Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 18 / Дом, в котором мы живем

Три вопроса заместителю министра

 

В канун празднования Дня работников сферы жилищно-коммунального обслуживания в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам коренного совершенствования деятельности ТЧСЖ, повышения их финансовой устойчивости.

Заместитель министра жилищно-коммунального обслуживания Назиржон Назиров рассказал о результатах работы МинЖКО в этом направлении, ответил на вопросы представителей СМИ, в том числе на вопросы нашего спецкора.

 

 

Мини-взносы введут в ближайшее время

 

Минимальные размеры обязательных взносов на содержание общего имущества собственников жилых помещений, разработанные МинЖКО, будут введены в действие в ближайшее время после внесения изменений и дополнений в законодательство, – об этом сообщил замминистра жилищно-коммунального обслуживания Назиржон Назиров. – Соответствующий проект изменений и дополнений, подготовленный МинЖКО, находится на рассмотрении в Министерстве юстиции.

 

 

Напомним, что постановление Президента N ПП-2922 от 24.04.2017 г. уполномочило МинЖКО ежегодно устанавливать минимальные размеры обязательных взносов для членов ТЧСЖ. В стране реализуется Программа по ремонту, благоустройству и улучшению условий эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на 2017–2021 годы (утв. ПП-2922 от 24.04.2017 г.). Она выполняется главным образом за счет кредитов коммерческих банков и средств собственников жилых помещений. Поэтому важно установить реальный взнос, который бы соответствовал затратам на капремонты и обеспечивал своевременный возврат кредитов.

Мини-взносы были введены в действие приказом МинЖКО N 34 от 31.01.2018 г. как вынужденная мера, а приказом N 54 от 16.02.2018 г. их действие было временно приостановлено до внесения соответствующих дополнений и изменений в законодательство. Проект новой редакции закона «О товариществах частных собственников жилья», который в данный момент разрабатывается, будет передан в Олий Мажлис в конце 2018 года. Учитывая важность введения мини-взносов в ближайшее время, МинЖКО инициировало поправки к действующему Закону.

 

 

Земельные участки вернут товариществам

 

Несколько лет назад большая часть товариществ необоснованно лишилась земельных участков, но установленная законодательством обязанность по их содержанию за ними осталась. Предоставление ТЧСЖ земельных участков на праве постоянного пользования закреплено Законом «О товариществах частных собственников жилья», Земельным кодексом, другими нормативно-правовыми актами. Исходя из этого их границы должны быть закреплены в кадастровых документах. Однако у подавляющего большинства ТЧСЖ границы земельных участков проходят по цоколю жилого здания. То есть – фактически земли нет, а ответственность за ее содержание по законодательству осталась.

 

Негласное лишение ТЧСЖ земельных участков является нарушением, породившим ряд серьезных проблем и противоречий. Если собственником земли у нас является государство, значит, оно (в лице управлений по благоустройству территорий при хокимиятах) и должно обеспечивать ее содержание. Но этого не происходит. В структуре обязательного взноса членов ТЧСЖ заложены затраты на содержание и благоустройство придомовой территории, которой реально у них нет. По сути, это неправомерное расходование средств собственников. Но если придомовые территории не убирать, возмущению жителей не будет границ. Кроме того, товарищества в добровольно-принудительном порядке вынуждены брать кредиты на благоустройство территорий, которыми не владеют. Конечно, вряд ли кто возразит против перспективы жить в ухоженном и благо­устроенном дворе. Но там, где есть обязанности, должны быть и права. А правом хозяйничать на этих территориях незаконно пользуются другие. Получается, что кому-то было выгодно оставить ТЧСЖ без земельных участков.

Это на руку частным застройщикам, которые начали наступление на жилые микрорайоны. Во дворах незаконно сносят детские и спортивные площадки, унич­тожают деревья, строят объекты между многоквартирными домами вплотную к ним. Если бы эти земельные участки принадлежали товариществам, возможно, такого бы не наблюдалось. Часто строительство идет с нарушением градостроительных требований, санитарных норм и правил. Это вызывает недовольство и серьезные противоречия между жителями, застройщиками, представителями органов государственной власти и самоуправления граждан.

