Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 30 / Актуально!

Бюджет для граждан

 

Органы государственной власти располагают большим объемом информации, которая характеризует финансовое и социально-экономическое развитие государства в целом. Нормативно-правовое законодательство, отчетность, открытые данные – вся эта информация, исчерпывающая и актуальная, может быть полезна для специалистов министерств и ведомств, финансистов и иных профессионалов. А для обывателя это, как правило, просто набор непонятных докумен­тов. Рядового гражданина в первую очередь интересуют вопросы: куда расходуются средства, полученные за счет налогообложения физических лиц; какие социальные услуги можно получить?

В имеющемся объеме информации человеку несведущему достаточно сложно найти четкий ответ на данные вопросы, не имея квалификации в бюджетном процессе. Об этом и многом другом, касающемся Госбюджета страны, шла речь на пресс-конференции, организованной Министерством финансов РУз совместно с ПРООН, Посольством Великобритании в Узбекистане и Центром «Стратегия развития». Она была посвящена впервые изданному в нашей стране сборнику «Бюджет для граждан–2018».

 

– Он составлен на основе утвержденного на 2018 год Госбюджета и представляет собой его упрощенную версию, облегчающую гражданам его понимание, разъясняющую в популярной форме планы и действия Правительства во время бюджетного года. Отныне «Бюджет для граждан» будет публиковаться регулярно, предположительно, 2 раза в год. Таким образом, Узбекистан присоединился к более сотне стран, правительства которых предоставляют своим гражданам в доступной форме информацию о госфинансах, источниках формирования и направлениях расходования средств Госбюджета, – сообщил участникам мероприятия заместитель министра финансов – начальник Казначейства МФ Дильшод Саттаров. – Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса. Проводимые реформы в финансовой сфере нацелены на решение этой задачи.

Он отметил, что подобного рода регулярные публикации не только повысят информированность узбекистанцев о бюджетных приоритетах и компонентах бюджета страны, но и реализуют возможность общественного контроля за расходованием средств и влияния обычных граждан на управленческие решения.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ

 

Своего рода ликбез для СМИ провел начальник управления методологии составления и казначейского исполнения бюджета, внутреннего аудита и финансового контроля Минфина Исмонжон Мамаджанов. В своей презентации он сообщил, что «Бюджет для населения» – это информационно-аналитический материал, рассчитанный на неподготовленную аудиторию, а потому изложен доступно и обстоятельно, с пояснениями и комментариями. Объемный сборник, включающий в себя наиболее важную и полезную для рядового гражданина информацию, состоит из 6 разделов. В публикации открыты все бюджетные данные, удобная навигация, цифровые выкладки представлены в виде инфографики, она изложена простым языком с минимумом специальных терминов. До недавнего времени для широкого доступа раскрывались очень ограниченные данные о бюджете, при этом формат представления информации был понятен только узкому кругу лиц.

Чиновник отметил, что для повышения доверия населения к проводимым в стране реформам планируется активно вовлекать граждан в процесс подготовки основного финансового документа. Именно таковым является Государственный бюджет, ведь в нем расписаны все денежные доходы и расходы. При этом к доходам относятся безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. К расходам – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Основная часть доходов Госбюджета формируется за счет налогов. А вот отдельные задачи государства финансируются через государственные целевые и внебюджетные фонды. Эти фонды созданы за пределами Госбюджета, и каждый из них имеет свой бюджет. Через них, к примеру, осуществляется финансирование таких сфер, как пенсионное обеспечение и занятость населения, строительство автодорог и др.

Отдельный статус имеет Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан, который аккумулирует средства для финансирования приоритетных инвестиционных проектов, модернизации и технического перевооружения базовых отраслей экономики.

Госбюджет принимается на год. Весь процесс от начала подготовки бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюджетным процессом.

Проекты Госбюджета и бюджетов госцелевых фондов составляются на основе приоритетов социально-экономического развития, прогноза макроэкономических показателей на финансовый год и основных направлений налоговой и бюджетной политики.

Экономические условия, в которых он формировался и исполняется, отражают показатели социально-экономического развития, с которыми нас обстоятельно ознакомил И. Мамаджанов. Он отметил, что в этом году ожидается повышение темпа роста ВВП за счет капитальных вложений, расширения промышленного производства, развития сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также увеличения розничной торговли. Рост цен остается высоким, это связано в основном с начатой в 2017 году либерализацией валютной политики и переходом на рыночные методы формирования цен на товары и услуги.

Было подчеркнуто, что Госбюджет сохранил свою социальную направленность и спланирован с учетом ожидаемого роста ВВП, а также влияния либерализации валютного рынка, конъюнктуры изменения мировых цен, прогнозируемых показателей внешнеторговой политики и инвестиционного климата в республике. На 2018 год он запланирован с профицитом в размере 0,02 % ВВП, или 59 млрд сум., что означает, что ожидаемые доходы должны превысить запланированные расходы государства. Последние приняты Олий Мажлисом и утверждены Президентом в размере 62 170 млрд сум. Социально-ориентированные расходы составляют основную часть расходов Госбюджета. Это прежде всего расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную поддержку. В 2018 году на социальную сферу и соцзащиту населения будет направлено более половины расходов бюджета.

