприятия?

Параллельно с ней в Ассоциации ТЧСЖ Мирзо-Улугбекского района началась реализация второго пилотного проекта – централизованной единой бухгалтерии для ТЧСЖ. По словам ее работников, это два абсолютно разных продукта, не связанных между собой. Но из-за неинформированности жильцов их воспринимают как единое целое, единую бухгалтерию неправильно называют «Obod Uy». Проблемы, связанные с работой бухгалтерии, жители проецируют на информационную систему, не понимая различия между ними.

 

 

12 причин, провоцирующих недоверие к «Obod Uy»

 

Мы обобщили ряд вопросов из обращений читателей, постов в социальных сетях, связанных с работой системы.

 

1. Отсутствие предварительной широкой информационной кампании о целях и задачах «Obod Uy».

 

2. Чтобы получить квитанцию для уплаты взносов, жителям надо ехать в единую бухгалтерию. Прежде было удобнее получать ее в товариществе.

Квитанцию можно распечатать либо дома, либо в операторских пунктах на территории махаллей, где компактно расположены товарищества, либо в единой бухгалтерии, а оплатить в любом банке.

 

3. Платежи не отображаются в личном кабинете «Obod Uy».

Такая ситуация возникает из-за того, что «Obod Uy» пока не интегрирована с банковской системой, отображающей платежи в режиме онлайн. В ближайшее время «Obod Uy» будет подключена к единой клиринговой системе Центробанка РУз, что позволит мгновенно информировать пользователя об оплате.

 

4. Пользователи системы должны подтверждать платеж.

Пока решается вопрос с подключением «Obod Uy» к клиринговой системе Центробанка, жители должны подтверждать оплату, чтобы увидеть ее в личном кабинете системы. Для этого надо либо прийти в единую бухгалтерию с квитанцией, либо отправить ее фото по указанному номеру единой бухгалтерии в Телеграм. Для пользователя – это неудобство, и их можно понять. Жители уплатили взносы, выполнив свою обязанность, до остального им не должно быть дела. Их не должны касаться недоработки системы, отсутствие четкого взаимодействия с банками и прочее.

Для оперативного информирования о проведенных пользователями системы платежах в Телеграм создана группа «Obod Uy» для банкиров. Но они особо не заморачиваются этим. Информируют о платежах не каждый день. Иногда сбрасывают общее количество платежей и их сумму без указания фамилий плательщиков, адресов, лицевых счетов.

 

5. Квитанции об оплате отмечаются вручную.

При подтверждении платежей они отмечаются вручную. Там, где в информационную систему вмешивается человеческий фактор, всегда остается потенциальный риск для нарушений. Например, по запарке бухгалтер может кликнуть галочку не в тот квадратик, не в ту строку. Как нам сообщили, этот вопрос будет снят с подключением «Obod Uy» к клиринговой системе.

 

6. Расхождения в общей площади жилого помещения в личном кабинете.

Это происходит из-за того, что базы данных районных и городского органа по земельным ресурсам и государственного кадастра не объединены. В результате в личном кабинете пользователя общая площадь его квартиры может не совпадать с данными кадастровой службы, если собственник не переделал старый план квартиры на новый. Либо переделал, а районная служба оперативно не передала данные в городскую. Вопрос важный. От него зависит размер взноса, поступлений в ТЧСЖ, потому что взнос рассчитывается от общей площади жилых помещений. Разбираться с уточнением площадей должны были товарищества, но они не справились с этой работой. Сейчас этим вопросом занимается единая бухгалтерия.

 

7. Отсутствие обратной связи с ТЧСЖ.

В информационной системе не работает сервис «Мои заявки», предусматривающий обращение жильцов в ТЧСЖ. Пользователи жалуются, что информация о приеме заявки появляется в системе через месяц и позднее. Система извещает, что «заявка передана в ТЧСЖ, исполнение взято под контроль» и на этом точка. Обещанный контроль отсутствует. Доходит она до ТЧСЖ или нет – тоже вопрос. Нам напомнили, что «Obod Uy» не выполняет контролирующих функций. Этот сервис должен быть проработан, чтобы обеспечить пользователю возможность обращаться напрямую в ТЧСЖ с заявками. А в дальнейшем – обсуждать вопросы домового хозяйства на форумах, принимать решения по вопросам управления общим имуществом в электронном виде и т. д.

 

8. В «Obod Uy» не отражены собственники нежилых помещений.

А ведь они также платят взносы на содержание общего имущества, которые в некоторых товариществах в несколько раз превышают взносы членов ТЧСЖ. Их поступления должны отражаться в смете доходов и расходов. Если этого нет, возникают вопросы: куда идут их деньги, есть ли у товарищества договор с собственником нежилого помещения или стороны «договариваются» между собой?

 

9. В личном кабинете отсутствуют важные документы о работе ТЧСЖ: отчеты председателя, сметы доходов и расходов, структура взноса, информация о получении и погашении кредитов и т. д.

Это недоработка программы. Из-за отсутствия доступа к ней председатель ТЧСЖ не может оперативно заполнять и обновлять эти блоки. Вопрос должен быть решен, иначе система теряет свое назначение.

 

10. В документах о работе ТЧСЖ отражена недостоверная информация.

Речь идет о протоколах общих собраний, которые не проводились, или подложных подписях членов ТЧСЖ под важными решениями. Как быть, если такая информация выявлена с помощью «Obod Uy», но сама система не может контролировать этот процесс. В таких случаях она уже сыграла положительную роль, показав собственникам всю информацию о нарушениях в ТЧСЖ, и это должно стать основанием для принятия мер самими жильцами и соответствующими право­охранительными органами.

 

11. Отсутствие возможности оперативной доработки системы.

Программист должен работать напрямую с администраторами, которые выявляют слабые места «Obod Uy», требующие доработки.

 

12. За электронную карту жителя некоторым пришлось заплатить 5 000 сум.

Нам сообщили, что электронная карта жителя для входа в систему «Obod Uy» распространялась бесплатно. Но нашлись нечистые на руку, которые решили «навариться» на этом, и реализовали ее жителям за 5 000 сум.

 

 

Подводим итоги

 

Председатель Ассоциации ТЧСЖ г. Ташкента Кристина Тантыбаева:

– «Obod Uy» – это пилотный проект, который еще только апробируется и совершенствуется по ходу его реализации. Значит, в одной связке с администраторами должен идти программист, который дорабатывает систему с учетом наработанной практики, предложений и замечаний. Пока все это рассматривается в МинЖКО, которому передан сервер программы. Предполагается ее использование в других районах столицы. Тем более это должен быть не сырой продукт, а доработанный, более функциональный. Со временем он может трансформироваться в ресурс, позволяющий собственникам участвовать в управлении домовым хозяйством.

 

Очень хочется, чтобы его не постигла участь нелюбимого дитя, как это нередко бывает, когда, отработав проект, его инициаторы теряют к нему интерес.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 1369 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика