Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 18 / Таможня

Нужно сохранить баланс интересов

 

На последнем семинаре Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана (АТБ) обсуждались актуальные изменения законодательства в сфере таможенного регулирования. Мнения были разные. Свою точку зрения на законодательные нововведения озвучил председатель Ассоциации Арсен Айрапетьянц.

 

Недавно были приняты два судьбоносных указа Президента Республики Узбекистан – «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса» (N УП-5409 от 11.04.2018 г.) и «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.).

 

Оба документа направлены на дальнейшее реформирование взаимо­отношений государства и бизнеса, улучшение условий осуществления предпринимательской деятельнос­ти и всестороннее стимулирование бизнес-инициатив.

Наряду с позитивной оценкой положений указов, есть и поводы для беспокойства. В них содержатся обос­нования введения новых норм, но не указан, хотя бы кратко, конечный результат.

К примеру, в приложении N 1 к Указу N УП-5409 в числе отменяемых документов разрешительного характера указаны разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и на уничтожение иностранных товаров.

А пунктом 4 Указа N УП-5414 установлено, что с 1 июля 2018 года отменяется выдача таможенными органами разрешений при помещении товаров под таможенные режимы. И так как в тексте документа нет перечня режимов, то данная норма означает отмену разрешений при помещении под любой режим.

 

 

О режимах

 

Сохранение таможенного контроля должно означать и выполнение условий помещения товаров под режимы. Учитывая поручение разработать новый Таможенный кодекс (где и должны содержаться условия помещения под режимы), не мешает конкретизировать сохранение требования о наличии в информационной системе таможенных органов заключения государственного органа в области охраны природы о возможности уничтожения товара с указанием способа и места унич­тожения.

Еще большую озабоченность вызывает исполнение процедуры помещения под таможенные режимы переработки вне (на) таможенной территории. Лицо, оценивающее возможность помещения под таможенный режим (в том числе соблюдение таких условий, как подтверждение норм выхода продуктов переработки и идентификация товаров в продуктах переработки), является также и лицом, производящим таможенный контроль за соблюдением требований режима в процессе исполнения. В этом случае на каждом таможенном посту должен быть персонал со специфичными навыками. Но такое положение будет приводить к повышенным коррупционным рискам.

В Узбекистане уже есть передовой опыт упрощения некоторых таможенных процедур (по сравнению с другими странами). К примеру, достаточно упрощено помещение товаров под таможенный режим таможенного транзита. И это одно из направлений, где у нас могут позаимствовать опыт наши соседи по региону. Также в свое время, по сравнению с законодательством многих стран (в том числе и стран ЕАЭС), были упрощены процедуры по получению разрешения на помещение товаров в таможенные режимы переработки. Конечно же, «напрашивалось» облегчение режимов переработки в плане отмены представления технико-экономического обоснования, требования подтверждения норм выхода продуктов переработки для ремонта, совершенствования валютного регулирования для указанных режимов.

Для сравнения можно обратиться к международным нормам в отношении указанных таможенных режимов – например, к Генеральному приложению к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973 г.):

 

Языком документа

 

ГЛАВА 3

ОЧИСТКА И ДРУГИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ

 

3.44. Стандарт

Когда товары еще не были выпущены для внутреннего потребления или были помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не было выявлено никакого правонарушения, заинтересованному лицу не предъявляется требование уплаты пошлин и налогов или уплаченные им пошлины и налоги подлежат возврату в случаях:

если по его просьбе такие товары под таможенным контролем и по решению таможенной службы передаются государству или унич­тожаются, либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности. При этом все связанные с этим затраты несет заинтересованное лицо.

 

Специальное приложение Е

Переработка

ГЛАВА 1

ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Помещение товаров под режим переработки

на таможенной территории

 

(a) Разрешение на переработку на таможенной территории

8. Стандарт

Национальное законодательство определяет случаи, когда для переработки на таможенной территории требуется предварительное разрешение, и органы, уполномоченные выдавать такое разрешение.

9. Стандарт

В разрешении на переработку на таможенной территории указывается способ осуществления операций, разрешенных при переработке на таможенной территории.

 

 

Иными словами, выдача разрешения для помещения товаров под довольно специфические таможенные режимы не рассматривается как нечто мешающее упрощенному прохождению таможенных процедур. Наоборот, в тех случаях, когда таможня заранее не оповещена о предстоящих процедурах и у таможенного органа не было времени заблаговременно принять решение, начало всех процедур предварительной проверки будет перенесено на момент заявления таможенной дек­ларации. Это в свою очередь будет вызывать большое неудобство для субъектов предпринимательства. Тем более что легче собрать небольшой штат сотрудников, имеющих специальные навыки и опыт в региональном таможенном управлении, чем создавать такой штат в каждой зоне таможенного оформления.

 

 

О таможенном брокере

 

Теперь об отмене выдачи таможенным органом разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. В принципе, это прогрессивный шаг, но все-таки неясно, по какому варианту далее будут развиваться события:

1) возврат к уведомительной системе регистрации таможенных брокеров (эта система существовала в Узбекистане с 2001-го по 2016 год);

2) полное отсутствие регистрации таможенным органом лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенного брокера.

При этом 2-й вариант можно разделить на 2 подварианта:

  • появится саморегулирующийся рынок услуг с сохранением вида деятельности и минимального набора требований для его осуществления (к примеру, наличие в штате квалифицированного специалиста);
  • полностью исчезнет из законодательства определение такого вида деятельности.

Поэтому прежде всего надо понять: нужен ли рынок услуг таможенного брокера субъектам предпринимательства?

Нормы Указа N УП-5414, предусматривающие как самостоятельное декларирование, так и заполнение дек­ларации сотрудником таможенного органа, устраняют действующую много лет ситуацию, когда услуги таможенных брокеров выглядели «навязанными». Ранее участник ВЭД мог не обращаться к таможенным брокерам, но для самостоятельного декларирования должен был иметь в штате специалиста по таможенному оформлению. Сейчас ситуация будет равноправной. Но только в том случае, если у участника ВЭД будет выбор: декларировать самостоятельно или обратиться к таможенному брокеру.

Как и в любой другой сфере бизнеса, на рынке околотаможенных услуг существуют таможенные брокеры с разным профессиональным уровнем. В таких равноправных и равновесных условиях таможенным брокерам просто необходимо будет повышать как уровень профессионализма, так и уровень культуры обслуживания.

Опыт других стран показывает, что даже в тех странах, где таможня уже давным-давно предоставляет услуги по заполнению декларации, таможенные брокеры существуют (яркий пример – Германия). Практически единственной страной, где у организаций нет статуса таможенного брокера (агента, представителя), является Грузия. Но и там около 20 организаций фактически предоставляют услуги таможенного брокера (представителя), не являясь им юридически!

Но работа таможенного брокера заключается не столько в заполнении таможенной декларации, сколько в проведении предварительных консультаций, ознакомления клиента с нормами и требованиями законодательства, в том числе и о применении мер экономической политики.

Существуют факты и целый ряд доводов в пользу сбалансированного существования самостоятельного декларирования и обращения к таможенным брокерам. Достаточно вспомнить, что спрос всегда рождает предложение. А неудовлетворенный законным образом спрос будет пользоваться предложениями «теневого» сектора.

Очень надеюсь, что при дальнейшем развитии законодательства сохранится такой вид деятельности, как таможенный брокер. У нас большая страна, с широко представленным производственным сектором, поэтому всегда востребованы как качественные консультации, так и профессиональное обслуживание, в том числе и услуги, предоставляемые таможенными брокерами «под ключ».

В завершение хочется опять вернуться к Киотской конвенции и напомнить следующее положение из Главы 8 «Взаимоотношения между таможенной службой и третьими сторонами»:

«Заинтересованные лица должны иметь выбор между проведением операций с таможенной службой непосредственно и через уполномоченную третью сторону, действующую от их имени (Стандарт 8.1)».

 

Прочитано: 2545 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика