«Нал или пластик – выбор пенсионера» – так назывался материал, опубликованный в специальном выпуске «Пенсионное дело» («Норма» №7 от 14.02.2017г.). В нем был дан ответ на вопрос: «Куда обратиться пенсионеру, чтобы, как прежде, получать пенсию или часть ее на пластиковую карточку?». Ответ был получен по горячей линии Народного банка.
Когда номер уже вышел в свет, редакция получила разъяснение начальника отдела методологии назначения пенсий исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз Зафаржона Хужаева.
– В связи с многочисленными обращениями в виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан, поступающими от пенсионеров, желающих получать пенсию или ее часть в безналичной форме на банковскую пластиковую карточку, с 1 марта 2017 года разрешено в порядке исключения выплачивать пенсию в безналичной форме только при наличии желания самого пенсионера (письмо Аппарата Президента Республики Узбекистан №13-227 от 15.02.2017г.).
Для этого пенсионерам, изъявившим желание получать пенсию в безналичной форме, необходимо обратиться в отдел Пенсионного фонда по месту жительства с соответствующим заявлением. Не имеющие банковской пластиковой карточки должны сначала в коммерческих банках оформить договор и получить ее, а потом уже обратиться в отдел Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением.
При этом в письме особое внимание уделено персональной ответственности должностных лиц в случае принуждения пенсионеров к получению пенсий в безналичной форме, а также любое иное воздействие (путем дачи «рекомендаций», убеждений и т.п.) в целях ограничения свободного выбора пенсионерами формы получения пенсий или их части.