Исмонжон Мамаджанов также рассказал о приоритетах налогово-бюджетной политики. В этом году продолжены поэтапное снижение налогового бремени и упрощение уплаты налогов и сборов. Особое внимание уделяется улучшению финансового состояния регионов посредством предоставления больших финансовых полномочий местным органам власти. Доходная база Госбюджета сформирована с учетом следующих направлений налоговой политики: упрощение налогообложения; дальнейшее снижение налоговой нагрузки; укрепление доходной базы местных бюджетов; выполнение социальных обязательств государства; повышение оплаты труда работников бюджетной сферы; совершенствование межбюджетных отношений; обеспечение сбалансированности Госбюджета.

Основные тенденции бюджетной политики в 2018 году – усиление адресности и контроля за целевым использованием средств бюджета, повышение их эффективности, усиление самостоятельности органов госвласти на местах и укрепление доходной базы местных бюджетов, расширение неналоговых источников финансирования бюджетных расходов.

В публикации рассказывается не только об экономических перспективах и задачах и о том, что такое бюджет,  по каким секторам и как распределяются средства, инвестиции, фонды, но и раскрывается суть межбюджетных отношений и финансовой поддержки регионов. Дается внятное разъяснение, что такое государственный долг и что собой представляют государственные целевые и внебюджетные фонды.

Одним словом, она предназначена для широкого круга пользователей и будет интересна и полезна как студентам, педагогам, врачам, молодым семьям, так и пенсионерам, и другим категориям населения, ведь бюджет страны затрагивает интересы каждого ее жителя. Граждане – и как налогоплательщики, и как потребители общественных благ – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

 

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ:

НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Особое внимание на пресс-конференции было уделено внедряемым инновационным решениям, которые позволят участвовать гражданам в обсуждении и планировании бюджета, определении направлений расходования бюджетных средств. В частности, так называемому партисипаторному бюджетированию. Обо всем этом рассказал начальник Главного управления Государственного бюджета Минфина Дильшод Султанов.

По его словам, активное участие граждан, возможность самим определять приоритетные проекты, добиваться их реализации и следить за ходом запланированных работ – один из важнейших инструментов влияния на работу органов госвласти и контроля за расходами бюджетных средств. Но для вовлечения населения в бюджетный процесс необходимы специальные, хорошо продуманные методики. Одна из уже проверенных и удачно зарекомендовавших себя – партисипаторное бюджетирование. Проще говоря, инициативное бюджетирование. Его цель – обеспечение прозрачности бюджетного процесса, а суть в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов, на которые должны быть израсходованы бюджетные средства. То есть определяют приоритет их расходования. После этого участвуют в составлении самой проектной документации, участвуют в реализации самих проектов и в последующем контроле за тем, как они реализуются. Вот коротко о том, что такое партисипаторное бюджетирование.

Программы подобного рода уже лет тридцать работают в разных регионах и странах мира: Латинской Америке, Западной и Восточной Европе, США, России и даже Китае. Большинство стран мира в той или иной форме вовлечены в такие проекты.

На волне роста сетевых коммуникаций и электронных устройств в сфере вовлечения граждан в демократические процессы партисипаторное бюджетирование все чаще опирается на использование Интернета как канала общения между властью и гражданами. Стремительно возрастающая доступность мобильных телефонов в течение последних двух десятилетий открывает новые перспективы для их использования в целях привлечения людей к участию в партисипаторном бюджетировании. На это обратил внимание Д. Султанов, поделившийся своим видением развития в нашей стране партисипаторного бюджетирования и политики бюджетной открытости, которые имеют много общего. В частности, это представление о гражданах как об активных участниках бюджетного процесса.

 

* * *

В дополнение к презентации «Бюджета для граждан–2018» было презентовано исполнение Государственного бюджета за первое полугодие 2018 года. Так, на финансирование социальной сферы в I полугодии направлено 55,7 % всех расходов. Наибольший удельный вес среди социальных расходов при этом пришелся на сферу образования. Представители Минфина также отметили, что в части мер по повышению самостоятельности местных бюджетов по итогам II квартала перевыполнены прогнозные параметры доходов местных бюджетов в размере 842 млрд сум.

В завершение пресс-конференции было сообщено, что Минфин приступил к подготовке проекта «Бюджет для граждан» на плановый период 2019–2021 годов. Он также будет представлен для общественного обсуждения.

Надо отметить, что концепция подготовки и публикации Государственного бюджета для граждан – это совместный проект Министерства финансов Республики Узбекистан и Программы развития ООН «Содействие реформе управления государственными финансами в Узбекистане».

 

Мероприятие проведено при финансировании Посольством Великобритании в Ташкенте.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 1885 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика