Согласно ежегодному докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса 2018: реформирование для создания рабочих мест» Узбекистан осуществил 5 реформ в сфере бизнеса и в третий раз вошел в десятку мировых лидеров по улучшению делового климата.
По мнению экспертов Всемирного банка, предпринятые Узбекистаном меры (онлайн-регистрация субъектов предпринимательства, упрощение налогового администрирования и снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства и т.п.) привели к тому, что:
- ускорена и облегчена процедура открытия бизнеса;
- упрощен процесс получения разрешения на подключение к системе энергоснабжения;
- усилена защита миноритарных инвесторов, повышены требования к корпоративной прозрачности;
- упрощена система уплаты налогов;
- упрощена процедура выдачи разрешения на строительство.
В итоге Узбекистан значительно улучшил свое положение в мировом рейтинге по степени легкости ведения бизнеса, заняв 74-е место из 190 стран, включенных в рейтинг. Но нет предела совершенству...
Узбекистан планирует активно продолжать реформы в сфере международной торговли и налогообложения и к 2022 году подняться до 40-й позиции в рейтинге Всемирного банка.
Нужны перемены
Не секрет, что в экономике Узбекистана, в отличие от многих стран постсоветского пространства, очень высок показатель доли населения, занятого в сегменте малого и частного бизнеса, – около 80%. Учитывая этот факт и руководствуясь Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, предусматривающей последовательное упрощение систем налогообложения, снижение налогового бремени посредством расширения налогооблагаемой базы, повышение собираемости налогов, внедрение современных методов налогового администрирования, хотелось бы внести несколько предложений по существенному изменению системы налогообложения и налогового администрирования для малого бизнеса. Новая налоговая система для малого бизнеса будет эффективной, если:
1) обеспечить ее функционирование практически без участия налогоплательщика;
2) снизить издержки налогоплательщиков и государства, связанные с налоговым администрированием;
3) обеспечить 100-процентный охват всех налогоплательщиков;
4) исключить возможность какого-либо уклонения от уплаты налогов;
5) защитить ее от всех существующих схем «обнала».
Такая система налогообложения может быть реализована при условии, что Узбекистан:
- сохранит действующие законодательные ограничения на хождение иностранной наличной валюты в качестве платежного средства;
- исключит из внутреннего финансового оборота наличные денежные средства;
- обеспечит равную налоговую нагрузку для всех участников рынка путем отмены всех действующих льгот и преференций.
Действующая сегодня в Узбекистане налоговая система для малого бизнеса включает налогообложение:
1) хозяйствующих субъектов (малые предприятия, фермеры, частные предприниматели и другие участники рынка, которых можно отнести к малому бизнесу);
2) физических лиц, связанных с деятельностью хозсубъекта.
В новой системе предлагается сохранить действующий алгоритм налогообложения.
Ключевым элементом системы целесообразно определить обслуживающий налогоплательщика банк.
На уровне обслуживающего банка предлагается формировать налоги и перечислять их в госбюджет. В этом случае налогоплательщик практически не будет иметь возможности как-либо влиять на исчисление налогов и перечисление их в бюджет.
Предлагаемые изменения
Налогообложение хозяйствующего субъекта
При зачислении любых денежных средств на расчетный счет налогоплательщика банк самостоятельно, автоматически, без какого-либо участия налогоплательщика бронирует 5% от величины платежа на специальном транзитном налоговом счете и перечисляет указанные средства в бюджет в течение банковского дня. Тем более что в Узбекистане уже имеется такой опыт исчисления и уплаты налогов.
Налогообложение фонда потребления
Выплата денежных средств в пользу физических лиц, связанных с текущей деятельностью налогоплательщика (заработная плата, дивиденды, материальная помощь и другие выплаты, связанные с фондом потребления), возможна только при условии, что на расчетном счете налогоплательщика достаточно денежных средств для уплаты налога в размере 20% от начисленной суммы. При этом банки самостоятельно начисляют и перечисляют в бюджет указанный налог.
При этом предлагаемая налоговая система не отменяет действующих налогов, пошлин и обязательных платежей, связанных с импортом товаров и услуг на территорию Узбекистана и производством подакцизных товаров.
Выводы
Что дадут предлагаемые существенные изменения системы налогообложения?
Во-первых, описанная налоговая система будет действовать практически без участия налогоплательщика.
Во-вторых, реальная налоговая нагрузка на субъекты малого бизнеса составит:
- 5% от величины дебетового оборота по расчетному счету налогоплательщика;
- 20% от величины выплат денежных средств в пользу физических лиц, связанных с функционированием налогоплательщика.
В-третьих, алгоритм начисления и уплаты налогов исключит необходимость формирования и сдачи налоговым органам каких-либо налоговых отчетов, а следовательно, позволит значительно сократить затраты государства и налогоплательщиков – субъектов малого бизнеса, связанные с налоговым администрированием.
В-четвертых, предлагаемая система позволит налоговым органам ежедневно, полно и удаленно контролировать правильность исчисления и уплаты налогов банками, отслеживая только совокупный приход на расчетные счета налогоплательщиков и совокупный расход их денежных средств по фонду потребления.
В-пятых, в случае сохранения действующих ограничений на использование наличной иностранной валюты и исключения из внутреннего финансового обращения Узбекистана наличных денежных средств предлагаемая система сможет обеспечить оперативную 100-процентную собираемость налогов.
В-шестых, единые правила начисления и уплаты налогов для всех субъектов малого бизнеса, без каких-либо льгот, особых налоговых режимов, изъятий и исключений:
- позволят снизить налоговую нагрузку на эту категорию налогоплательщиков;
- создадут равную конкурентную среду во всех сегментах рынка;
- обеспечат свободный переток капитала в самые эффективные отрасли экономики;
- будут способствовать динамичному насыщению рынка конкурентными товарами и услугами.
Также хотелось бы отметить, что предлагаемая схема налогообложения малого бизнеса позволит реализовать практически все задачи и требования Указа Президента «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» (№УП-5116 от 18.07.2017г.).
Григорий Зомерфрайнд,
финансист.
А не лучше ли ЦБ открыть кредитную линию финансирования бюджетных ассигнований соц-культ и др. расходов, под гарантию доходной части бюджета, тогда и кру и счетную палату можно ликвидировать, контроль у ЦБ за целевым использованием кредитных средств. А налоги платить со второго квартала.
Если есть другие мнения готов принять к рассмотрению.
То есть, соцстрах, пенсионный и подоходный объединить в один налог на доход и заставить этот налог платить всех: и бедных и богатых. А пока что у нас те, кто живут от зарплаты до зарплаты платят подоходный по прогрессивной шкале до 23 %, плюс работодатель должен за работника соцстрах от 15 до 25 % платить с той же налогооблагаемой базы. А по факту работодатель платит зарплату "в конверте", чтобы не платить соцстрах, так как налог с доходов работодателя (дивидендов) всего 10 %, и никакой соцстрах с этих денег работодатель не платит. Если уравняем все налоги на все доходы, то собираемость обязательно увеличится. С другими налогами и сборами - точно также, все налоги и сборы, взимаемые с одной и той же налогооблагаемой базы нужно объединить. Отчетность уменьшится в разы. А Минфин с Минэкономикой пусть сами решают в какие сферы сколько денег нужно направить.