Введение электронного учета платежей за коммунальные услуги вселило надежду, что люди будут избавлены от неправильных начислений с последующими мучительными хождениями по инстанциям в попытках защитить свои потребительские права. К тому же коммунальные службы вроде бы очистили от недобросовестных работников. Вроде бы установили строжайший контроль за начислениями в лице Бюро принудительного исполнения. Во всяком случае, все выглядит так в «победных реляциях» в СМИ. Но на практике часто все происходит по-другому.
В феврале 2017 года мне неожиданно пришло требование уплатить якобы имеющуюся задолженность за электроэнергию в размере около 200 тыс. сум. После жалоб выяснилось, что это «техническая ошибка» и задолженности у меня нет, что было подтверждено письмом АО «Toshkentshaharelektrtarmoqlarikorxonasi».
В феврале 2018-го мне – уже от имени Бюро – вновь предъявляется требование уплатить около 200 тыс. сум. После жалоб было установлено, что я ничего не должен. Отсутствие задолженности опять было подтверждено письмом АО «Toshkentshaharelektrtarmoqlarikorxonasi».
В марте 2018 года я предварительно оплатил порядка 200 киловатт. А через несколько дней на сайте ek.uz/ru/cabinet/payment-public/terminal (данные об оплате коммунальных услуг) вижу… задолженность в 1 500 сумов! Звоню в Бюро. Вначале мне ответили, что они якобы не занимаются электроэнергией и я должен обратиться в электроснабжающую организацию. Но после напоминания о том, что Бюро уполномочено контролировать порядок оплаты, тем более необоснованных задолженностей по всем коммунальным услугам, у меня спросили адрес и текущее показание счетчика. Через пару минут подтвердили предоплату, отсутствие задолженности и обещали, что данные на сайте будут исправлены (хотелось бы верить!).
Это один вариант «электронных фокусов».
Другой произошел с моим знакомым. Когда он стал сравнивать показания своего электронного счетчика с учетными записями на этом же сайте, оказалось, что в записях каждый день у него прибавляются 1–1,5 киловатта электроэнергии.
Судя по аналогичным фактам, которые приводят мои знакомые, а также материалам в социальных сетях, случаи «ошибок» – далеко не исключение, а, скорее, уже правило. И не только в сфере электроснабжения, но и при получении других коммунальных услуг.
Электроника электроникой, но человеческий фактор никуда не делся. А он может работать двояко: либо «абы как бы», либо профессионально, грамотно, ответственно за качество работы, с уважением к потребительским правам граждан, да и просто к их нервам, времени, которые приходится тратить на исправление чужих ошибок. Когда же в связи с подобными случаями задумываешься, во что могут вылиться такие ошибки при выезде гражданина за границу, оформлении сделок с жильем и в других серьезных жизненных ситуациях, честное слово, становится не по себе.
Конечно, электроника – вещь тонкая и всякое может случиться. Но когда это не единичный случай, а происходит раз за разом, со многими гражданами, поневоле думаешь, что проблема не в электронике, а в тех, кто ею управляет.
В. С., г. Ташкент.