Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 09 / Обсуждаем проблему

Льготы для экспортеров в Правила не вписываются

 

На государственном уровне сформирована система государственной поддержки и стимулирования экспорта, включающая ощутимые льготы и преференции для экспортеров:

1) не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров;

2) оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке;

3) от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождается валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства микрофирмами, малыми предприятиями;

4) для предприятий-экспортеров (за исключением реализации сырьевых товаров) ставки налога на прибыль и имущество снижаются в зависимос­ти от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ в общем объеме реализации: при доле экспорта от 15 до 30% – на 30%; при доле экспорта от 30% и более – на 50%. В таких же объе­мах снижается ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий.

 

Это позволяет оставшиеся в распоряжении предприятий денежные средства, в том числе валютные, направить на развитие своего производства.

Согласно изменениям, внесенным в Правила определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту (рег. МЮ №2195 от 16.02.2011г.), пункт 7 изложен в следующей редакции:

«Подтверждением факта отнесения товаров (работ, услуг) к продукции собственного производства является отметка предприятия в Единой электронной информационной сис­теме внешнеторговых операций с использованием электронной цифровой подписи» (рег. МЮ №2195-2 от 7.04.2016г.).

Данная норма вступила в силу со дня официального опубликования (Собрание законодательства Республики Узбекистан №14 от 11.04.2016г.). Однако версия ЕЭИСВО по регистрации контрактов экспорта товаров была введена позже этой даты, а регистрация контрактов по экспорту работ и услуг стала возможной только с 3 октября 2016 года.

В связи с этим у экспортеров возник вопрос: «Имеет ли право на установленные льготы и преференции юридическое лицо, реализующее на экспорт товары (работы, услуги) собственного производства, в период, когда возможности делать отметку в ЕЭИСВО не было»?

По нашему мнению, ответ должен быть положительным.

 

 

«Невидимый» экспорт

 

«Невидимый» экспорт – это доходы от прибывающих иностранных граждан (туристов), а также от продажи им билетов на отечественный авиатранспорт и другие услуги в стране пребывания.

Давайте рассмотрим, имеет ли место «невидимый» экспорт в Узбекистане при действующем законодательстве.

Прием наличной иностранной валюты на территории Республики Узбекистан допускается в оплату экспортируемых предприятиями малого бизнеса товаров (работ, услуг) собственного производства (подп.«а» п.1 Положения, рег. МЮ №1165 от 12.08.2002г.).

Ответ на вопрос: «Являются ли экспортом выполнение работ и оказание услуг на территории Узбекистана физлицу иностранного государства?» содержится в следующем определении: «Экспорт работ (услуг) – выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Рес­публики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания). Факт экспорта работ и услуг подтверждается счетом-фактурой либо актом выполненных работ, оформленными в установленном порядке» (пп.1, 3 Правил). При этом чек контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, чек терминала, квитанции в случаях реализации работ, услуг населению за наличный расчет являются документами, заменяющими счет-фактуру (ст.222 НК).

Анализ законодательства позволяет сделать следующие выводы.

Предприятия малого бизнеса имеют право выполнять работы и оказывать услуги собственного производства физлицу иностранного государства на территории Узбекистана за наличную иностранную валюту. При этом они обязаны выписать документ, заменяющий счет-фактуру, – чек контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (чек терминала, квитанцию).

В данном случае в соответствии с действующим законодательством предприятие малого бизнеса имеет право не заключать письменный договор при оказании работ, услуг за СКВ иностранным гражданам. В связи с этим у них нет возможности зарегистрировать контракт (договор) и сделать отметку в ЕЭИСВО и тем самым подтвердить факт отнесения выполненных работ, оказанных услуг к продукции собственного производства.

При этом никто не может отрицать, что предприятие малого бизнеса реализовало на экспорт услуги собственного производства за СКВ, и оно имеет право на льготы и преференции.

Также прием наличной иностранной валюты на территории Республики Узбекистан допускается в оплату реализуемых авиакомпаниями и их агентами авиабилетов (подп.«б» п.1 Положения).

Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой до­кументы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа. В нем информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.

Оказание услуг авиакомпанией «ўзбекистон ҳаво йуллари» по авиаперевозке является экспортом услуг собственного производства. Если следовать действующим правовым актам, то для получения льготы авиа­компании «ўзбекистон ҳаво йуллари» следует каждый билет (договор) вносить в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций с использованием электронной цифровой подписи и делать отметку, что данная услуга – собственного производства.

Для решения проблемы правомерности применения льгот туристическими компаниями, гостиницами и другими субъектами предпринимательства, выполняющими работы, оказывающими услуги иностранным гражданам за СКВ, предлагается внести в действующую норму уточнение, что отметка в ЕЭИСВО не является обязательным условием для применения льгот и преференций, а только информирует о том, что услуги оказаны собственными силами. При этом контролировать соблюдение действующего законодательства налоговые органы смогут и без этой отметки. А для подтверждения правомерности применения льготы экспортер представит им необходимые документы.

В настоящее время в решении данной проблемы заинтересованы не только субъекты предпринимательства – экспортеры, но и работники контролирующих органов.

 

Шарофиддин РУЗМЕТОВ,

директор ТГО РИКЦ при ГНК.

 


Примечание: согласно пункту 2 Положения указанные в статье платежи могут осуществляться как за наличную иностранную валюту, так и с использованием пластиковых платежных и кредитных карточек.

Прочитано: 2999 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2017-03-02 22:38:32, Гость_:
Отсюда следует, что гостиница имеет право не только эа СКВ размещать туристов, но и оказывать другие дополнительные услуги за наличную иностранную валюту.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика