Весной этого года вступили в силу несколько нормативно-правовых актов, знаковых для таможенной практики. Они нацелены на упрощение таможенных процедур и снижение барьеров для участников ВЭД. Своими размышлениями о нововведениях, внесенных Указом «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.), поделилась независимый эксперт Халида УСМАНОВА.
– Много лет проработала в таможенных органах, поэтому с большим интересом ознакомилась с Указом Президента N УП-5414 от 12.04.2018 г.
Импонирует, что руководство республики уделяет внимание одной из важных государственных структур, выявило негативные явления в работе ее сотрудников и открыто заявило об этом.
Понравилось, что установили профессиональный праздник – День сотрудников органов ГТС. В Указе нет обоснования, почему именно 26 января? Наверное, это связано с тем, что в этот день отмечается Международный день таможенников.
Согласна и с тем, что давно надо было утвердить флаг и опознавательные знаки органов ГТС, наличие которых предусмотрено Законом «О государственной таможенной службе».
Поддерживаю необходимость упорядочения контроля и учета международных почтовых и курьерских отправлений. Однако не понятно, как физические лица будут представлять предварительную электронную информацию о том, что им пришлет продавец в очередной посылке?
Рада, что вспомнили о Межведомственном таможенно-тарифном совете. В свое время была членом МТТС, и каждый проект документа высшего руководства республики проходил в нем тщательную экспертизу.
Есть еще несколько положительных моментов. Они очевидны, поэтому на них не буду останавливаться.
Однако отдельные положения Программы мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы (утв. УП-5414) вызывают вопросы.
Пункт 11 предусматривает разработку и утверждение порядка предварительного информирования перевозчиками таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых (в том числе на условиях транзита) через таможенную границу Республики Узбекистан автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом до их фактического прибытия на таможенную территорию. Хочу напомнить, что 30 октября 2015 года Кабинет Министров принял постановление N 307 «О введении предварительного электронного информирования органов государственной таможенной службы о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан автомобильным транспортом». И оно уже достаточно слаженно функционирует. Не знаю, чем отличается предварительное информирование при перемещении различными видами транспорта? Надеюсь, что это прояснит будущее постановление Правительства.
Не понятен пункт 15, предусматривающий выпуск импортируемых товаров в свободное обращение непосредственно в пунктах пропуска на границе. А может быть, товар не будет принят покупателем, зачем его растаможивать на границе? И как это можно будет сделать без наличия необходимых документов (разрешений и сертификатов, выдаваемых в Узбекистане)? Ведь согласно статье 271 Таможенного кодекса одним из оснований для выпуска товаров и транспортных средств является соблюдение условия о представлении таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений иных государственных органов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с законодательством или международными договорами Республики Узбекистан.
А если, например, товар везут из Ирана в Ташкент. Границу перевозчик пересекает в Бухарской области. Там его оформили и выпустили в свободное обращение. Но владелец товара находится в Ташкенте, и товар должен быть доставлен и будет использоваться здесь же. Не целесообразнее ли это сделать в Ташкенте?
Пунктом 17 на ГТК возложено разработать проект нормативно-правового акта, регламентирующего порядок лишения иностранных автоперевозчиков права пользования положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП на территории Республики Узбекистан (Женева, 14.11.1975 г.) и возобновления такого права. При этом согласно Конвенции вопросы выдачи книжки МДП не входят в компетенцию таможенных органов. Этим на сегодняшний день занимается Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) – единственная международная организация, получившая (под контролем Исполнительного совета МДП) право на централизованное изготовление и распространение книжек МДП среди национальных гарантийных объединений в соответствии с договорными обязательствами, утвержденными Административным комитетом МДП. В свою очередь каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам своего государства на условиях, определенных в декларации – обязательстве перевозчика.
Пунктом 21 предусмотрены разработка и утверждение положения о порядке таможенного оформления идентичных товаров (по физическим характеристикам, качеству, производителю, коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), экспортируемых либо импортируемых в рамках одного внешнеторгового договора (контракта), путем предоставления периодических грузовых таможенных деклараций. Думается, что целесообразнее было бы разработать единое положение о периодической грузовой таможенной декларации, которое, в частности, может применяться как для идентичных, так и для аналогичных товаров. А то получается, что при перемещении аналогичных товаров периодическую ГТД нельзя применять?
Пункт 22 предусматривает отмену порядка определения и декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан. По моему мнению, это предложение было включено из соображения, что при экспорте нет таможенных платежей. Однако каким образом можно будет определять сальдо внешней торговли, если импорт будет считаться по таможенной стоимости товаров, а экспорт – по контрактной? Есть же международные правила расчета импорта и экспорта.
Пунктом 24 оговаривается заполнение ГТД участниками ВЭД. Этот момент бурно обсуждается профессиональным сообществом. Время покажет, как это будет осуществляться на практике. Тем более что в документе речь идет о возможности заполнения грузовой таможенной декларации при оформлении товаров непосредственно участниками внешнеэкономической деятельности в режиме реального времени, без соблюдения обязательств по прохождению ими обучения и получению квалификационного аттестата. Значит, кто может – заполняет сам, кто не может – ищет специалистов.
Пункт 25 оговаривает разработку проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих порядок выдачи разрешительных документов. Согласно ему карантинное разрешение, разрешение на ввоз и вывоз объектов растительного и животного мира, озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, сертификат соответствия, ветеринарный, гигиенический и экологический сертификаты на идентичные товары в рамках одного внешнеторгового договора (контракта) выдаются единожды, но не более чем на 1 календарный год. Единожды в рамках одного контракта – очень спорное решение. Например, ввезли крупный рогатый скот в начале года, получили ветеринарный сертификат, в середине года завезли животных, больных коровьим бешенством. И что, больные животные будут проходить растаможку по старому сертификату?
Считаю спорным и пункт 26 об отмене комбинированных ставок таможенной пошлины и акцизного налога (в процентах от таможенной стоимости, но не менее ставки установленного размера за единицу облагаемого товара) в отношении импортируемых потребительских товаров. Чем они плохи? Почему по Налоговому кодексу в отношении товаров, производимых в Узбекистане, могут применяться комбинированные ставки, а по импорту нельзя?
Вызывают вопросы и противоречивые друг другу пункты 29 и 30. Пунктом 29 предусмотрено снятие с таможенных органов не свойственных им задач и функций, исполнение которых значительно затягивает сроки таможенного оформления экспортно-импортных товаров. И тут же пунктом 30 оговаривается делегирование функций фито- и ветеринарного контроля таможенным органам на приграничных постах. Как это понимать? Так «снять» или «делегировать»?
Очень удивил пункт 34, предусматривающий создание в Государственном таможенном комитете единого короткого круглосуточного номера телефона доверия по приему обращений. Круглосуточный телефон доверия всегда был в ГТК, до сих пор помню наизусть номера – 120-76-00 и 120-76-31.
И в заключение предлагаю раздел VII «Совершенствование системы социальной защиты сотрудников таможенных органов» дополнить пунктом 45 о разработке положения о пенсионном обеспечении сотрудников таможенных органов.
Готова обсуждать с разработчиками и другие свои предложения. А также оказывать посильную помощь в реализации Указа.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.