 

– Будут ли земельные участки переданы в пользование ТЧСЖ? Осуществляет ли Жилищная инспекция контроль за незаконными застройками в жилых массивах?

– Вопрос с земельными участками товариществ очень серьезный. Он будет урегулирован с принятием законов «О товариществах частных собственников ­жилья» в новой редакции и «О порядке пользования, содержания жилых и нежилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах», которые в данный момент находятся в стадии разработки, – сообщил заместитель министра жилищно-коммунального обслуживания Назиржон Назиров. – В них предусмотрено закрепление за каждым товариществом земельных участков, границы которых будут определяться на основе данных государственного кадастрового учета. В данный момент этот вопрос прорабатывается с Гос­комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Министерством строительства. Что касается застроек на территории жилых массивов, то при отсутствии технических условий на строительство, других нарушениях законодательства жители вправе обращаться в Инспекцию по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда и получить разъяснение.

Хотелось обратить внимание разработчиков новых актов законодательства на то, что в формулировках документов, принятых в последнее время и связанных с содержанием и благоустройством придомовых территорий, происходит смешение понятий «придомовая территория», «прилегающая территория», «земельный участок». В результате возникает их неправильная трактовка. А между тем Санитарные правила и нормы содержания и благоустройства территорий населенных мест в условиях Республики Узбекистан (N 0329-16 от 6.05.2016 г.) внесли ясность и установили однозначное определение этих понятий исходя из действующего законодательства:

придомовая территория – земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого (участка) определены на основании данных государственного кадастрового учета, или земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с планом границ, указанных в техническом паспорте, в состав которого входят площадки, сады, тротуары и внутриквартальные дороги и проезды;

прилегающая территория – территория шириной 15 метров, непосредственно примыкающая к границам основной территории, строительной площадки, объекта торговли, конечных стоянок общественного транспорта и иных объектов, находящихся в собственности, владении, пользовании, а также на правах аренды, или шириной 5 метров по периметру от основной территории для объектов мелкорозничной торговой сети, объектов малых архитектурных форм, отдельно стоящих рекламных конструкций.

 

 

Лицензия как «входной билет» на рынок

 

С созданием МинЖКО многие рассчитывали, что будет решен вопрос с лицензированием частного бизнеса, работающего в жилищной сфере. Главной проблемой в деятельности частных управляющих компаний является отсутствие кадров. Мониторинги состояния УК, проводимые Ассоциацией ТЧСЖ г. Ташкента в разное время, свидетельствовали о том, что значительной частью коммерческих структур руководят случайные люди, не имеющие образования, с сомнительной репутацией, далекие от жилищной сферы: дворники, продавцы, пекари, фельдшеры и так далее.

 

Отсюда низкое качество услуг, различные злоупотребления, жалобы жителей. Жилищники не раз поднимали вопрос о «входном билете» – лицензии – для частного бизнеса, работающего в ЖКХ. В России, других странах этим занимается жилищная инспекция. У нас действующая при МинЖКО Инспекция по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда вправе контролировать деятельность частных УК. Но выявленные там нарушения будут следствием отсутствия лицензирования, первичного контроля за коммерческими структурами.

– Пока вопрос с лицензированием управляющих компаний не рассматривается, – отметил замминистра жилищно-коммунального обслуживания Назиржон Назиров. – Сегодня на рынке жилищных услуг, помимо частного бизнеса, начали работать госструктуры в лице ГУП «Ремонтно-восстановительная служба» и «Единый расчетный центр». Формируется государственно-частное партнерство, и частному бизнесу необходимо поднимать планку, чтобы успешно конкурировать с государственными структурами. Вопрос с лицензированием УК в дальнейшем будет прорабатываться. Для этого необходима разработка лицензионных требований, критериев, процедур.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 2062 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика