Не каждый начинающий предприниматель знает о том, какие функции выполняет счет-фактура и насколько важен этот документ для компании. Да, это не договор, без которого нельзя совершить сделку, не счет, выставляемый на оплату. Так для чего нужен счет-фактура?
Что такое счет-фактура
Это специальный документ, который подтверждает реализацию (отгрузку) товаров или оказание услуг и их стоимость. Он заполняется строго по установленному законодательством образцу. В бланке указываются наименования и реквизиты продавца и покупателя, перечень товаров или услуг, их цена, стоимость, ставка и сумма НДС, а также прочие показатели. Вместе со счетом-фактурой также оформляются акты выполненных работ (услуг), приема-передачи имущественных прав и т.п.
Зачем он нужен
Покупатель любого товара или услуги уплачивает НДС – налог на добавленную стоимость, сумму которого продавец (если он является плательщиком НДС) включает в стоимость своего товара (услуги). При этом государство предоставляет покупателю право на зачет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, по фактически полученным товарам (работам, услугам). Это позволяет компании сократить налоговое бремя. А счет-фактура для плательщика НДС является основанием для отнесения налога в зачет.
Плательщики налога на добавленную стоимость обязаны вести реестр счетов-фактур по приобретенным ими товарам (работам, услугам), а также выставленных счетов-фактур по реализованным товарам (работам, услугам). Эти реестры – часть налоговой отчетности: по ним рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Если юридические лица не платят НДС, тогда в счете-фактуре сумму налога не указывают и делают надпись «Без налога на добавленную стоимость».
Чем грозит незакрытый счет-фактура или его утеря
Налоговым кодексом РУз строго обозначено, что при отсутствии документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе счета-фактуры, выручка от реализации и полученные доходы не признаются.
Также возможна ситуация, когда покупатель может отказаться подписать счет-фактуру на оставшуюся сумму сделки, в результате чего компания, оказавшая услуги или доставившая товар, понесет значительные финансовые убытки.
В случае утери счета-фактуры одной из сторон сделки она должна письменно или устно обратиться к покупателю или поставщику с просьбой о восстановлении утерянного документа. На практике обычно оформляется новый счет-фактура с надписью в верхнем углу «Дубликат», чтобы исключить возможность повторного отражения документа в бухгалтерском учете.
Кроме того, руководитель предприятия вправе назначить приказом комиссию по расследованию причин утраты первичных документов. Виновные лица привлекаются к ответственности в установленном законодательством порядке.
Как решить проблему утери счета-фактуры и первичной документации
Никак, пока компании используют бумажный документооборот для ведения деловой документации. Утеря документов, закрытие счетов-фактур задним числом и прочее – не единственные его недостатки. В то же время у электронного документооборота и, в частности, электронного счета-фактуры (ЭСФ) есть ряд неоспоримых преимуществ:
1) скорость и гарантия доставки. ЭСФ доставляются по интернету мгновенно и в любое время суток. Информационный посредник также обеспечит подтверждение того, что счет-фактура доставлен покупателю;
2) автоматизация работы бухгалтерии. Электронные счета-фактуры, подписанные электронной цифровой подписью, имеют такую же юридическую силу, как и бумажные аналоги. Они существуют в электронном виде, их не нужно распечатывать, ставить на них печати, вносить в бумажный учетный реестр;
3) экономия бумаги и средств на изготовление печати;
4) «прозрачность» оплаты и возможность просмотра жизненного цикла товара.
Несмотря на все плюсы электронного счета-фактуры и в целом электронного документооборота, большинство организаций в Узбекистане не решается перейти к его использованию. В соседнем Казахстане, например, с 1 января 2017 года счета-фактуры выписываются исключительно в электронном формате.
Отсутствие необходимого программного обеспечения и надежных информационных посредников является одной из причин, тормозящих развитие электронного документооборота в стране. Сегодня разработку подобного сервиса, способного выступить информационным посредником между покупателем и продавцом, минимизировав временные и материальные затраты обеих сторон, активно ведет компания Venkon Group.
Публикуется на правах рекламы.