Пошел платить за электроэнергию, выяснилось, что имеется задолженность за предыдущий месяц. Мне сказали, что поставщик вправе производить расчеты за потребленную электроэнергию по среднему потреблению, если я не заплачу до 10 числа. Я аккуратный плательщик. Но так сложились обстоятельства, что пришлось немного повременить, и я пришел после 10 числа.
Вправе ли поставщик требовать предоплаты и производить начисления, если просрочка в оплате составила месяц? Некоторые годами не платят – и ничего.
А. Хайдаров, г. Ташкент.
– В данном случае речь идет не о предоплате, а о необходимости своевременной оплаты потребления электроэнергии за предыдущий период. Напомним, что согласно пункту 70 Правил пользования электрической энергией (прил. N 1 к ПКМ N 22 от 12.01.2018 г.) бытовые потребители обязаны производить полный расчет за потребленную в предыдущем месяце электроэнергию до 10 числа каждого месяца. В противном случае их отключают от электросетей в обязательном порядке.
Пункт 69 Правил устанавливает, что поставщик вправе производить расчет за предыдущий расчетный период по договорной величине потребления электроэнергии или на основании данных о среднесуточном фактическом объеме потребления. Это делается при:
√ неснятии показаний с приборов учета;
√ непредставлении потребителем отчета о расходе электроэнергии.
После контрольного снятия работниками Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре показаний с приборов учета производится перерасчет за фактическое потребление электроэнергии с участием либо без участия потребителя.
То же самое предусмотрено пунктом 108 Правил.
В пункте 3 Правил определено, что контрольное снятие показаний (обход) – это снятие показаний фактического расхода электроэнергии уполномоченным лицом Бюро с проведением визуального осмотра приборов учета электроэнергии, измерительных трансформаторов, схем их подключения и целостности установленных пломб. Остается открытым вопрос периодичности контрольных обходов работниками Бюро.
Что касается юридических лиц, то Бюро совместно с потребителем (кроме бытовых) должно ежемесячно снимать показания с приборов учета (п. 4 Правил). А вот для бытовых потребителей (физических лиц) периодичность контрольных обходов не установлена. А это очень важно для проведения расчетов с потребителем в различных ситуациях. Когда речь идет о периоде начислений, в Правилах часто используется формулировка «не более чем за срок исковой давности». Но срок исковой давности – 3 года. Будут ли поставщики считать эти 3 года автоматически или только при заявлении об этом потребителем в исковом производстве?
В то же время пункт 120 Правил предусматривает формулировку «со дня последнего обхода, но не более чем за срок исковой давности». Речь идет о случаях повреждения (по вине потребителя) или отсутствия прибора учета, срыва пломб и других нарушений с целью уменьшения показателей фактического потребления электрической энергии, определяемых визуально при проведении обходов. То есть важность четкого определения периодичности контрольных обходов – это цена вопроса для потребителя. Потому что есть существенная разница, за какой период ему придется платить: за 3 года (срок исковой давности) либо за месяц (два, три, квартал или полгода), если будет установлена периодичность обходов. Остается только предполагать, является ли отсутствие четкого регламента пробелом в документе.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.