24–25 августа 2017 года в городе Ташкенте состоялось одиннадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Н.Йулдошев.
Сенаторы рассмотрели и одобрили законы:
√ «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней». Закон четко определил полномочия государственных органов, органов госвласти на местах, а также институтов гражданского общества в сфере распространения правовой информации. При этом уполномоченным органом, отвечающим за организацию, координацию всей работы по ее распространению, определено Министерство юстиции. Также определены порядок и способы распространения правовой информации. Закон направлен на повышение уровня правовой грамотности, правовой культуры населения, обеспечения законности, исполнительской дисциплины в стране;
√ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью». В условиях глобализации, широкого развития информационно-коммуникационных технологий, Интернета важнейшей задачей становится создание еще более эффективных правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также подрывающей нравственные устои народа. В Законе четко определены система и полномочия государственных органов в данной сфере, механизмы участия в этой работе институтов гражданского общества. Уполномоченным органом, призванным обеспечить координационную деятельность госорганов, гражданских институтов, образовательных учреждений, СМИ в этой сфере, определено Узбекское агентство по печати и информации. Законом определены виды вредной для детей информации, условия, порядок проведения экспертизы информационной продукции, ведения реестра запрещенной среди детей информационной продукции. Детальный порядок классификации информации по возрасту детей, а также критерии их отнесения к той или иной категории будут определены отдельным положением, утвержденным Кабинетом Министров;
√ «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства». Закон наделяет Уполномоченного широкими полномочиями по реализации стоящих перед ним задач, осуществлению контроля за безусловным соблюдением прав и законных интересов предпринимателей. Он рассматривает жалобы на решения госорганов (организаций), действия их должностных лиц, нарушающих права предпринимателей, осуществляет мониторинг законности проверок их деятельности, обращается в суды с заявлениями и исками, участвует в заседаниях госорганов, осуществляет иные полномочия, связанные с защитой прав предпринимателей. Институт Уполномоченного должен в соответствии с законом обеспечивать защиту прав и законных интересов не только субъектов предпринимательства нашей страны, но и иностранных компаний, ведущих свой бизнес в Узбекистане. Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности, улучшению делового климата в стране.
Вместе с тем предметом деятельности Уполномоченного не могут быть экономические споры между предпринимателями, споры, вытекающие из семейных, трудовых и других правоотношений, не связанные с предпринимательством, а также вопросы, отнесенные к компетенции суда, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следствия, дознания и исполнения наказания;
√ «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц». Положениями нового Закона конкретизированы правовые механизмы работы с обращениями физических и юридических лиц, способствующие улучшению правоприменительной практики в этой области. Действие Закона распространяется не только на госорганы, как это было прежде, но и на организации, созданные государством или с его участием, финансируемые из Госбюджета, оказывающие гражданам госуслуги;
√ «О выборах в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента». Закон создает организационно-правовые условия для образования кенгашей народных депутатов в районах г.Ташкента в целях расширения бюджетных полномочий местных органов власти, их роли в реализации важнейших вопросов социально-экономического развития районов столицы;
√ «Об установлении Дня молодежи Республики Узбекистан». Принятие Закона будет способствовать последовательной и эффективной реализации государственной молодежной политики, всемерной поддержке молодежи, коренному реформированию системы защиты ее прав и законных интересов;
√ «Об установлении Дня работников сельского хозяйства Республики Узбекистан». Принятие данного Закона – это знак признания самоотверженного труда тружеников села, их вклада в укрепление государственной независимости, процветание страны;
√ «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)». Закон дополнен новыми статьями, определяющими функции Уполномоченного по повышению правового сознания граждан, развитию международного сотрудничества. Четко сформулированы механизмы организации деятельности региональных представителей Уполномоченного, взаимодействия омбудсмана с судами и другие;
√ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института дознания». Закон вносит изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан, а также в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Они предусматривают исключение из уголовно-процессуального законодательства института дознания, который фактически дублирует институт доследственной проверки. Устанавливается упрощенный порядок досудебного производства по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. И наоборот, ряд преступлений, представляющих особую общественную опасность, переданы от органов внутренних дел в подследственность органов прокуратуры;
√ «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан». Данный Закон объединяет более 15 законопроектов, внесенных в Законодательную палату Олий Мажлиса депутатами, правительством, Генеральной прокуратурой и другими субъектами законодательной инициативы.
В частности, вносятся изменения и дополнения в законы «О прокуратуре», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О профилактике правонарушений», а также в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой, Налоговый, Семейный кодексы и Кодекс об административной ответственности. Они предусматривают определение координирующей роли Генпрокуратуры в деятельности республиканских межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, по делам несовершеннолетних, по противодействию торговле людьми и по противодействию коррупции. Закон содержит нормы, определяющие порядок размещения на официальных сайтах органов госвласти и управления материалов о профилактических мероприятиях, сведений о состоянии законности и уровне преступности, информации о совершенных правонарушениях и мерах по их пресечению.
Согласно изменениям и дополнениям, вносимым в Налоговый кодекс и Закон «Об органах самоуправления граждан», Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальные советы освобождаются от уплаты госпошлины при обращении в суд с иском в интересах органов самоуправления граждан, а также при обжаловании в суд решений органов государственного и хозяйственного управления, органов госвласти на местах, действий (бездействия) их должностных лиц.
Расширяются и полномочия схода граждан. Закон определяет порядок ежеквартального заслушивания отчетов председателя схода граждан, его заместителей, советников, председателей комиссий по основным направлениям их деятельности и ревизионной комиссии схода граждан.
Изменения и дополнения в законы «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» и «О социальном партнерстве» предусматривают предоставление органам госвласти и управления права непосредственно предоставлять на основе конкурса государственный социальный заказ для выполнения общественно полезных задач ННО и другими институтами гражданского общества.
Внесены изменения и дополнения и в законы «О прокуратуре» и «О государственной власти на местах». В соответствии с этими поправками прокуроры различных уровней ежегодно будут представлять отчеты о своей деятельности, а также в необходимых случаях будут информировать органы самоуправления граждан о состоянии законности и борьбы с преступностью.
К основным полномочиям областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов Законом отнесено заслушивание отчетов прокуроров, отчетов руководителей территориальных подразделений МВД, органов управления, здравоохранения, районных (городских) медицинских объединений, центральных районных многопрофильных поликлиник.
В соответствии с поправками в законодательство о госвласти на местах вводится система предоставления хокимами области, района, города отчетов о своей деятельности органам самоуправления граждан.
Поправками в законы «Об охране природы» и «О недрах» устанавливается подотчетность Госкомэкологии Кабинету Министров, конкретизируются его полномочия.
Законом также вносятся изменения и дополнения к законам «О банкротстве», «О нормативно-правовых актах» и ряд других законов.
На заседании сенаторы рассмотрели вопросы:
√ об изменении границ города Тойтепы и Уртачирчикского района Ташкентской области и отнесении города Тойтепы к категории городов областного подчинения, а также определении города Тойтепы административным центром Ташкентской области, об изменении границ города Янгиюля и Янгиюльского района Ташкентской области, а также отнесении города Янгиюля к категории городов областного подчинения и об изменении границ города Ахангарана и Ахангаранского района Ташкентской области, а также отнесении города Ахангарана к категории городов областного подчинения. Одобрение данных предложений правительства будет способствовать совершенствованию административно-территориальной структуры Ташкентской области, эффективному управлению территориями, дальнейшему улучшению условий для жителей, придаст динамику развитию туристской сферы;
√ о переименовании города Тойтепы Ташкентской области. По итогам рассмотрения предложения Кабинета Министров принято постановление о переименовании города Тойтепы Ташкентской области в город Нурафшон;
√ о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан. Принято постановление об избрании ряда судей Верховного суда;
√ о назначении на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Турецкой Республике, о внесении дополнений и изменений в Правила этики членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в Регламент Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также об избрании председателя Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономических реформ, внесении изменений в составы комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по регламенту и этике. По указанным вопросам приняты соответствующие решения;
√ о направлении парламентского запроса Премьер-министру Республики Узбекистан о состоянии содержания и использования железных дорог предприятий, не входящих в структуру акционерного общества «Ўзбекистон темир йўллари», государственного контроля по обеспечению безопасности железнодорожных перевозок на данных предприятиях.
Сенаторы также обсудили информацию, подготовленную по результатам парламентского запроса, направленного Премьер-министру Арипову А.Н., о состоянии государственного контроля в сфере обеспечения безопасности высокотехнологичных аттракционов, установленных в парках культуры и отдыха, других культурно-развлекательных местах Республики Узбекистан. Рабочая группа в составе руководителей министерств и ведомств изучила состояние 148 парков культуры и отдыха, действующих в них 1 758 аттракционов и игровых установок. По итогам изучения положения дел на местах Кабинет Министров утвердил план мероприятий, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей безопасное использование указанных объектов, а также повышение эффективности единого госконтроля в этой сфере.
На пленарном заседании Сената утвержден ряд указов Президента по вопросам государственного управления, а также избран новый состав Конституционного суда в соответствии с недавно принятым Конституционным законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан». Также были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса. Приняты соответствующие постановления.
В ходе одиннадцатого пленарного заседания Сената было рассмотрено 27 вопросов, в том числе 10 законов (из них 6 новых), направленных на повышение эффективности осуществляемых в стране демократических преобразований, последовательное исполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека. Решения, принятые на одиннадцатом пленарном заседании Сената, станут важной основой дальнейшего укрепления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан, повышения уровня жизни населения, укрепления стабильности и благополучия в стране.
По сообщению информационной службы Сената Олий Мажлиса.