Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 13 / Дом, в котором мы живем

Периодичность обходов не установлена

 

Пошел платить за электроэнергию, выяснилось, что имеется задолженность за предыдущий месяц. Мне сказали, что поставщик вправе производить расчеты за потребленную электроэнергию по среднему потреблению, если я не заплачу до 10 числа. Я аккуратный плательщик. Но так сложились обстоятельства, что пришлось немного повременить, и я пришел после 10 числа.

Вправе ли поставщик требовать предоплаты и производить начисления, если просрочка в оплате составила месяц? Некоторые годами не платят – и ничего.

А. Хайдаров, г. Ташкент.

 

– В данном случае речь идет не о предоплате, а о необходимости своевременной оплаты потребления электроэнергии за предыдущий период. Напомним, что согласно пункту 70 Правил пользования электрической энергией (прил. N 1 к ПКМ N 22 от 12.01.2018 г.) бытовые потребители обязаны производить полный расчет за потребленную в предыдущем месяце электроэнергию до 10 числа каждого месяца. В противном случае их отключают от электросетей в обязательном порядке.

Пункт 69 Правил устанавливает, что поставщик вправе производить расчет за предыдущий расчетный период по договорной величине потребления электроэнергии или на основании данных о среднесуточном фактическом объеме потребления. Это делается при:

√ неснятии показаний с приборов учета;

√ непредставлении потребителем отчета о расходе электроэнергии.

После контрольного снятия работниками Бюро принудительного исполнения при  Генпрокуратуре показаний с приборов учета производится перерасчет за фактическое потребление электроэнергии с участием либо без участия потребителя.

То же самое предусмотрено пунктом 108 Правил.

В пункте 3 Правил определено, что контрольное снятие показаний (обход) – это снятие показаний фактического расхода электроэнергии уполномоченным лицом Бюро с проведением визуального осмотра приборов учета элект­роэнергии, измерительных трансформаторов, схем их подключения и целостности установленных пломб. Остается открытым вопрос периодичности контрольных обходов работниками Бюро.

Что касается юридических лиц, то Бюро совместно с потребителем (кроме бытовых) должно ежемесячно снимать показания с приборов учета (п. 4 Правил). А вот для бытовых потребителей (физических лиц) периодичность контрольных обходов не установлена. А это очень важно для проведения расчетов с потребителем в различных ситуациях. Когда речь идет о периоде начислений, в Правилах часто используется формулировка «не более чем за срок исковой давности». Но срок исковой давности – 3 года. Будут ли поставщики считать эти 3 года автоматически или только при заявлении об этом потребителем в исковом производстве?

В то же время пункт 120 Правил предусматривает формулировку «со дня последнего обхода, но не более чем за срок исковой давности». Речь идет о случаях повреждения (по вине потребителя) или отсутствия прибора учета, срыва пломб и других нарушений с целью уменьшения показателей фактического потребления электрической энергии, определяемых визуально при проведении обходов. То есть важность четкого определения периодичности контрольных обходов – это цена вопроса для потребителя. Потому что есть существенная разница, за какой период ему придется платить: за 3 года (срок исковой давности) либо за месяц (два, три, квартал или полгода), если будет установлена периодичность обходов. Остается только предполагать, является ли отсутствие четкого регламента пробелом в документе.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 1398 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика