На портале СОВАЗ обсуждался проект постановления Министерства здравоохранения и Министерства финансов «Об утверждении Положения о порядке оказания частными медицинскими организациями бесплатных медицинских услуг социально уязвимым слоям населения за счет средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот».
Напомним, постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения» (№ПП-2863 от 1.04.2017г.) частные медицинские организации, оказывающие населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), включая частные медорганизации с участием иностранных инвесторов, до 1.01.2022 г. освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на:
√ оснащение современным медицинским, инженерно-техническим оборудованием и его сервисно-техническое обслуживание, приобретение запасных частей, расходных материалов, инвентаря и других изделий медназначения;
√ осуществление нового строительства, реконструкции и капремонта зданий и сооружений для оказания медуслуг;
√ оказание бесплатных медицинских услуг социально уязвимым категориям населения.
Предусматривается, что правом на бесплатную медицинскую помощь в частных клиниках (кроме стоматологических и косметологических) смогут пользоваться:
√ инвалиды с детства;
√ круглые сироты;
√ инвалиды I и II групп;
√ инвалиды и участники войны 1941–1945 гг., а также приравненные к ним лица;
√ лица, вышедшие на пенсию и не осуществляющие трудовую деятельность;
√ участники трудового фронта в период войны 1941–1945 гг.;
√ инвалиды из числа лиц, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
√ воины-интернационалисты;
√ лица из малообеспеченных семей, получающие материальную помощь от органов самоуправления граждан.
Оказание частными клиниками бесплатных медуслуг для данных категорий населения – обязательно. Основанием для этого будет предъявление документов, удостоверяющих личность и подтверждающих принадлежность лица к льготной категории.
Виды и объем оказываемых бесплатных услуг будут самостоятельно определять частные медицинские организации исходя из диагноза и возможностей лечения в рамках специализаций, указанных в лицензии. Однако их объем не должен быть менее 25% от объема средств, реально высвобожденных в предыдущем отчетном периоде в связи с предоставлением налоговых льгот. При этом в расчет примут средние цены на медуслуги в конкретной частной медицинской организации.
Информация о годовом распределении количества бесплатных медуслуг с указанием их видов должна размещаться на стенде при входе в частную медорганизацию. Данная информация и сведения об обратившихся льготниках частные медорганизации будут вносить в специальную электронную базу на сайте Минздрава.
Предложение к проекту: проект не предусматривает конкретных мер ответственности для частных медицинских организаций за несоблюдение требований предлагаемого Положения.
Во-первых, в проекте четко не оговорено, каким видом правонарушения является необоснованный отказ в оказании бесплатных медицинских услуг: налоговым правонарушением либо несоблюдением лицензионных требований и условий. Так, в проекте Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных медицинских организаций подобная обязанность прямо не включена, а в перечне лицензионных требований и условий отсутствует даже упоминание о необходимости соблюдения законодательства частной медицинской организацией, то есть нет бланкетной ссылки.
Во-вторых, влечет ли необоснованный отказ льготнику в бесплатных медуслугах применение нормы части 4 статьи 30 НК, предусматривающей, что при нецелевом использовании высвобожденных по налоговой льготе средств сумма нецелевого использования подлежит взысканию в бюджет с начислением пени в установленном порядке? То есть проект не оговаривает, считается ли отказ в предоставлении обязательной услуги нецелевым использованием средств.
Эти вопросы необходимо решить в интересах самих частных медицинских организаций для их защиты от свободного толкования норм законодательства контролирующими органами.
Проект подготовлен на государственном языке и может быть изменен, дополнен или отклонен.
Самир Латыпов, эксперт «Norma Online».