Наша организация имеет на балансе компьютеры и прочую оргтехнику с 2007 года. Эти основные средства давно морально устарели и не используются. Часть этой оргтехники мы передали детскому дому, остальные необходимо списать с баланса. Слышали, что для этого необходимо официальное техническое заключение о непригодности ОС.
Обязательно ли при списании оргтехники иметь заключение (справку) о непригодности ОС или достаточно решения ликвидационной комиссии предприятия? Если необходимо иметь техзаключение, то какие организации выдают их?
Л.Сонг,
главный бухгалтер ООО.
– Нет, необязательно.
Процесс списания основных средств с баланса регулируется Положением о порядке списания с баланса стоимости основных средств (рег. МЮ №1401 от 29.08.2004г.).
В связи с моральным устареванием оборудование может быть ликвидировано. Ликвидацию основных средств предприятия производят по решению ликвидационной комиссии. Она создается под председательством руководителя (его заместителя) или главного инженера. Для ее создания руководитель предприятия издает приказ. В ее состав включаются соответствующие специалисты, работники бухгалтерии и материально ответственные лица предприятия.
Законодательство не содержит норм, обязывающих частные компании привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерного оборудования и оргтехники к дальнейшему использованию. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны или обращаться в компании, проводящие экспертизу технического состояния ОС и выдачу технического заключения – рекомендации на списание. Обычно выдачей таких техзаключений занимаются организации, проводящие ремонт и техническое обслуживание компьютеров и оргтехники.
Важно! Такие компании дают лишь заключение о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации основного средства. Решение о ликвидации принимается ликвидационной комиссией предприятия.
Результаты принятого комиссией решения о списании ОС оформляются актом о ликвидации основных средств (форма №ОС-4). По завершении ликвидационного процесса бухгалтерия составляет справку о затратах, связанных с ликвидацией основных средств, и поступлении материальных ценностей от их ликвидации.
Далее списанные компьютеры и оргтехника подлежат утилизации, то есть извлечению из отходов (изделий, потерявших свои потребительские ценности) ценных компонентов. Все узлы, детали, материалы, цветные и драгоценные металлы, годные для дальнейшего использования, приходуются по соответствующим счетам, на которых они учитываются по цене возможного использования, устанавливаемой комиссией по ликвидации. Непригодные узлы, детали, материалы, цветные и драгметаллы приходуются как вторичное сырье. При этом юрлица обязаны осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение отходов, не подлежащих утилизации (ст.15 З-на «Об отходах»). Например, согласно действующему законодательству драгоценные металлы, содержащиеся в небольших количествах в компьютерах и оргтехнике, должны быть сданы АО «Ташкентский завод по переработке лома, отходов цветных металлов» (Порядок, прил. №1 к ПКМ №49 от 5.02.1999г.).
Юридические лица ведут учет токсичных и нетоксичных отходов (прил. №№2, 3 к Положению, утв. ПКМ №295 от 27.10.2014г.) и представляют статотчетность об образовании, использовании, складировании или передаче отходов на переработку, утилизацию, захоронение специализированным предприятиям по окончании отчетного года (п.7 Положения №295).
Надежда ГУЩИНА,
эксперт «Norma Online».