Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 25 / Актуально!

Есть проблема, а где решение?

 

Как оплачивать газ, свет, теплоснабжение и холодную воду, если нет счетчика? А кто-то из прописанных по тем или иным причинам долгое время не проживает по данному адресу. Таких ситуаций достаточно, а четко прописанных правил, как действовать, – нет.

 

 

Четыре – по факту, два – в уме

 

В редакцию обратился А. Абдумуминов из г. Ташкента: «В квартире прописаны 6 человек, но проживают 4. Дочь и сын учатся за рубежом. Как я должен оплачивать услуги газоснабжения, при условии, что у меня нет газового счетчика. Я слышал, что по количеству фактически проживающих. Однако сотрудник райгаза настаивает на том, чтобы я платил по числу прописанных. В Правилах пользования природным газом ответа на этот вопрос не нашел».

Мы адресовали этот вопрос в территориальный филиал газоснабжения АО «Узтрансгаз» по городу Ташкенту. Получили ответ и. о. начальника филиала А. Саидвалиева, в котором он ссылается на старые Правила пользования газом в быту на территории Республики Узбекистан, утвержденные Министерством коммунального обслуживания в 1997 году (рег. МЮ N 370 от 14.10.1997 г., далее – Правила 1997 г.). В них сказано, что при отсутствии прибора учета газа начисление за природный газ производится по тарифу ежемесячно. Периодичность, сроки оплаты, ответственность сторон определяются договором. При выезде с места постоянного жительства на срок более полугода, а также при продаже или сносе жилых домов, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, собственники жилых домов и квартир должны уведомить об этом организацию газового хозяйства. Вот, пожалуй, и весь ответ по существу вопроса. При этом возникает множество других.

Прежде всего почему руководитель филиала ссылается на старые Правила 1997 года? По словам сотрудников городской газоснабжающей организации, в новых Правилах пользования природным газом (прил. N 2 к ПКМ N 22 от 12.01.2018 г., далее – Правила 2018 г.) решение этого вопроса не рассматривается. Они составлены с учетом перспективы создания автоматической системы контроля и учета газа (АСКУГ). Но предыдущие Правила 1997 года еще не отменены. В соответствии с Законом «О нормативно-правовых актах» действия представителя газо­снабжающей организации не вызывают нареканий.

Правилами 1997 года установлено, что при отсутствии приборов учета расхода газа (газовых счетчиков) использованный газ оплачивается по нормам месячного расхода природного газа на 1 человека, на 1 м2 отапливаемой площади (п. 24).

Но каков порядок представления информации об изменениях числа проживающих? Почему нужно уведомлять, только если жилец выезжает более чем на 6 месяцев? Полгода – это большой срок, и за него набегает солидная сумма. Почему столько лет вопрос остается открытым? Почему на ситуацию не обратили внимания при разработке Правил 2018 года? Если нормотворцы считают решение этого вопроса слишком мелким для такого глобального документа, как Правила, то можно было бы разработать ведомственный акт, регулирующий подобные ситуации. Сделать это не поздно и сейчас. Вопрос будет актуальным как минимум до 2021 года. Предполагается, что к  тому времени системой будут охвачены все потребители без исключения. Поэтому газовики должны как можно скорее устранить пробелы в законодательстве.

 

 

А как у других?

 

При решении вопроса газовикам необязательно изобретать велосипед. Полезным может оказаться изучение опыта «коллег по цеху».

В пункте 103 Правил пользования электрической энергией (прил. N 1 к ПКМ N 22) определено: «Бытовой потребитель, не имеющий прибора учета электрической энергии и (или) временно не проживающий на данной жилой площади по каким-либо причинам, обязан письменно известить об этом Бюро и предприятие территориальных электрических сетей для исключения ошибочных начислений за электрическую энергию». Пункт 119 Правил устанавливает, что в случае отсутствия счетчика оплата производится по среднесуточному расходу электрической энергии, и такой расчет не должен превышать одного месяца, в течение которого счетчик должен быть восстановлен.

В Правилах оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах и Правилах оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям (прил. NN 1, 2 к ПКМ N 194 от 15.07.2014 г.) также есть решение вопроса. У тепловиков это пункт 110, а у водоснабженцев – пункт 114. Согласно этим нормам при проживании временных жителей (нанимателей) оплата производится полностью за количество фактически проживающих лиц. Потребитель обязан письменно информировать поставщика об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, – если жилое помещение не оборудовано прибором учета. При этом составляется трехсторонний акт между представителями поставщика, органа самоуправления граждан и владельцем.

 

 

Что дальше?

 

Несмотря на то что у электриков, тепловиков и водоснабженцев, в сравнении с газовиками, Правила более совершенны, они тоже требуют уточнения.

Отсутствие четко прописанных норм нередко приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям. Хотя есть немало фактов, когда стороны при обоюдном согласии находят оптимальное решение вопроса.

По Закону «О защите прав потребителей» потребитель оплачивает исключительно те услуги, которые получил. Чтобы подтвердить временное непроживание, можно было бы представлять в райгаз или Бюро принудительного исполнения справку из махаллинского комитета о количестве фактически проживающих по данному адресу. Справка выдается на основе акта, подтверждающего, что прописанный по данному адресу гражданин здесь временно не проживает. Акт составляют домком и несколько соседей. Кстати, многие поставщики коммунальных услуг используют такой механизм за неимением регламента для непроживающих. Эти данные могут быть введены в биллинговую систему и приняты во внимание при взаиморасчетах. В качестве доказательства временного непроживания в спорных вопросах могут служить также копия документа о регистрации граждан, квитанции, подтверждающие оплату газа по месту их фактического проживания, проездные и прочие документы.

В спорных случаях может быть инициировано судебное разбирательство. В качестве доказательства своей правоты потребитель вправе представить любые документы, позволяющие достоверно установить фактическое число проживающих.

Еще один ракурс проблемы с непроживающими связан с установленной Указом Президента «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативно-правовых актов» (N УП-5343 от 15.02.2018 г.) солидарной ответственностью жильцов. Как быть, например, когда не проживающий, но прописанный в данной квартире живет в другом месте (городе) и имеет там временную прописку? Если нет механизма, устанавливающего факт непроживания, могут ли его привлечь к солидарной ответственности по уплате задолженности в двух мес­тах: по месту постоянной и временной прописки?

Думается, эти важные для потребителей вопросы требуют решения.

 

Олег Гаевой.

 

Прочитано: 1451 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика