Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 2 / Приоритеты

17 важных изменений 2017 года в Налоговый кодекс

 

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2017 год» (№ЗРУ-417 от 27.12.2016г., вступил в силу 1 января 2017 года, опубликован в газете «Норма» №1 (598) от 6.01.2017г.) внесены поправки в Налоговый кодекс.

 

 

Сэкономленные на налогах средства можно использовать дольше

 

Частым условием предоставления налоговых льгот является целевое использование высвобожденных от налогообложения средств. Таким образом государство стимулирует инвестиции в капитал – человеческий и материально-технический.

На практике полностью воспользоваться льготами не удается из-за того, что высвобождаемые средства должны использоваться полностью в течение льготного периода. Иначе они будут взысканы в бюджет с начислением пени (ч.4 ст.30 НК).

К примеру, если льготный налоговый период заканчивается в 2016 году, то и сэкономленные на налогах деньги надо потратить до 1 января 2017-го.

Тем самым в последний квартал льготного срока льготы фактически не действовали, так как рассчитать высвобожденные средства и использовать их до конца года невозможно.

Устранили эту несправедливость дополнения, внесенные в статью 30 НК. Налогоплательщикам предоставлено право направлять неиспользованные в течение льготного периода высвобожденные средства на установленные цели еще в течение 1 года после его окончания. Если же по истечении и этого периода они не будут полностью использованы, остаток неиспользованных средств придется вернуть в бюджет.

 

 

Принудительно взыскивать налоги стало проще

 

Как известно, к налогоплательщику, не погасившему налоговую задолженность в установленные сроки, налоговые органы вправе применять следующие меры принудительного ее взыскания:

в бесспорном порядке с банковских счетов налогоплательщика (ст.63 НК);

за счет сумм, причитающихся налогоплательщику от его дебиторов (ст.64 НК);

за счет имущества налогоплательщика (ст.65 НК).

Взыскать налоговую задолженность за счет имущества налогоплательщика налоговые органы могли только в случаях, когда ее размер превышал установленный минимум. Этот минимум утверждается ежегодно и на 2017 год для юрлиц составляет 20 МРЗП.

Теперь на основании дополнений, внесенных в статьи 59 и 61 НК, налоговые органы вправе обращать взыскание на имущество налогоплательщиков, даже если налоговая задолженность меньше установленного минимума, но она не погашена ими в течение года пос­ле истечения срока уплаты.

 

 

Нет затрат на проценты – плати налог

 

Нередко юридические лица предоставляют друг другу свободные денежные средства во временное пользование в виде займа или возвратной финансовой помощи. Налоговые органы рассматривали их как источник доходов в виде безвозмездных имущественных прав. При этом правила определения такого дохода НК не устанавливал, а налоговики рассчитывали доход исходя из ставки рефинансирования ЦБ. С этим были не согласны налогоплательщики, не видевшие оснований для уплаты налогов с дохода.

Внесенные в статью 135 НК дополнения все ставят по своим местам. Согласно им доходы заемщика от безвозмездно полученного права пользования денежными средствами будут определяться по ставке рефинансирования, установленной Центробанком на дату получения суммы займа (финпомощи).

Эта же ставка будет применяться и при определении налогооблагаемой базы по займам, по которым процент установлен ниже ставки рефинансирования ЦБ.

Данные правила не распространяются на кредиты, выданные кредитными организациями, а также на займы, предоставляемые нерезидентами.

 

 

Хочешь льготу – получи сертификат резидентства

 

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством, то применяются правила международного договора (ст.4 НК).

На практике, чтобы воспользоваться этой нормой при разных налоговых ставках в Узбекистане и в стране, с которой подписан договор об избежании двойного налогообложения, нужно было совершить ряд действий. Для применения пониженной ставки налога или получения освобождения от его уплаты с доходов нерезидентов в соответствии с международным договором в ГНК необходимо было подавать заявление и целый ряд документов.

Изменения, внесенные в статью 155 НК, предусматривают применение норм международных до­говоров в области налогообложения ко всем видам доходов нерезидентов, облагаемых у источника выплаты.

При этом для снижения ставки налога или освобождения от его уплаты подавать заявление в налоговые органы не требуется. Достаточно будет иметь сертификат резидентства, выданный компетентным органом иностранного государства, с которым Узбекистан подписал международный договор.

Сертификат резидентства должен храниться у юрлица-резидента – источника выплаты в качестве документа, обосновывающего применение налоговой льготы в соответствии с международным до­говором. Причем в наличии должен быть оригинал сертификата, его копия официальным документом считаться не будет.

 

 

Декларация недостоверна – заплати по максимальной ставке

 

Законодательством предусмотрена обязанность физлиц по отдельным доходам представлять в ГНИ декларацию о совокупном годовом доходе (ст.189 НК). Если налогоплательщик ее не представит, налоговая служба вправе начислить налог на основе имеющейся у нее информации по максимальной ставке и вручить ему уведомление о сумме начисленного налога, подлежащего уплате.

Согласно новой редакции части 9 статьи 192 НК теперь эти меры будут применяться, если физлицо подаст налоговую декларацию с недостоверной информацией (укажет не все доходы или занизит их сумму). В таких случаях налоговые органы на основе имеющейся у них информации будут вправе пересчитать сумму налога с применением максимальной ставки и письменно уведомить об этом налогоплательщика.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, может быть снижена только после представления налогоплательщиком уточненной декларации.

 

 

Больше прозрачности при определении стоимости недр

 

В статью 254 НК внесены изменения, касающиеся оценки стоимос­ти планируемых к добыче полезных ископаемых, являющейся налоговой базой бонуса коммерческого обнаружения. С 1 января 2017 года при отсутствии цены на мировом рынке стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых определяется исходя из производственной себестоимости добычи, предусмот­ренной ТЭО по промышленному освоению месторождения, увеличенной на 20%.

Это повысит прозрачность установления налоговой базы, поскольку в действующей редакции НК при этих условиях стоимость объема извлекаемых запасов определяется уполномоченным госорганом.

 

 

При переходе на ЕНП придется отчитаться

 

В соответствии с НК расчеты по налогу за пользование водными ресурсами, налогу на имущество и земельному налогу юрлица представляют в налоговые органы 1 раз в год в сроки сдачи годовой финансовой отчетности. При этом сроки представления данных расчетов при переходе на упрощенную систему налогообложения в течение года НК не устанавливались.

Теперь же субъекты малого бизнеса – плательщики общеустановленных налогов, перешедшие в течение года на уплату единого налогового платежа, за период уплаты ими общеустановленных налогов должны будут представить расчеты по вышеуказанным налогам. Такой порядок предусматривают дополнения, внесенные в статьи 263, 271 и 285 НК.

Расчет представляется в ГНИ не позднее 10 числа месяца, в котором налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения.

Например, если малое предприятие, платившее общеустановленные налоги, перейдет на уплату ЕНП со II квартала 2017 года, то оно должно будет рассчитать вышеуказанные налоги за I квартал 2017 года и до 10 апреля представить по ним расчеты в ГНИ.

 

 

Занижение текущего платежа чревато начислением пени

 

Плательщики налога на благо­устройство и развитие социальной инфраструктуры должны уплачивать текущие платежи (ст.300 НК), если налогооблагаемая база равна или превышает 200 МРЗП. Они исчисляются исходя из предполагаемой суммы чистой прибыли и уплачиваются ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы налога.

Точно определить чистую прибыль за несколько месяцев вперед практически невозможно. Пользуясь этим, недобросовестные налогоплательщики существенно занижали текущие платежи по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

Изменения, внесенные в статью 300 НК, делают это невыгодным. При выявлении заниженного размера текущих платежей по сравнению с суммой фактически начисленного налога более чем на 10% будут начисляться пени. Выявить занижения налоговикам в рамках камерального контроля будет несложно.

Аналогичный порядок вводится по налогам на прибыль, за пользование водными ресурсами и на имущество юрлиц. Нововведения устанавливают единообразные требования по уплате текущих платежей по всем налогам.

 

 

Сбор не пересчитывается

 

Из НК исключена часть 5 ­статьи 347. В соответствии с ней налоговые органы требовали от юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю отдельными видами товаров и услуг, при изменении МРЗП в течение года сдавать уточненный расчет и доплачивать сумму разницы на сборы, уплаченные авансом.

Теперь сбор за право розничной торговли и оказания отдельных видов услуг будет уплачиваться исходя из МРЗП, установленного на начало года. При изменении размера минимальной зарплаты в течение года представлять налоговикам уточненный расчет и доплачивать разницу не нужно.

 

 

Победитель конкурсных торгов получит прибыль и заплатит НДС

 

НДС будет вноситься плательщиками ЕНП при участии по результатам конкурсных торгов в капитальном строительстве, финансируемом из централизованных источников.

Для юрлиц, применяющих упрощенный порядок налогообложения, сохранены обязательства по уплате отдельных общеустановленных налогов (ст.349 НК). К их числу относятся налог на прибыль, взимаемый у источника выплаты, НДС по работам (услугам), выполняемым нерезидентами Республики Узбекистан, акцизный налог при производстве подакцизной продукции, ЕСП и др.

Внесенные в статью 349 НК дополнения предусматривают обязательную уплату НДС победителями конкурсных торгов в капитальном строительстве объектов, которые финансируются с привлечением централизованных источников (средств госбюджета и целевых фондов, кредитов иностранных коммерческих банков), независимо от применяемой системы налогообложения.

Этот порядок вводится в дейст­вие с 1 апреля 2017 года.

 

 

Создавай дочерних предприятий сколько хочешь

 

Чтобы считаться субъектом малого предпринимательства, среднегодовая численность работников предприятия должна соответствовать установленному законодательством критерию. Об этом знает каждый бухгалтер.

Законодательством предусмотрено, что при определении численности учитываются: основной персонал предприятия, совместители, физлица, работающие по договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах. То есть в действующей формулировке унитарное предприятие тождественно дочернему.

Между тем в гражданском законодательстве (ст.ст.67, 70 ГК) дается различное определение признаков унитарного и дочернего обществ. Дочернее общество – отдельное юрлицо, наделенное обособленным имуществом. Его госрегистрация осуществляется в форме хозяйствующего общества, товарищества и т.д. Даже если учредителем дочернего общества будет являться другое общество со 100-процентной долей участия, оно все равно согласно ГК не будет признаваться унитарным.

В результате формулировка «на унитарных (дочерних) предприятиях» создавала многочисленные проблемы для налогоплательщиков.

Для приведения в соответствие с ГК и ликвидации разночтений из статьи 350 НК и статьи 5 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» слово «(дочерних)» исключено.

 

 

Перейти на упрощенный порядок налогообложения стало легче

 

Часть 2 статьи 351 НК принята в новой редакции. Плательщики общеустановленных налогов, соответствующие по итогам отчетного года критериям, установленным для субъектов малого бизнеса, получили право перейти на уплату ЕНП, направив соответствующее уведомление в ГНИ не позднее 10 числа первого месяца квартала, в котором они переходят на упрощенный порядок налогообложения.

При этом перейти на «упрощенку» они могут в том квартале текущего года, в каком пожелают. Например, для перехода на уплату ЕНП с начала года уведомление нужно подать до 10 января, если со II квартала – не позднее 10 апреля и т.д.

Напомним, что в прежней редакции для перехода с общеустановленных налогов на уплату ЕНП нужно было письменно уведомить налоговые органы не позднее 1 месяца до начала следующего отчетного периода (квартала).

 

 

Упрощенка по умолчанию

 

Предприятия торговли и общественного питания уплачивают ЕНП без права выбора системы налого­обложения. Но если их специализация по итогам года менялась, нужно было определяться: уплачивать ЕНП или общеустановленные налоги. Чтобы применить упрощенный порядок, они должны были не позднее 1 февраля письменно уведомить ГНИ. Непредставление письменного уведомления к указанному сроку считалось согласием уплачивать общеустановленные налоги (ст.352 НК).

Теперь же никаких уведомлений о продолжении использования упрощенного порядка налогообложения представлять налоговикам не надо, так как часть 6 статьи 352 НК исключена. С 1 января 2017 года микрофирмам и малым предприятиям, ранее специализировавшимся на торговле или общепите, предоставлено право продолжить уплачивать ЕНП без уведомления.

 

 

Не работаешь – льготы верни

 

Для выпускников профессиональных колледжей, зарегистрированных в качестве ИП в течение года после окончания, предусмотрена льгота: они освобождаются от уплаты фиксированного налога на 6 месяцев с даты их госрегистрации. Однако, прекратив свою деятельность в течение 12 месяцев с момента госрегистрации, они должны уплатить налог за весь период осуществления деятельности, в том числе и за 6 льготных месяцев (ст.375 НК).

Теперь на основании внесенных в данную статью дополнений это положение будет применяться и в случае приостановления деятельности на 3 и более месяцев.

Например, выпускник колледжа зарегистрировался в качестве ИП в январе. По общему правилу с января по июнь включительно он освобожден от уплаты фиксированного налога. Но если он приостановит деятельность, скажем, в сентяб­ре на 4 месяца, то должен будет уплатить налог с января по август включительно, то есть за весь период деятельности.

 

 

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» (№ЗРУ-418 от 29.12.2016г., вступил в силу 1 января 2017 года, опубликован в газете "Норма" №2 (599) от 10.01.2017 г.) в Налоговый кодекс внесены изменения и дополнения.

 

Налоговые проверки: виды и основания проведения

 

Согласно внесенным поправкам, связанным с порядком проведения налоговых проверок, в отношении налогоплательщиков будут проводиться 2 вида налоговых проверок: плановая и внеплановая.

 

Плановая налоговая проверка

финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика

Внеплановая налоговая проверка

финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика

Проверка, проводимая на основании координационного плана проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов

 

Проверка, проводимая в связи с ликвидацией юрлица, а также краткосрочная проверка, проводимая исключительно по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства

 

 

Также скорректированы основания для проведения внеплановых налоговых проверок.

 

Вид налоговой проверки

 

Основание для ее проведения

 

Внеплановая налоговая проверка

 

P решение специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении проверки с указанием наименования проверяемого объекта, идентификационного номера налогоплательщика, целей проверки, сроков ее проведения и обосновывающих причин;

P приказ органа государственной налоговой службы, изданный на основании решения специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, с указанием целей, сроков проведения проверки, состава проверяющих должностных лиц

Краткосрочная проверка на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств*         

 

P решение специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении проверки с указанием наименования проверяемого объекта, идентификационного номера налогоплательщика, целей проверки, сроков проведения и обосновывающих ее причин;

P приказ начальника уполномоченного законодательством подразделения органа государственной налоговой службы, изданный на основании решения специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, с указанием целей, сроков проведения проверки и состава проверяющих должностных лиц

 

Внеплановая налоговая проверка ликвидируемого юридического лица

 

P письменное уведомление ликвидатора или органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации юридического лица;

P приказ органа государственной налоговой службы с указанием целей, сроков проведения проверки и состава проверяющих должностных лиц

 

*Проводится в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг.

 

Кроме того, в Налоговый кодекс внесены поправки, связанные с отменой встречных проверок.

 

 

Систематически не платишь налоги – жди проверку

 

В соответствии с внесенными в Налоговый кодекс поправками финансово-хозяйственная деятельность микрофирм, малых предприятий, фермерских хозяйств, в том числе вновь созданных, а также частных банковских и иных частных финансовых институтов может подлежать плановым проверкам в случае систематической неуплаты налогов и других обязательных платежей в течение финансового года.

 

 

Когда финансовые санкции не применяются

 

Согласно статье 109 НК лицо не может быть привлечено к ответственнос­ти за налоговое правонарушение при отсутствии:

факта совершения налогового правонарушения;

вины лица в совершении налогового правонарушения.

Налоговый кодекс дополнен новым основанием для освобождения от ответственности за налоговое правонарушение.

К субъектам предпринимательства, впервые совершившим правонарушение при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, не будут применяться штрафы и финансовые санкции (кроме пени) в случае добровольного устранения ими допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, в том числе уплаты налогов и других обязательных платежей в установленные законодательством сроки.

 

Музаффар МИРЗАГАНИЕВ, Олег ЗАМАНОВ, эксперты «Norma Online».

Прочитано: 12416 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика