На государственном уровне сформирована система государственной поддержки и стимулирования экспорта, включающая ощутимые льготы и преференции для экспортеров:
1) не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров;
2) оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке;
3) от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождается валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства микрофирмами, малыми предприятиями;
4) для предприятий-экспортеров (за исключением реализации сырьевых товаров) ставки налога на прибыль и имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ в общем объеме реализации: при доле экспорта от 15 до 30% – на 30%; при доле экспорта от 30% и более – на 50%. В таких же объемах снижается ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий.
Это позволяет оставшиеся в распоряжении предприятий денежные средства, в том числе валютные, направить на развитие своего производства.
Согласно изменениям, внесенным в Правила определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту (рег. МЮ №2195 от 16.02.2011г.), пункт 7 изложен в следующей редакции:
«Подтверждением факта отнесения товаров (работ, услуг) к продукции собственного производства является отметка предприятия в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций с использованием электронной цифровой подписи» (рег. МЮ №2195-2 от 7.04.2016г.).
Данная норма вступила в силу со дня официального опубликования (Собрание законодательства Республики Узбекистан №14 от 11.04.2016г.). Однако версия ЕЭИСВО по регистрации контрактов экспорта товаров была введена позже этой даты, а регистрация контрактов по экспорту работ и услуг стала возможной только с 3 октября 2016 года.
В связи с этим у экспортеров возник вопрос: «Имеет ли право на установленные льготы и преференции юридическое лицо, реализующее на экспорт товары (работы, услуги) собственного производства, в период, когда возможности делать отметку в ЕЭИСВО не было»?
По нашему мнению, ответ должен быть положительным.
«Невидимый» экспорт
«Невидимый» экспорт – это доходы от прибывающих иностранных граждан (туристов), а также от продажи им билетов на отечественный авиатранспорт и другие услуги в стране пребывания.
Давайте рассмотрим, имеет ли место «невидимый» экспорт в Узбекистане при действующем законодательстве.
Прием наличной иностранной валюты на территории Республики Узбекистан допускается в оплату экспортируемых предприятиями малого бизнеса товаров (работ, услуг) собственного производства (подп.«а» п.1 Положения, рег. МЮ №1165 от 12.08.2002г.).
Ответ на вопрос: «Являются ли экспортом выполнение работ и оказание услуг на территории Узбекистана физлицу иностранного государства?» содержится в следующем определении: «Экспорт работ (услуг) – выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания). Факт экспорта работ и услуг подтверждается счетом-фактурой либо актом выполненных работ, оформленными в установленном порядке» (пп.1, 3 Правил). При этом чек контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, чек терминала, квитанции в случаях реализации работ, услуг населению за наличный расчет являются документами, заменяющими счет-фактуру (ст.222 НК).
Анализ законодательства позволяет сделать следующие выводы.
Предприятия малого бизнеса имеют право выполнять работы и оказывать услуги собственного производства физлицу иностранного государства на территории Узбекистана за наличную иностранную валюту. При этом они обязаны выписать документ, заменяющий счет-фактуру, – чек контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (чек терминала, квитанцию).
В данном случае в соответствии с действующим законодательством предприятие малого бизнеса имеет право не заключать письменный договор при оказании работ, услуг за СКВ иностранным гражданам. В связи с этим у них нет возможности зарегистрировать контракт (договор) и сделать отметку в ЕЭИСВО и тем самым подтвердить факт отнесения выполненных работ, оказанных услуг к продукции собственного производства.
При этом никто не может отрицать, что предприятие малого бизнеса реализовало на экспорт услуги собственного производства за СКВ, и оно имеет право на льготы и преференции.
Также прием наличной иностранной валюты на территории Республики Узбекистан допускается в оплату реализуемых авиакомпаниями и их агентами авиабилетов (подп.«б» п.1 Положения).
Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа. В нем информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.
Оказание услуг авиакомпанией «ўзбекистон ҳаво йуллари» по авиаперевозке является экспортом услуг собственного производства. Если следовать действующим правовым актам, то для получения льготы авиакомпании «ўзбекистон ҳаво йуллари» следует каждый билет (договор) вносить в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций с использованием электронной цифровой подписи и делать отметку, что данная услуга – собственного производства.
Для решения проблемы правомерности применения льгот туристическими компаниями, гостиницами и другими субъектами предпринимательства, выполняющими работы, оказывающими услуги иностранным гражданам за СКВ, предлагается внести в действующую норму уточнение, что отметка в ЕЭИСВО не является обязательным условием для применения льгот и преференций, а только информирует о том, что услуги оказаны собственными силами. При этом контролировать соблюдение действующего законодательства налоговые органы смогут и без этой отметки. А для подтверждения правомерности применения льготы экспортер представит им необходимые документы.
В настоящее время в решении данной проблемы заинтересованы не только субъекты предпринимательства – экспортеры, но и работники контролирующих органов.
Шарофиддин РУЗМЕТОВ,
директор ТГО РИКЦ при ГНК.
Примечание: согласно пункту 2 Положения указанные в статье платежи могут осуществляться как за наличную иностранную валюту, так и с использованием пластиковых платежных и кредитных карточек.